Презентация на тему: Использование методических приёмов для проведения рефлексии в условиях реализации ФГОС


МОУ средняя общеобразовательная школа №2 г. Малоярославца имени А. Н. Радищева Мастер-класс. Использование методических приёмов для проведения рефлексии в условиях реализации ФГОС Учитель начальных классов: Копылова Н.А. 2015 г. Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи:Познакомить коллег с понятием “рефлексия”Дать представление о классификации рефлексииПоказать конкретные варианты проведения рефлексии на урокахСоздать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад С.И. Ожегов Словарь Русского языка Указано, что в слове рефлексия ударение ставят на слог ле. Рефлексия - это размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов. Рефлексия на уроке- это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Рефлексия на уроке- это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика Виды учебной рефлексии Физическая (успел – не успел); Сенсорная (самочувствие: комфортно - дискомфортно); Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); Духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Рефлексия бывает: индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)») Виды рефлексии Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека. Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим. Классификация приемов рефлексии Оценивание своей активности и качества своей работы на уроке. «-»-ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный«=»-ответил по просьбе учителя, ответ правильный«!»-ответил по своей инициативе, но ответ не правильный«+»- ответил по своей инициативе, ответ правильный «0»- не отвечал Упражнение «Комплимент»Комплимент-похвала Комплимент деловым качествам Комплимент в чувствах Рефлексия настроения и эмоционального состояния«Радуга» С каким цветом радуги ассоциируется данный урок?оранжевый– радостное, восторженное настроение. Красный- нервозное, возбуждённое состоянии, агрессия;синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;зелёный цвет – активность, жёлтый цвет – цвет радостифиолетовый цвет – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; «Дерево успеха» 3-4 ошибки 1 ошибка Н Н Нет ошибок Прием рефлексии «Плюс – минус – интересно» Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение. В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно. Прием рефлексии «Незаконченное предложение» сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…у меня получилось …я смог…я попробую…меня удивило…урок дал мне для жизни…мне захотелось… Прием рефлексии «Утверждение» - Я узнал(а) много нового.Мне это пригодится в жизни.На уроке было над чем подумать.На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла). Прием рефлексии «Оцени себя на уроке» Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.Урок Я на уроке Итог1. интересно 1. работал 1. понял материал2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял Прием рефлексии «Аргументация своего ответа» 1.На уроке я работал……..потому что………2.Своей работой на уроке я………3.Урок для меня показался…….4.За урок я…..5.Мое настроение……..6.Материал урока мне был……… Прием рефлексии «Выбор» На уроке я работал активно, пассивндоволен, недоволенкоротким, длиннымне устал, усталстало лучше, стало хужепонятен, непонятенинтересен, скученполезен, бесполезен2. Своей работой на уроке я3. Урок показался мне4. За урок я 5. Мое настроение6. Материал урока для меня был Кластер Синквейн Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:1 строка – тема или предмет (одно существительное);2 строка – описание предмета (два прилагательных);3 строка – описание действия (три глагола);4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Рефлексия в форме анкетирования 1. На уроке яузнал(а)_________________________понял(а)_________________________научился (-лась)__________________2. Лучше всего на уроке у меня выходило__________________________3. Основные трудности у меня были______________________________4. Во мне произошли изменения…………..а) в знаниях по предметуб) в умении чувствоватьв) в моих творческих способностяхг) в умении осознавать собственную деятельность Прием рефлексии «Цепочка пожеланий» Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ. Прием рефлексии «Солнышко» На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. Прием рефлексии «Аргументация своего ответа» 1.На уроке я работал……..потому что……… 2.Своей работой на уроке я……… 3.Урок для меня показался……. 4.За урок я….. 5. Материал урока мне был……… 6. Мое настроение…….. - Я узнал(а) много нового … Мне это пригодится в жизни. На уроке было над чем подумать. На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы. На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла). Рефлексия деятельности на уроке«Лестница успеха» умею понимаю знаю Прием рефлексии «Незаконченное предложение» сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…у меня получилось …я смог…я попробую…меня удивило…урок дал мне для жизни…мне захотелось… Приём рефлексии «Одним словом» Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке:РаздражениеЗлостьРадостьРавнодушие.УдовлетворениеВдохновениеСкука.ТревогаПокой.УверенностьНеуверенность.Наслаждение. Прием рефлексии “Светофор” Надо повторить ещё раз Всё легко и просто Совсем не понятно Приемы рефлексии эмоционального состояния и настроения: Разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций;карточки с изображением лиц; цветовое изображение настроения. «Плюс-минус-интересно». Оценивание своей активности и качества своей работы на уроке. «-»-ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный«=»-ответил по просьбе учителя, ответ правильный«!»-ответил по своей инициативе, но ответ не правильный«+»- ответил по своей инициативе, ответ правильный «0»- не отвечал Источники А.В.Хуторской Анализ, самоанализ и рефлексия урока http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htmГоловкина Екатерина Вячеславовна Подведение итогов уроков. Рефлексия. //http://ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/Выпускная квалификационная работа по психологии специальность 050709 Психология преподавания в начальных классах «Развитие рефлексии в младшем школьном возрасте»Косарева Елена Курсовая работа «Рефлексия и способы ее развития» // http://www.allbest.ru/ Коллекция рефератов RevolutionГукалова Ирина Викторовна Роль и место содержательной рефлексии на уроке. ///http://kollegi.kz/publ/21-1-0-93Ариян М.А. «Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам», журнал «ИЯШ» №6, 1999 год, с.17Винярская О.А. «Развитие личности учащегося на уроках иностранного языка», журнал «Учитель.ru» , 2001Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002г.«Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытьно-экспериментальной работы школы./под ред.А.Г.Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004гСоколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в школе» №1,2005г Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе - М.: «Сентябрь»