Современный урок в условиях реализации ФГОС НОО


Современный урок в условиях реализации ФГОС НОО

Михайличенко И. В.,учитель
МОУ Гимназии №3 г. Тейково
Ивановской области (Россия)
e-mail:inna.mikhaili4enko@gmail.com
В условиях современного мира, а также с введением стандарта нового поколения (ФГОС), понимание урока как такового претерпевает координальные изменения. Другими словами, учитель становится направляющим вектором от ученика к знаниям, умениям и навыкам, так называемыми компетенциями. Задача учителя подготовить ученика к самостоятельной жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире, научить ребенка самостоятельно формулировать цель (пусть пока даже урока), мотивировать себя к ее достижению, выстраивать алгоритм достижения поставленной цели и осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднения).
Современный урок как раз является тем уроком, на котором развивается потенциал самих учащихся, побуждая их к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные уроки, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Цель статьи: осознание основных критериев современного урока, повышение интереса педагогов к современным технологиям, осознание необходимости повышения уровня самообразования
Предмет исследования: структура урока в соответствии с требованиями ФГОС.
При написании работы использовались следующие методы:
1.   Изучение психологической, педагогической и методической литературы.
2.   Наблюдение.
3.   Беседы с учителями.
4.   Изучение планов и конспектов уроков учителей.
Аспекты современного урока
Мотивационно – целеполагающий
• Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объём изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
• К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.
Деятельностный
• Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.
• Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приёмов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.
• Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из неё только отдельные приёмы.
Хочется ещё раз напомнить, какие существуют универсальные учебные действия (УУД):
• Личностные УУД • Познавательные УУД
• Коммуникативные УУД • Регулятивные УУД
Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся УУД, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Если учебник прошел экспертизу на соответствие требованиям ФГОС ООО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.
Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Главная методическая цель достигается следующими путями:
• Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
• Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.
• Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности.
• Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительныедомашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
• Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
• Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.
Типология современных учебных занятий
1.Урок первичного предъявления новых знаний или УУД
2.Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями
3.Урок применения предметных ЗУНов и УУД
4.Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД
5.Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД
6.Контрольный урок
7.Коррекционный урок
8.Комбинированный урок
Типы уроков по ФГОС
1.Уроки «открытия» новых знаний
2.Уроки рефлексии
3.Уроки общеметодологической направленности
4.Уроки развивающего контроля
Заключение
Т.к. современная жизнь предъявляет к человеку новые требования, общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения, то необходимо перед собой поставить следующие задачи:
• научить получать знания (учить учиться)
• научить работать и зарабатывать (учение для труда)
• научить жить (учение для бытия)
• научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Если в традиционном уроке учитель пользовался жестко структурированным конспектом урока, то на современном этапе он должен составлять сценарный план урока, который предоставляет ему свободу выбора форм, способов и приемов обучения в зависимости от сложившейся на учебном занятии ситуации. При подготовке к уроку педагог использует уже не только учебник и методические рекомендации, но и интернет-ресурсы, создает свои презентации учебных занятий.
Происходят и изменения в основных этапах урока: при объяснении и закреплении материала учитель предоставляет больше времени для самостоятельной работы учащихся, выступая при этом в роли консультанта. Меняется главная цель учителя на уроке, приоритет отдается организации деятельности учащихся по поиску и обработке информации, обобщению способов действия, постановке учебных задач. Учитель должен построить свою работу так, чтобы совместно с учащимися выяснить какой материал будет изучаться на уроке, что для этого нужно и каким образом это будет осуществляться. В связи с этим меняются и формулировки заданий для учащихся: детям предлагается проанализировать сложившуюся ситуацию или результаты, полученные в ходе выполнения практических задач и сделать выводы.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС) полностью отвечают требованиям времени и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие:
- изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
- изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).
Нам, учителям для достижения поставленных задач необходимо при проведении урока соответствовать требованиям ФГОС второго поколения.
Литература
1. Климанова Л.Ф. Универсальные учебные действия обучающихся : примеры формирования // Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 20-25.
2. Кузнецова М.И. ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 3. - С. 19-23. - Библиогр.: с. 23.
3. Кузнецова О.В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева// Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.
4. Кучеряева Л.А. Проектирование и диагностика современного урока/; ответ.ред. М.А. Ушаков. - М. : Сентябрь, 2010. - 224 с. - (Библиотека журнала "Директор школы"). - ISBN 978-5-88753-119-9.
5. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде : пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М. : Просвещение, 2012. - 56
6. Шакина Г.В. Оценка сформированности у младших школьников умений работы с текстом как источником информации // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 7-10. - Библиогр.: с. 10.