Технологическая карта медиаурока Логическое решение задач


Учитель: Погодина Анна Александровна
Класс: 5
Раздел программы: Информация вокруг нас
Тема урока: Табличное решение логических задач
Планируемые результаты:
предметные - умение представлять информацию в табличной форме.
метапредметные - основы ИКТ-компетентности; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств;
личностные - чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Тип урока: медиаурок закрепления знаний и объяснение новой темы
Оборудование:
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя,
мультимедийный проектор,
интерактивная доска СМАРТ,
система тестирования VOTUM
Электронное приложение:
презентация для СМАРТ доски «Табличный способ решения логических задач».
тесты в системе VOTUM
Видеоролик «Физкультминутка»
Список литературы и Интернет-ресурсов: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/
Технологическая карта изучения темы
Тема Табличное решение логических задач
Цели
Образовательные:
систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущих уроках;
расширить представления учащихся о логических задачах;
закрепить представление о табличном способе решения логических задач, закрепить навыки создания таблиц;
Развивающие:
Развивать умение работать в группе на основе доброжелательности и уважения к чужому мнению; развивать мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство ответственности за выполнение заданий.
Решаемые учебные задачи:
акцентировать внимание учащихся на достоинствах табличной формы представления информации;
дать представление о таблице как очень удобной форме фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств;
закрепить умения решать логические задачи с помощью таблиц. 
Нацелить на умения создания простых таблиц средствами текстового процессора.
Личностные УУД:
внутренняя позиция школьника;
учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
самоанализ и самоконтроль результата;
самоопределение;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
целеполагание;
формировать умение концентрировать внимание;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
коррекция;
оценка
Коммуникативные УУД:
формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
умение работать в парах, учитывая позицию собеседника;
организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками;
уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других;
проявлять активность во взаимодействии, умение заслушивать выступления других, при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.
Познавательные УУД:
формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска;
Планируемый результат предметные - умение представлять информацию в табличной форме.
метапредметные - основы ИКТ-компетентности; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств;
личностные - чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Основные понятия таблица;
логическая задача;
взаимно однозначное соответствие.
Оборудование Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя,
мультимедийный проектор,
интерактивная доска СМАРТ,
система тестирования VOTUM
Электронное приложение:
презентация для СМАРТ доски «Табличный способ решения логических задач».
тесты в системе VOTUM
Видеоролик «Физкультминутка»
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах.
Содержание взаимодействия с учащимися
Особенности изложения содержания темы урока
проверка изученного материала, играя в игры и ребусы
разгадывая анаграммы, определить тему урока
решение простых логических задач
на примере более сложной задачи следует познакомить учеников с табличным способом решения логических задач
закрепление материала происходит в процессе самостоятельного решения задачи
усложнение материала
рефлексия
Этапы урока и время Страница для СМАРТ доски и системы тестирования VOTUM
Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД на этапах урока
Организационный момент
(1 мин)

Приветствие.
Мини опрос учащихся используя систему тестирования VOTUM с каким настроением они пришли на урок, поняли ли они тему предыдущего урока. Результат появляется в виде диаграммы для всего класса.
Объяснение заполнения карточек самооценивания (приложение №1),
за каждое правильно выполненное задание и правильный ответ ставиться 1 бал и в конце по сумме баллов ученик ставит себе оценку)
Ученики отвечают на вопросы анонимно. Личностные УУД:
- формирование навыков самоорганизации
Определение темы урока(20 с.) Тема урока учащимся не объявляется, они должны её сами определить через некоторое время Личностные УУД:
- формирование заинтересованности
Повторение пройденного материала
(5 мин) Игра «Устройства компьютера» Ребята по одному выходят и определяют устройства ввода и вывода и получают балл за правильный ответ Предметные УУД:
- умение разделять устройства ввода и вывода для ПК
- знать составные части ПК
Личностные УУД:
- умение работы с интерактивной доской
- формирование заинтересованности в знание предмета
Игра «Отгадай, что на рисунке» Ребята по одному выходят и останавливают интерактивные рисунки составных частей ПК и определяют их, получают балл за правильный ответ Развитие логического мышления (5 мин) Угадать слово «МОНИТОР» Ребята работая в парах разгадывают ребусы, получают балл за правильный ответ, заполняя сводную таблицу результативности Коммуникативные УУД:
- умение работать в группах,
- развитие диалогической речи
Личностные УУД:
-развитие внимания, зрительной и слуховой памяти,
- логического мышления.
Угадать слово «МЫШКА» Угадать слово «КЛАВИАТУРА» Определение темы урока (3 мин) Игра в анаграммы
Угадать слова «ЛОГИКА» и «ЗАДАЧИ» Ребята работая в парах разгадывают анаграммы, получают балл за правильный ответ, заполняя сводную таблицу результативности Коммуникативные УУД:
- умение работать в группах,
- развитие диалогической речи
Личностные УУД:
-развитие внимания, зрительной и слуховой памяти,
- логического мышления.
Регулятивные:
- развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка
Решение простых логических задач (3 мин)
Угадать, что
зелёная рыбка в круглом аквариуме Внимательно читают задачу, сопоставляют данные и делают выводы и говорят ответ. Угадать, что
высокая девочка – Таня, средняя- Лена,
маленькая – Даша. Решение более сложной задачи (3 мин) Предложено решить задачу с более многочисленными данными, таблица пока затемнена. Если, кто сможет предложить быстрое решение, то выслушать, но в любом случае показать простое решение с помощью таблицы. Ребята на месте совещаются в парах и получают балл за правильный ответ Коммуникативные УУД:
- умение работать в группах,
- развитие диалогической речи
Личностные:
-развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления.
- формирование заинтересованности
Уточнение темы урока(40 с)
Уточнение Предложено конкретизировать тему урока Ребята пробуют ответить на вопрос Регулятивные:
- развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка
Личностные:
- развитие логического мышления
Примеры решения задач с увеличением числа условий
(3 мин) Пример решения логической задачи табличным методом Ребята по очереди выходят к доске и совместно с учителем расставляют + и – в таблице, учитывая условия задачи. Предметные УУД:
-Отрабатывают навык решения логических задач табличным методом
Регулятивные:
- развитие умения выделять объекты и их свойства и ставить однозначные соответствия
Личностные:
- развитие логического мышления
Показать таблицу и предложить её заполнить, учитывая условия задачи Совместное решение учениками данной задачи Вызвать к доске ученика, желающего решить эту задачу, заполняя таблицу. Личностные УУД:
- формирование умений преобразовывать текстовую форму в табличную, при этом, решая логические задачи.
Проверка ответа, используя интерактивную программу. Нажимают на имена и появляются их свойства Личностные:
-умение оценивать свои возможности
Физкультминутка(1 мин) Показ ролика «Физкультминутка» с упражнениями. Выполняют упражнения на разные органы движения Коммуникативные:
- умение работать в группах,
Личностные:
-умение перенастраивать свою деятельность
- умение расслабиться и отдохнуть
Самостоятельная работа (7 мин)
ССам Задача для индивидуальной самостоятельной работы. Раздать карточки с задачей и готовой таблицей без + и –
(приложение №2)
Ребята самостоятельно решают задачу на карточках, работая в парах или группами. Познавательные УУД:
преобразовывать одни формы информации в другие;
умение использовать
таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами;
Личностные УУД:
формирование основ ИКТ-компетентности.
Регулятивные УУД:
умение упорядочивать информацию
физика математика информатика литература география
Ирена Тимур Камилла Эльдар Залим Проверка ответа с игры в футбол для уточнения результата. Ребята проходят тестирование и сразу видят результат, каждый правильный ответ даёт 1 бал Личностные:
-умение оценивать свои возможности
Решение задачи с тремя классами объектов (5мин) Предложить более сложную задачу и выяснить, чем она отличается от предыдущих . Видна только задача, а схема затемнена. Выдвигают гипотезы и метод составления таблицы. Правильные ответы вознаграждаются баллами. Коммуникативные УУД:
умение слушать и вступать в диалог,
умение участвовать в коллективном обсуждении, умение сотрудничать со сверстниками и учителем.
Затем появляется таблица, обращая внимание учеников, чем она отличается от предыдущих (объединяет три класса объектов – составная таблица )и предлагается её заполнить ученикам. Желающие выходят и заполняют таблицу, учитывая условия Регулятивные УУД:
умение упорядочивать информацию
Итоги урока (1 мин) Можете ли вы назвать тему урока?
Какой вывод можно сделать о решении логических задач?
Ребята делают выводы. Регулятивные:
- развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка
Где нам встречаются таблицы? Рефлексия (2 мин) Вопросы:
Что нового вы сегодня узнали?
Что не получилось?
Что было трудно?
Предлагается ответить на вопросы в системе тестирования VOTUM, чтобы видеть результаты всего класса.
Учитель фиксирует оценки учащихся, сообщает домашнее задание (§9,р.т. №125-128).
Ребята отвечают на поставленные вопросы и на вопросы в системе тестирования VOTUM Подсчитывают количество баллов за урок. Личностные:
-умение оценивать свои возможности
- оценить своё психологическое состояние
- анализ успешности усвоения материала