Презентация к мастер классу по теме Урок истории и обществознания в условиях нового ФГОС


Кредо успешного педагога «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ ФГОС«Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности В основе Стандарта - системно-деятельностный подход Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Современный взгляд на урок Эффективный урок - искусственная, открытая, динамичная, централизованная и деятельностная система, предусматривающая взаимодействие как минимум двух субъектов, приводящее к появлению нового качества.Новое качество определяется новой целью – овладением учащимися УУД в ходе обучения и воспитания УУД как новая цель обучения и воспитания Регулятивные УУД (действия целеполагания, планирования, прогнозирования, организации, контроля, коррекции, оценки и волевой саморегуляции).Познавательные УУД (действия общеучебные, связанные с поиском информации, ее моделированием, структуриро-ванием, а также действия логические и действия постановки и решения проблем).Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, планирование и реализация сотрудничества, управление поведением партнеров, разрешение конфликтов).Личностные УУД (действия смыслообразования, нравст-венно-этической оценки, личностного, профессионального и жизненного самоопределения). Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода Уроки «открытия» нового знанияУроки рефлексииУроки общеметодологической направленностиУроки развивающего контроля Типология уроков А.К. Дусавицкого Урок постановки учебной задачиУрок решения учебной задачиУрок моделирования и преобразования моделиУрок решения частных задач с применением открытого способаУрок контроля и оценки Система дидактических принципов Принцип деятельности Принцип непрерывностиПринцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества Системно-деятельностный подход как основа эффективного урока Субъект1 Цель Содержа-ние Процесс Субъект2 Формы, методы Основные отличия современного урока в соответствии с требованиями нового ФГОС Реализация новых целей, требует от учителя:обязательного использования стартовой диагностики уровня УУД детей и мониторинга формирования УУД в течение учебного года;операционализации содержания обучения с использованием «задачного» подхода и разделением учебных действий, необходи-мых для решения задач, на последовательность операций алгорит-мов;использование эффективных (развивающих) способов обучения на основе алгоритмизации УВП и индивидуализации обучения и воспитания;активного применения групповых форм, позволяющих управлять процессом обучения, сочетания репродуктивных и продуктивных форм, создания условий для достижения учащимися базового (опорного) и повышенного (функционального или профильного) уровня требований ФГОС;владения обобщенным способом проектирования (построения) урока на основе методологии, как системы принципов управления качеством, чтобы осознанно выбрать технологию обучения. Модель эффективного учебного занятия Алгоритм функционирования (АФ) – природосообразная последовательность учебных задач (заданий), организуемая учителем с целью обеспечения целостного усвоения учениками необходимой информации (содержания темы) в виде знаний, умений и навыков выполнения необходимых учебных действий и позитивного ценностного отношения к этим знаниям. Алгоритм управления (АУ) – последовательность действий учителя по организации системы контроля, анализа, оценки и коррекции действий ученика для создания мотивации учения, реализации алгоритма функционирования (АФ), заложенного в методическую структуру учебного занятия, и достижения поставленной цели. ДП = АФ + АУ Дедуктивно-индуктивный принцип построения АФ эффективного учебного занятия Построение методической структуры эффективного урока должно опираться на алгоритм функционирования (АФ), отражающий «трехфазный ритм» процесса познания (Б.Н. Кедров), направленного на распознавание сущности (подлинного смысла) учебного материала с помощью организации логически завершенного познавательного цикла Сущность Свойства Состав «Трехфазный» ритм познания и дедуктивно-индуктивный принцип построения урока I фаза II фаза III фаза Ц1 Что такое? Как ипочему? Зачем?Что даетновое? Ц2 Ц3 ЭЛП ЭЛП ОМ ПДЗ СЗ Т,Ц,ООД И1 И2 И3 В КУ ПЭУ ЗЭУ I этап 2 этап 3 этап Постижение смысла Где же зона творчества учителя? Может изменяться:время, отводимое педагогом на каждый этап (т.е. длительность этапа);содержание (система дидактических развиваю-щих заданий) этапа;методы и способ обучения;средства и формы организации учебно-воспитательного процесса. Методологические принципы построения алгоритма управления (АУ) эффективного учебного занятия Управляемая по качеству образовательная деятельность в рамках обобщенной модели эффективного учебного занятия может быть осуществлена лишь в результате реализации пяти методологических принципов:завершенного мотивационного цикла;завершенного цикла целеполагания и планирования;завершенного цикла организации деятельности;завершенного цикла контроля;завершенного цикла аналитической и оценочной деятельности. Отчего же зависит качество образования? «Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей» Невозможно дать другим то, чего у тебя нет. Способы обучения и их эффективность в развитии УУД детей 6 Уровень УВД 5 4 3 2 1 Неэффективное обучение Обучение запоминанием («школа памяти») Обучение по образцу (традиционное обучение)(не обеспечивает выход ученика на ур. треб. ФГОС) Репродуктивное алгоритмизированное обучение (выход на базовый уровень треб. ФГОС) Проблемное продуктивное обучение (выход на повышенный уровень треб. ФГОС) Личностно-ориентированное обучение Методические рекомендации к составлению плана урока При составлении плана урока в соответствии с методо-логическими принципами построения эффективного учебного занятия учителю целесообразно руководствоваться приведен-ными ниже в виде таблицы методическими рекомендациями.Тема урока (Т): …………………………………………………………….Цели урока (Ц): формулируются и записываются учителем после осмысления предполагаемого результата урока.Материал к уроку: пишется после составления всего плана и исправления ошибок с учетом всех этапов урока. Действие учителя Действие ученика 1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации. 1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения. 2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах. 2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля. 3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организует самостоятельное выполнение учащимися заданий, организует самопроверку уч-ся своих решений. 3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий. 4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. 4 этап: применение полученных ЗУН на практике, 5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний. 5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка. Типы УЗ 1 УЗ изучения и первичного закрепления ЗУН.2. УЗ закрепления ЗУН и способов деятельности.3. УЗ комплексного применения ЗУН.4. УЗ обобщения и систематизации ЗУН.5. УЗ проверки, оценки и коррекции ЗУН. Рефлексия. Типология УЗ строится , исходя из известной структуры усвоения обучающимися ЗУН –Восприятие- Осмысление- Запоминание-Применение- Обобщение- Систематизация ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ Техники, методы, приемы:слова приветствия;проверка отсутствующих;проверка, готовности к уроку;организация внимания учащихся;спокойная, уверенная манера ведения урока;отсутствие многословия, «гигиена речи»;разумное сочетание вербальных -командных установок и гуманных – в виде просьб и предложений, рекомендаций;преемственность и последовательность требований;создание эмоционального делового настроя. Проверка домашнего задания Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, компьютерного обучения.Методы и приемы обучения:тестовые задания;выполнение заданий, подобных домашним;постановка вопросов учителем и учащимися;озвучивание таблицы;диалог с просьбой продолжить мысль…; монологическое высказывание учащегося с последующим рецензированием его ответа товарищами;сверка с ключом;сочетание контроля , самоконтроля и взаимоконторля. Актуализация субъектного опыта Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, компьютерного обучения. Методы и приемы обучения:повторение знаний, необходимых для восприятия нового материала;выявление знаний, полученных на основе жизненного опыта учащихся;построение ассоциативного ряда (на что похоже…? Какие вызывает ассоциации?)проведение опроса с целью проверки изученных знания и понимания изучаемого – учебный диалог, мозговой штурм; Целеполагание. Мотивация Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, компьютерного обучения. Методы и приемы обучения:подготовка к формулированию темы и задач урока на основе предложенного учителем учебного материала (проблемного вопроса, задания, интриги);привлечение внимания учащихся, обеспечение необходимой мотивации;сотрудничество с учащимися в постановке задач урока; постановка уровневых целей; постановка привлекательной цели; постановка целей через показ конечных результатов занятия;дополнение реальной ситуации фантастикой. Изучение нового материала Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации ( на двух уровнях), модульного обучения, КСО, проектного обучения, компьютерного обучения, игровые технологии. Техники, методы и приемы обучения:активные действия учащихся с объектом изучения;максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами деятельности;работа с определением понятий; использование аналогий (общие свойства при различном происхождении), гомологий (общие свойства и общее происхождение);работа с учебником;составление опорного конспекта, плана, алгоритма, таблицы;изучение в экстрактивном режиме (рассказ, лекция, сообщение, объяснение);изучение в интерактивном режиме (модульное, программное, компьютерное обучение);изучение в интерактивном режиме (проблемное, проектное, адаптивное обучение, КСО) . Первичная проверка знаний и способов деятельности Технологии: развивающего обучения, уровневой дифференциации (на двух уровнях), КСО, модульного обучения, компьютерного обучения.Методы и приемы обучения:задания на определение зон актуального и ближайшего развития;уровень обратной связи со всеми учащимися класса;использование заданий на узнавание и различение изучаемых объектов;само- , взаимопроверка заданий по ключу;«опрос экспертов»;проверочные карточки, перфокарты, сигнальные карточки, ОСК, модульные карточки, компьютерные задания и пр. на установление оперативной обратной связи. Закрепление новых знаний и способов деятельности Технологии:развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, компьютерного обучения.Методы и приемы обучения:взаимообмен заданиями и вопросами;вопросно-ответное обобщение;использование алгоритма рассуждений;обращение к субъектному опыту;перенос знаний в частично измененную ситуацию;придумывание заданий, вопросов, задач;«опрос эксперта»;интеллектуальный марафон;использование заданий, повышающих интеллектуальную активность;выдвижение гипотез, предложений. Применение новых знаний и способов деятельности Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, проектное обучение, компьютерного обучения.Методы и приемы обучения:разноуровневая самостоятельная работа;деловая игра;групповая работа по методикам КСО;дебаты «за» и «против»;задание «по кругу»;лабиринт действий;рынок возможностей;ученые станции;задание на самостоятельное построение алгоритмических предписаний для решения задач;моделирование;конструирование;сочинение и др. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности Технологии:развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, проектное обучение, компьютерного обучения.Методы и приемы обучения:техника кооперации (работа в группах с различными видами заданий, работа над проектом);составление карты мыследеятельности (что привело к открытию того или иного закона…);моделирование;построение «дерева» темы;мозговой штурм в устной и письменной формах;техника пересечения тем (пример: пересечение на «деревьях» нескольких тем – стрелочками);учебные ситуации и игры;обобщающие и структурно-логические таблицы, схемы, ОСК. Контроль и самоконтроль Технологии:уровневой дифференциации, проблемного обучения, КСО, модульного обучения, проектное обучение, компьютерного обучения.Методы и приемы обучения:разноуровневые контрольные и самостоятельные работы;тестовые задания (открытые и закрытые);задания на выделение всех признаков понятия и их связи друг с другом;задания на конструирование нескольких способов выполнения одного и того же задания;использование нестандартной ситуации для применения проверяемых знаний;рейтинговые задания;задания с противоречивыми данными. Коррекция Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, компьютерного обученияМетоды и приемы обучения:использование упражнений, специально разделенных на мелкие этапы и звенья;тестовые задания; задания с пропусками;структурно-логические схемы с пропусками;применение развернутых инструкций и программированных заданий с поэтапным контролем. Информация о домашнем задании Технологии: развивающего обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, проблемного обучения, проектного обучения Методы и приемы обучения:трехуровневые домашние задания;постановка интересных учебных проблем и заданий с поиском их решений;творческие задания (моделирование, конструирование, сочинение, реферат и др.)техника особых заданий;групповые задания творческого характера. Подведение итогов учебного занятия Методы и приемы обучения:соотнесение поставленных задач с конечным результатом урока;краткость и емкость анализа;определение мер последующей работы с теми, кто затрудняется;планирование работы на следующее занятие;«лист обратной связи»;«незаконченные предложения;«письмо учителю»;взаимная благодарность за сотрудничество. Рефлексия Методы и приемы обучения:оценка (самооценка) своей деятельности на уроке:«письмо самому себе»; «телеграмма»;«барометр настроения» (сигнальные карточки с улыбающимися и грустными «лицами»);«пейзаж – зеркало настроения»;«птичий двор - зеркало настроения»;«координаты»;«торт предложений» лист обратной связи и другие.