Рабочая программа учебной дисциплины Психология общения по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«КОЛЛЕДЖ ПОЛИЦИИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины: Психология общения
код, специальность 030912 Право и организация социального обеспечения
Москва
2015

ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой)
комиссией дисциплин профессиональных
модулей специальности ПСО
наименование комиссии
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 030912 Право и организация социального обеспечения _____________________
код, наименование профессии/специальности
Протокол № _______
от «__» _________ 20___ г. Председатель предметной (цикловой) комиссии
___________ Авдеева Е.А.
подпись Ф.И.О. Заместитель директора по учебной работе
___________________Журавлева Л.Г.
подпись Ф.И.О.
Составитель (автор): Ивлева Е.В. - преподаватель ГБПОУ Колледж полиции
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ
Рецензент:____________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ

СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………………………...……………………..3
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………………………….…………………..………….6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………...………….15
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………...……...………..17
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения» является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ «Колледж полиции» в соответствии с ФГОС по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения».
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общего гуманитарного и социально-экономического цикла и направлена на формирование общих и профессиональных компетенций.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Учебная дисциплина «Психология общения» рассматривает психологические аспекты коммуникативной компетенции; функции, модели и стили общения человека; специфику межличностного и делового общения в контексте группового взаимодействия и взаимовлияния; вербальные и невербальные средства общения; ролевое и конфликтное поведение, техники управления этими процессами и этические проблемы общения в организации. При реализации программы учитывается межпредметная связь с учебными дисциплинами: Основы психологии, Юридическая психология, Этика профессиональной деятельности, а также обеспечивается преемственность преподавания дисциплины «Психология общения» с профессиональной дисциплиной ОПОП ФГОС «Право и организация социального обеспечения» - «Психология социально-правовой деятельности».
В результате освоения учебной дисциплины «Психология общения» обучающийся должен уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
знать:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 64 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 56 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 8 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка 64
Обязательная аудиторная учебная нагрузка 56
В том числе: практические занятия 28
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 8
в том числе: на выполнение домашнего задания для подготовки к учебным занятиям 8
из них: Заполнение таблицы «Жесты и их интерпретация» 2
Подготовка презентаций на темы: «Значение стереотипов в профессиональной деятельности», «Роль восприятия в развитии межличностного общения», «Влияние внешнего вида человека на успех в профессиональной деятельности» 2
Подготовка презентации «Имидж в деловом общении» 2
Заполнение таблицы «Этапы и алгоритм разрешения конфликта» 2
Итоговая аттестация в форме зачета
Тематический план и содержание учебной дисциплины – Психология общения
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающегося Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Общение
как предмет научного знания Тема 1.1 Введение в учебную дисциплину. Категория «общения» в психологии Содержание учебного материала: 2 2
Назначение учебной дисциплины «Психология общения». Основные понятия. Роль общения в профессиональной деятельности. Понятие общения в других науках Тема 1.2 Виды и уровни общения Содержание учебного материала: 2 2
Виды, функции, уровни анализа общения. Структура общения. Общение в системе межличностных и общественных отношений Тема 1.3 Модели и стили общения Содержание учебного материала: 2 2
Модели и стили общения: факторы формирования, виды и взаимосвязь Раздел 2. Коммуникативная
сторона общения Тема 2.1 Природа и цель коммуникации Содержание учебного материала: 2 2
Специфика обмена информацией между людьми. Виды слушания.
Вербальная коммуникация. Речь. Невербальные способы общения.
Психология слушания Тема 2.2 Характеристика вербальной коммуникации Содержание учебного материала: 2 2
Виды вербальных средств. Специфика использования средств общения в ситуациях делового взаимодействия Тема 2.3 Технологии обратной связи в говорении и слушании Содержание учебного материала: - 3
Психологические аспекты в говорении и слушании. Технологии обратной связи в говорении и слушании Практическое занятие: 2 Ролевые игры, направленные на формирование навыков обратной связи; осознание участниками значения слушания в общении; формирование навыков активного слушания; развитие терпимого отношения к другим
Тема 2.4 Приемы эффективного слушания Содержание учебного материала: - 3
Понятие эффективного слушания. Виды приемов эффективного слушания Практическое занятие: 2 Выполнение заданий, направленных на формирование навыков активного слушания Тема 2.5 Невербальные средства взаимодействия Содержание учебного материала: 2 2
Невербальная коммуникация: определение, базовые системы невербальной коммуникации, Функции невербальных сообщений. Тема 2.6 Коммуникативные барьеры Содержание учебного материала: - 3
Коммуникативные барьеры и способы их устранения. Практическое занятие: 2 Ролевые игры, направленные на групповое принятие решения; на отработку приемов партнерского общения, преодоления коммуникативных барьеров. Формирование представления о коммуникативных барьерах; формирование представления о приемах партнерского общения, направленных на преодоление коммуникативных барьеров; формировать навыки преодоления коммуникативных барьеров Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: 2 Заполнение таблицы «Жесты и их интерпретация» Раздел 3. Социально-перцептивная сторона общения Тема 3.1 Общение как восприятие людьми друг друга Содержание учебного материала: 2 2
Общение как восприятие людьми друг друга. Понятие социальной перцепции Тема 3.2 Эффекты межличностного восприятия Содержание учебного материала: - 3
Виды эффектов межличностного восприятия и взаимопонимания, их проявление и влияние на процесс общения. Механизмы взаимопонимания в общении Практическое занятие: 2 Выполнение заданий, направленных на формирование навыка выявления эффектов межличностного восприятия и взаимопонимания и осознание их влияния на процесс общения Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: 2 Подготовка презентаций на темы: «Значение стереотипов в профессиональной деятельности», «Роль восприятия в развитии межличностного общения», «Влияние внешнего вида человека на успех
в профессиональной деятельности» Тема 3.3 Сенсорные каналы, их диагностика и использование в общении Содержание учебного материала - 3
Виды и функции сенсорных каналов. Методы диагностики доминирующих сенсорных каналов Практическое занятие: 2 Выполнение заданий, направленных на диагностику
доминирующего сенсорного канала; формирование навыков диагностики ведущего сенсорного канала и использования результатов диагностики в процессе общения Тема 3.4 Трудности и дефекты межличностного общения Содержание учебного материала: 2 2
Трудности общения. Дефицитное общение. Деструктивное общение Тема 3.5 Имидж и самопрезентацияСодержание учебного материала: - 3
Имидж личности как вопринимаемый и передаваемый образ. СамопрезентацияПрактическое занятие: 2 Формирование навыка анализа имиджа человека Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: 2 Подготовка презентации «Имидж в деловом общении» Раздел 4.
Интерактивная сторона общения Тема 4.1 Общение как взаимодействие Содержание учебного материала: 2 2
Общение как взаимодействие. Природа и структура взаимодействия.
Стратегии и тактики взаимодействия. Позиции и ориентации в деловом общении. Механизмы партнерских отношений Тема 4.2 Стратегии и тактики взаимодействия Содержание учебного материала: 2 2
Понятия стратегия и тактика в общении 4.3 Формы стратегического поведения Содержание учебного материала - 3
Формы и виды стратегического поведения в общении Практическое занятие:
Выполнение заданий, направленных на формирование навыков использования различных стратегий поведения в общении (на примерах конфликта); демонстрация различных стратегий выхода из конфликтной ситуации, положительные и отрицательные моменты каждой стратегии; определение эффективности применения различных стратегий поведения в зависимости от ситуаций, выраженности интересов  людей, вовлеченных в конфликт 2 Тема 4.4 Позиции в общении Содержание учебного материала: - 3
Виды позиций и ориентаций в деловом общении и методы их диагностики Практическое занятие: 2 Трасактный анализ общения Тема 4.5 Правила
корпоративного поведения в команде Содержание учебного материала: - 3
Правила корпоративного поведения в команде. Технологии, повышающие эффективность социального взаимодействия, влияющих на формирование навыков установления контактов. Корпоративная этика Практическое занятие: 2 Выполнение заданий на формирование навыка анализа совместной деятельности Раздел 6. Роль и ролевые ожидания
в общении Тема 6.1 Понятие социальной роли Содержание учебного материала: 2 2
Понятие социальной роли. Виды и характеристики социальных ролей Тема 6.2 Ролевое поведение личности
в общении Содержание учебного материала: - 3
Понятия социальной роли, «ролевой веер», социальная роль: возможности и ограничения личности Практическое занятие:
Выполнение заданий, направленных на формирование навыков соблюдения норм социальной роли и переключения с одной роли на роль, актуальную в текущей ситуации общения 2 Раздел 6. Конфликтное общение Тема 6.1 Понятие и виды конфликтов Содержание учебного материала: 2 2
Понятие конфликта, его виды. Источники конфликтов и стадии их протекания. Специфика конфликта в ситуации делового взаимодействия Тема 6.2 Способы разрешения конфликта Содержание учебного материала: - 3
Правила поведения в конфликтах. Причины, этапы и алгоритм анализа конфликтов Практическое занятие: 2 Самооценка конфликтности, оценка поведения в конфликтной ситуации. Анализ конфликтной ситуации Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: 2 Заполнить таблицу «Этапы и алгоритм разрешения конфликта» Тема 6.3 Ведение переговоров Содержание учебного материала: - 2
Переговоры как эффективный способ разрешения конфликтов. Стадии переговорного процесса Практическое занятие: 2 Выполнение заданий, направленных на формирование навыков ведения переговоров Раздел 7. Деловое общение Тема 7.1 Специфика
и виды делового общения Содержание учебного материала: 2 2
Специфика делового общения. Виды, формы и стили делового общения Тема 7.2 Культура делового общения юриста Содержание учебного материала: - 3
Деловой этикет в профессиональной деятельности юриста. Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений. Практическое занятие:
Выполнение заданий, направленных на формирование навыков соблюдения норм делового общения 2 Тема 7.3 Навыки эффективного общения Содержание учебного материала - 3
Проблема взаимосвязи теории и практики общения Практическое занятие:
Упражнения на формирование навыков эффективного общения 2 Зачет 2 ИТОГО: 64 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
ознакомительный;
репродуктивный;
продуктивный.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации учебной дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- раздаточный дидактический материал по учебной дисциплине «Психология общения»;
- доска для записей.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с программным обеспечением;
- экран;
- проектор.
3.2. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины, систематизированный по компонентам.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования специальности 030912 Право и организация социального обеспечения.
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения».
Календарно-тематический план.
Методические указания по выполнению практических занятий.
Методические указания по выполнению внеаудиторных (самостоятельных) работ.
Контрольно-оценочные средства.
3.3. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Корягина Н.А., Антонова Н.В., Овсянникова С.В. Психология общения: учебник и практикум для СПО/ Корягина Н.А., Антонова Н.В., Овсянникова С.В. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 437 с.
Панфилова А.П. Психология общения: учебник для студ. учреждений сред. проф.образования/А.П.Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 г.
Дополнительные источники:
Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2009
Андреенко Е. В. «Социальная психология» - М.: Академия, 2009.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: 2007.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: 2006.
Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2010
Интернет-ресурсы:
http://psystudy.ru/ - электронный научный журнал
http://www.psychology.ru/ - портал психологииhttp://studentam.net/ - электронная библиотека учебников
http://www.gumer.info/ - библиотека
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения контрольных работ, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Коды формируемых профессиональных и общих компетенций Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2 3
Знания: взаимосвязь общения и деятельности; ОК 1 – ОК 13
информационная,
самоорганизация
Анализ результатов тестирования по теме;
Анализ устных ответов;
Анализ выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы;
Анализ выполнения домашних заданий творческого характера;
Анализ подготовки презентации.
цели, функции, виды и уровни общения; ОК 1 – ОК 13
информационная,
самоорганизация Анализ результатов тестирования по теме;
Анализ устных ответов.
роли и ролевые ожидания в общении; ОК 1 – ОК 13
информационная,
самоорганизация Анализ результатов тестирования по теме;
Анализ устных ответов.
виды социальных взаимодействий; ОК 1 – ОК 13
информационная,
самоорганизация Анализ результатов тестирования по теме;
Анализ устных ответов.
механизмы взаимопонимания в общении; ОК 1 – ОК 13
информационная,
самоорганизация Анализ результатов тестирования по теме; Анализ устных ответов;
Анализ выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы;
Анализ выполнения домашних заданий творческого характера.
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; ОК 1 – ОК 13
информационная,
самоорганизация Анализ результатов тестирования по теме;
Анализ устных ответов;
Анализ выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы;
Анализ выполнения домашних заданий творческого характера;
Анализ подготовки презентации.
этические принципы общения ОК 1 – ОК 13
информационная,
самоорганизация
Анализ результатов тестирования по теме;
Анализ устных ответов.
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. ОК 1 – ОК 13
информационная,
самоорганизация Анализ результатов тестирования по теме;
Анализ проблемных ситуаций;
Анализ выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы;
Анализ подготовки презентации.
Умения: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; ОК 1, ОК 3, ОК 5 – ОК 7, ОК 12, ПК 1.2, ПК 1.6
самообразование, коммуникативнаяАнализ результатов выполнения практических работ;
Анализ производственных ситуаций (деловая игра)
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. ОК 1 – ОК 4, ОК 6 – ОК 7, ОК 10, ОК 12, ПК 1.2, ПК 1.6
самообразование, коммуникативнаяАнализ результатов выполнения практических работ;
Анализ производственных ситуаций (деловая игра)