Рабочая программа по обществознанию 7 класс по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА АБАКАН «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12»


Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ШМО зам.директора по УВР приказом МБОУ «СОШ №12»
Протокол«__»______2016г. __________________ «__»_________2016г. №_____ №___ «___»_________2016 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет Обществознание
Класс 7 В, М
Учитель Архипкина А.В.























2016- 2017 учебный год
Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 05.03.2004г. № 1089), образовательной программы МБОУ «СОШ №12», с учетом примерной программы по обществознанию (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263), учебного плана МБОУ «СОШ № 12».
Цель - освоение комплексом знаний о социальных нормах, законах, социальных и экономических процессах, протекающих в современной России и мире.
Задачи курса:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Согласно учебному плану МБОУ «СОШ № 12» на изучение обществознания в 7 классе отводится 1 час в неделю. В календарно-тематическом планировании фактическая дата может быть скорректирована за счет резерва в связи с учетом возможностей класса, карантинными мероприятиями, актированными днями, выпадением учебных занятий на государственные праздники. При отсутствии данных обстоятельств час резерва используется на организацию системного повторения, устранения пробелов в знаниях учащихся.
Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с историей, географией, изобразительным искусством, литературой, естествознанием. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся 7 класса вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности. МПС осуществляются при изучении следующих тем: «Моральный выбор», «Правоотношения», «Социальные, экономические и культурные права человека», «Как защищаются права человека», «Гражданские правоотношения Право собственности и порядок его защиты», «Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей», «Преступление и наказание».
Конкретность раскрытия многих вопросов курса, его практико-ориентированный характер делают принципиально важным активное использование регионального компонента обществознания. Содержание национально-регионального компонента в данной программе составляет 10 % от общего нормативного времени, а именно уроки по следующим темам: «Как осуществляется правосудие», «Подросток в трудовых правоотношениях», «Административные проступки. Административная ответственность несовершеннолетних», «Юридическая ответственность несовершеннолетних».
Для реализации целей и задач данной программы предполагается использовать следующие формы занятий: индивидуальная, групповая работа, практикумы, творческие работы. Уроки носят проблемный характер и включают в себя самостоятельную работу. Использование современных педагогических технологий (дифференцированного, здоровье сберегающего, личностно-ориентированного обучения) обеспечивает достижение оптимального развития ребенка в соответствии с его природными задатками и способностями.
Основные формы контроля, применяемые на уроках: проверка схем, таблиц; решение практических задач; понятийный диктант; тестирование.
Подростковый возраст очень важен, поскольку новообразованием именно этого периода является личностное самоопределение - умение подростка сделать выбор и нести за него ответственность. Ведущая деятельность - социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение; общение; общественно-полезная деятельность. . С целью предоставления равных возможностей всем ученикам обучение построено на дифференцированном и индивидуальном подходе в изучении предмета. Индивидуальные особенности каждого ученика учитываются при планировании урока.
Текущий контроль и промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с «Положением о формах периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся»

Основное содержание (34ч)

Введение. Закон - как основа поведения людей в обществе (1 час).
Регулирование поведения людей в обществе (20 часов).
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. (1 час).
Понятийный аппарат: социальные нормы, привычки, обычай, традиции, обряд, ритуал, моральные нормы, санкции
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм. (1 час).
Понятийный аппарат: общественное сознание, индивидуальное сознание, идеология, духовные ценности, патриотизм, гражданственность
Мораль, ее основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека. (3 часа).
Понятийный аппарат: мораль, нравственность, этика, универсальная ценность, моральные принципы мораль, моральный выбор, добро, зло, долг, совесть, самоконтроль, свобода
Право, его роль в жизни человека, общества, государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей. (2 часа).
Понятийный аппарат: право, естественное право, закон, правовое сознание, правовая культура. норма права, отрасль права, нормативные правовые акты, диспозиция, гипотеза, санкция как элементы нормы права, подзаконные акты, кодекс, система
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. (2 часа).
Понятийный аппарат: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, субъект права, эмансипация, малолетние, несовершеннолетние, недееспособность правоотношения, юридические факты, юридические действия, юридические события, объекты и субъекты права, правовое поведение, правомерное поведение, противоправное поведение/ правонарушение, проступки
Правовой статус. Личные (гражданские) права, политические, социально-экономические и культурные права и свободы российских граждан. (4 часа).
Понятийный аппарат: правовой статус, естественные права, достоинство, личные права, политические права, социальные права, культурные права, гарантия судебной защиты личные права, суд присяжных, присяжные заседатели политические права, политические свободы, общественное объединение, шествие, митинг, демонстрация, активное избирательное право, пассивное избирательное право.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества - долг и обязанность. (1 час).
Понятийный аппарат: налоги, альтернативная гражданская служба
Как защищаются права человека в России. (1 час).
Понятийный аппарат: социальные, экономические, культурные права, забастовка, приватизация декларация, конвенция, международная защита прав человека, ЕСПЧ, ООН, петиция, уполномоченный по правам человека/ребенка.
Обобщающий урок по теме «Права и обязанности гражданина Р.Ф.» (1 час).
Правоохранительные органы. Судебная система. Как осуществляется правосудие. (3 часа).
Понятийный аппарат: законность, правопорядок, правоохранительные органы ФССП, ФСБ, ФМС правосудие, Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, ВАС РФ, мировой суд судебное разбирательство, судебное заседание, исковое заявление, истец, ответчик, принципы судопроизводства, судебная инстанция.
Обобщение по теме: «Регулирование поведения людей в обществе»(1 час)
Понятийный аппарат:понятия и термины раздела «Регулирование поведения людей в обществе» §§1-17 .
Основы российского законодательства (13 часов).
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. (2 часа).
Понятийный аппарат: гражданское право, гражданские правоотношения, сделка, договор, интеллектуальная собственность, юридическое лицо, физическое лицо. право собственности, собственность, владение, пользование, распоряжение, собственник, общая собственность, иск, иск о признании собственности
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. (2 часа).
Понятийный аппарат: семейное право, семья, брак, брачный договор, Семейный кодекс, алиментные обязательства. Опека, попечительство, орган опеки и попечительства, усыновление (удочерение), тайна усыновления, приемная семья, детский дом семейного типа, социальное сиротство.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. (2 часа).
Понятийный аппарат: Трудовой кодекс, трудовое право, работник, работодатель, МРОТ, рабочее время, безработный, трудовой договор.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. (3 часа). Понятийный аппарат: административное право, административная ответственность, административные правоотношения, административное правонарушение.
Уголовное право Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних. (3 часа).
Понятийный аппарат: уголовное уголовная ответственность, уголовное наказание, преступление, состав преступления. право,
Обобщающий урок по разделу «Основы российского законодательства» (1 час).
Понятийный аппарат: понятия и термины раздела «Основы российского законодательства» §§18-26 .
Итоговое обобщение по курсу обществознания 7 класса (1 час)

Требования к уровню подготовки выпускников 7 класса:

Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными. законом
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтроля.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата проведения
Тема урока
Цели, ЗУН обучающихся
Примечание


По плану
По факту




1


Закон - как основа поведения людей в обществе
Знать, почему закон обязаны исполнять все люди. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий


2


Социальные нормы
Формировать у обучающихся понимание значения социальных норм для жизнедеятельности общества. Знать понятия: социальные нормы, привычки, обычай, традиции, обряд, ритуал, моральные нормы, санкции. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, приводить примеры
ИКТ
Кодификатор 1.14

3


Общественное сознание и духовные ценности. Входной контрольный срез
Называть отличительные признаки общественного и индивидуального общественного сознания, ценности, патриотизм, гражданственность


4


Мораль
Формировать у обучающихся понимание о морали как социальной норме, определяющей поведение человека в обществе. Называть отличительные признаки морали как
Кодификатор 1.14

5


Моральный выбор
Формировать у обучающихся понимание необходимости морального выбора в повседневной жизни каждой

МПС

6


Контрольная работа по теме «Социальные нормы и мораль »
Знать основные положения раздела. Уметь анализировать,
ОГЭ

7


Право на службе человека
Формировать у обучающихся понимание о праве как особой социальной норме, призванной обеспечить развитие общества в соответствии с идеалами добра и честности. Осмыслить понятия право, естественное право, закон, правовое сознание, правовая культура.

Кодификатор 5.1

8


Система права
Перечислить и охарактеризовать элементы системы права, определять элементы нормы права на основе анализа конкретного материала. Осмыслить понятия урока норма права, отрасль права, нормативные правовые акты, диспозиция, гипотеза, санкция как элементы нормы права, подзаконные акты, кодекс, система
ИКТ

9


Правоспособность и дееспособность человека
Формировать у обучающихся понимание о правоспособности и дееспособности человека как взаимодополняющих составляющих реализации права. Знать основные положения урока. правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, субъект права, правосубъектность, эмансипация, малолетние, несовершеннолетние, недееспособность.. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы



10


Правоотношения
Формировать у обучающихся понимание о действиях в собственном правовом поле как участнике правоотношений на основе анализа содержания ключевых понятий темы. Знать понятия: правоотношения, юридические факты, юридические действия, юридические события, объекты и субъекты права, правовое поведение, правомерное поведение, противоправное поведение/правонарушение, проступки.

МПС

11


Правовой статус человека
Формировать у обучающихся понимание о правах, свободах и обязанностях как составляющих правового статуса человека. называть особенности конституции как основного закона государства;, определять особенности естественных прав;, перечислять основные принципы права, закрепленные в Конституции РФ, называть группы прав человека.

ИКТ

12


Личные (гражданские) права человека
Называть личные права граждан РФ;
определять классифицирующий признак личных прав;, определять, чем гарантируется реализация личных прав граждан РФ. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
ИКТ

13


Социальные, экономические и культурные права человека
Приводить примеры социальных, экономических и культурных прав граждан РФ; определять классифицирующие признаки социальных, экономических и культурных прав граждан РФ; определять, чем гарантируется реализация социальных, экономических и культурных прав граждан РФ. Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
МПС

14


Политические права
Приводить примеры реализации политических прав граждан РФ; определять классифицирующие признаки политических прав граждан РФ; определять, чем гарантируется реализация политических прав граждан РФ. Давать определение понятиям: политические права, политические свободы, общественное объединение, шествие, митинг, демонстрация, активное избирательное право, пассивное избирательное право.. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы


15


Конституционные обязанности гражданина Р.Ф.
Формировать у обучающихся понимание о соблюдении конституционных обязанностей как необходимой составляющей политической культуры гражданина.
Знать основные понятия урока: обязанности, налоги, альтернативная гражданская служба. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
ИКТ
Кодификатор 5.19

16


Как защищаются права человека
Формировать у обучающихся понимание о механизмах защиты прав человека. Перечислять способы защиты прав человека. Называть предполагаемые ситуации нарушения прав человека и определять механизм защиты нарушенного права. Перечислять международные органы защиты прав человека.
МПС

17


Обобщающий урок по теме «Права и обязанности гражданина Р.Ф.»
Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Обобщить материал как систему знаний, проверить и скорректировать знания по теме.
ОГЭ

18


Правоохранительные органы Р.Ф.
Формировать у обучающихся понимание о механизмах защиты прав человека в Российской Федерации. Знать понятия: законность, правопорядок, правоохранительные органы ФССП, ФСБ, ФМС.
ИКТ

19


Судебная система Р.Ф.
Формировать у обучающихся понимание о механизмах судебной защиты прав человека в Российской Федерации. Перечислять элементы судебной системы в РФ. Определять функции и назначение каждого из высших судебных органов РФ. Перечислять виды судопроизводства.

ИКТ

20


Как осуществляется правосудие НРК
Формировать у обучающихся понимание о механизмах судебной защиты прав человека в Российской Федерации. Знать понятия: судебное разбирательство, судебное заседание, исковое заявление, истец, ответчик, принципы судопроизводства, судебная инстанция.
ИКТ

21


Контрольная работа по теме: «Регулирование поведения людей в обществе»
Проверить знания по теме
ОГЭ

22


Гражданские правоотношения
Формировать у обучающихся понимание об особенностях гражданских правоотношений. Приводить примеры гражданских правоотношений из собственного опыта.
характеризовать понятия по теме. Гражданское право, гражданские правоотношения, сделка, договор, интеллектуальная собственность, юридическое лицо, физическое лицо.. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
МПС

23


Право собственности и порядок его защиты
Формировать у обучающихся понимание о правомочиях права собственности. Приводить примеры нарушений права собственности. Называть правомочия права собственности.
Определять формы защиты права собственности. Знать понятия: право собственности, собственность, владение, пользование, распоряжение, собственник, общая собственность, иск, иск о признании собственности.

МПС, ИКТ

24


Семейные правоотношения
Формировать у обучающихся понимание о семье как субъекте правоотношений. Знать понятия: семейное право, семья, брак, брачный договор, Семейный кодекс, алиментные обязательства. Называть основные документы, регламентирующие семейные отношения.
Перечислять условия заключения брака; Называть права супругов и права ребенка.


25


Защита прав и интересов детей оставшихся без родителей
Формировать у обучающихся понимание о роли государства в организации защиты прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Знать понятия: опека, попечительство, орган опеки и попечительства, усыновление (удочерение), тайна усыновления, приемная семья, детский дом семейного типа, социальное сиротство.

МПС

26


Трудовые правоотношения
Формировать у обучающихся понимание о значении трудовых правоотношений в повседневной жизни человека.. Называть участников трудовых правоотношений и их права и обязанности. Знать понятия: Трудовой кодекс, трудовое право, работник, работодатель, МРОТ, рабочее время, безработный, трудовой договор.


27


Подросток в трудовых правоотношениях
Формировать у обучающихся понимание о необходимости соблюдать нормы трудового законодательства при устройстве на работу. Называть особенности трудоустройства несовершеннолетних. Перечислять обязанности несовершеннолетних в трудовых отношениях. Перечислять меры поощрения и взысканий, применяемых к несовершеннолетним работникам



28


Административные правоотношения
Формировать у обучающихся понимание о необходимости соблюдать нормы административного законодательства и руководствоваться ими в жизни. Знать понятия: административное право, административная ответственность, административные правоотношения, административное правонарушение.


29-


Административные проступки. Административная ответственность несовершеннолетних НРК
Приводить примеры административных правонарушений. Перечислять виды административных наказаний. Определять случаи освобождения от административной ответственности, особенности административной ответственности несовершеннолетних



31


Уголовное право
Формировать у обучающихся понимание об отличительных особенностях уголовного права как отрасли, ограждающей людей от наиболее опасных поступков. Знать понятия: уголовное право, уголовная ответственность, уголовное наказание, преступление, состав преступления.



32


Преступление и наказание. Юридическая ответственность несовершеннолетних НРК
Определять субъективную и объективную стороны состава преступлений. Перечислять виды уголовных наказаний. Определять преступление как наиболее опасное деяние.
МПС
Кодификатор 5.13

33


Контрольная работа по разделу «Основы российского законодательства»
Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
ОГЭ

34


Итоговое обобщение по курсу обществознания 7 класса


Систематизация изученного материала. Проверить знания по теме









Список используемой литературы

Для учителя:
Кравченко, А.И. Обществознание: учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений / А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. – М.: Русское слово, 2014. – 232 с.

Для учащихся:
Кравченко, А.И. Обществознание: учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений / А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. – М.: Русское слово, 2014. – 232 с.











































График контрольных работ по обществознанию
в 7 В, М классе
на 2016 – 2017 учебный год


Дата
Тема
Форма контроля


Входной контрольный срез
Тестовые задания


Контрольная работа по теме «Социальные нормы и мораль »
Тестовые задания


Контрольная работа по теме: «Регулирование поведения людей в обществе»
Тестовые задания


Контрольная работа по разделу «Основы российского законодательства»
Тестовые задания







15