Доклад ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Орлова Л.Ф.
Школа-лицей № 23 им.З.Космодемьянской
учитель русского языка и литературы
Южно-Казахстанская область, город Шымкент
«Познание начинается с удивления» 
Аристотель
В настоящее время одной из главных проблем современной школы является падение интереса учащихся к учебе. Встает вопрос, какую форму для обучения использовать, чтобы мотивационный потенциал был направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы. Итак, ребенка нужно, прежде всего, заинтересовать, обучение следует проводить в естественной форме, чаще менять вид деятельности, именно такой вариант обучения, даст ребенку возможность не уставать от однообразных уроков. 
После окончания курсов 3 уровня в 2015 году, передо мной стояла задача внедрить новые технологии и методики, идеи 7 модулей Программы в преподавание и проследить, как новые методы и стратегии преподавания будут влиять на повышение качества знаний. В данной работе будут наглядно показаны работы детей и даны сравнительные результаты обучения.
За 1 полугодие 2015-2016 учебного года была проделана немалая работа. Проведено исследование в действии.
На самом первом этапе было проведено анкетирование с родителями и детьми. Целью данного опроса было желание узнать мнение детей и родителей о нововведениях в системе образования, нравятся ли им уроки в новом формате или они предпочли бы все оставить без изменений. Я проводила исследование в седьмом классе, и они ещё не приучены к рефлексии и практически не умеют отвечать на тесты открытого типа, поэтому я составила вопросы с вариантами ответов. Для родителей тоже были предложены тесты с вариантами ответов.
Анкетирование показало, что большинство поддерживает и считает, что реформы в преподавании необходимы. Анализируя полученные результаты, планировала дальнейшую работу с классом.
На своих уроках русского языка и литературы при работе с текстом и правилами я чаще всего использую технологии развития критического мышления: мозговой штурм, тонкие и толстые вопросы, различные таблицы синтеза, инсерт, синквейн, кластер, экспертиза, чтение с остановками и т.д
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-7 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Успешными являются многие приёмы, но дают положительные результаты и больше нравятся детям следующие:
Синквейн, который является примером эффективного метода критического мышления. Он развивает логическое мышление учеников, расширяет словарный запас, помогает осмыслить пройденный материал.
Мы недавно стали применять с учащимися 5 класса этот приём, но он уже нравится многим творческим ребятам, и они увлечённо составляют синквейны. Семиклассники уже полностью освоили синквейн, и составляют очень хорошие и интересные. Вот примеры некоторых работ учащихся:

Урок-презентация или постер. Активизация учебного процесса - это, пожалуй, самое верное средство увлечь ребят учебой.
Уроки литературы призваны помочь школьникам понять природу и сущность литературы как вида искусства, её место в жизни человека и общества; узнать основные законы литературного творчества; освоить опорные понятия и категории литературоведения; овладеть навыками анализа художественного текста, чтобы стать подлинным читателем, ценителем литературы и получить от неё глубокое эстетическое наслаждение.
В 7 классе по программе очень много интересных тем, по которым можно подготовить интересные презентации: «Человек и мир природы в литературе», «Человек и история в литературе». Дети с увлечением делают красочные презентации, защищают свои творческие работы.
Данный вид работы выполняется в группах, каждый ученик выполняет свою часть работы, подбирает материал, работает на успех всей команды. Данный вид деятельности хорош тем, что в работу включаются все, даже ученики со слабой успеваемостью. Здесь также можно проследить успешное применение ИКТ, так как некоторые презентации, картинки ученики выполняют на компьютере.


Также уроки – презентации я провожу и по некоторым обобщающим темам русского языка: «Причастие», «Деепричастие», «Наречие» и др.

Еще хотелось бы отметить, что коллаж является одним из эффективных методов в работе с современными детьми, у которых преобладает «клиповое», образное мышление. Работа с коллажем, сама по себе подразумевает быстрое переключение с одного смыслового объекта на другой, а это означает, что у учеников в процессе такой работы развиваются такие умения, как: быстро переключаться на новую задачу, быстро входить в незнакомую ситуацию. И все это является необходимым условием для подготовки школьников к жизни в современном мире.
Очень часто в свои уроки литературы я вставляю видеоролики, кинофильмы, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Детям это очень нравится. Так мы просмотрели фильмы «Тарас Бульба», «Звезда пленительного счастья», «Судьба человека», «Белый пароход», снятые по произведениям, которые проходили по программе.
Эффективны для усвоения и понимания темы урока различные таблицы синтеза (сравнительные таблицы), которые помогают увидеть сходство и различия, понять, в чем разница.
На уроках русского языка в 7 классе такие таблицы составляем, когда проходим слитное и раздельное написание предлогов, союзов, отличие наречий от слов категорий состояния и др. На уроках литературы таблицы нужны для сопоставления главных героев, их характеров и событий.

Очень часто на уроках русского языка в 5-6 классе в целях развития навыков мышления, а также для того, чтобы индивидуально оценить уровень знаний по теме каждого ученика применяю следующего вида перфокарты, где ученикам необходимо быстро сориентироваться, вспомнить правило вставить нужную букву.
Ф.И.
1 10 19
2 11 20
3 12 21
4 13 22
5 14 23
6 15 24
7 16 25
8 17 26
9 18 27
 «Толстый» и «тонкий» вопрос и «Мозговой штурм» Этот прием используется мной в следующих обучающих ситуациях:
- для организации взаимоопроса;
- для начала беседы по изучаемой теме;
- для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы.
Очень хороши на уроках русского языка и литературы такие приемы, как ассоциативный ряд и написание эссе. Эссе помогают учащимся поразмышлять на различные темы во время уроков литературы, ассоциации им нужны, чтобы понять, о чем они думают, установить связи данной темы или понятия с другой темой. Интересные эссе ученики написали по произведениям «Малыш», «Пикник на обочине» и др.
Отдельное внимание уделяется на уроках рефлексии, которая тоже проводится в различных формах: дерево пожеланий, корзина идей, рефлексия настроения, смс другу и др.


Сложности присутствуют при внедрении суммативной системы оценивания, но я над этим работаю, стараюсь исправить недочеты. Формативно же оцениваю при помощи смайлов, жестов и комплиментов. Такое оценивание помогло детям преодолеть стеснение при ответах. Они стремятся больше отвечать, поднимать руку чаще.

Проводя уроки в соответствии с идеями Программы, собираю и анализирую результаты своей работы и работы детей.
Я сделала несколько выводов, которые позволили оценить ученическую деятельность и мою, педагогическую.  Конечно, многое получалось у детей, например, выполнение индивидуального задания в паре, оценивание своего одноклассника, анализ изображений, текстов, составление кластеров и постеров.  Но были моменты, когда учащиеся не справлялись с заданиями, например: защита кластеров, ответы на вопросы высокого порядка, рассказ материала, изученного самостоятельно в паре. Когда  дети его рассказывают, то остальные ученики слушают невнимательно и относятся ко всему процессу несерьёзно. Думаю, что я немного неверно организовала сам процесс выступления учащихся, не объяснила всю серьёзность прослушивания материала, который доносят учащиеся. При планировании уроков старалась учитывать то, что дети в этом возрасте более активны в своём поведении и не усидчивы, поэтому тратят время на концентрацию внимания, но все равно мы иногда не успеваем закончить задания до конца урока.
Групповая работа позволила применить таланты одаренных детей, немного раскрыть потенциал слабоуспевающих учеников. Однако такая форма работы учащимся 7 класса не очень нравится. Зато нравится младшим детям, ученикам 5-х классов. Работа в малых группах и парах приветствуется больше. Оформление и составление постеров и кластеров у них тоже получается достаточно хорошо, но в силу возраста защита проходит шумно.
Плюсы и минусы групповой работы.
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.
Плюсы:
Повышается учебная и познавательная мотивация.
Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
Улучшается психологический климат в классе.
Минусы.
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
Используя все эти новые методики и технологии на своих уроках, увидела,
что по сравнению с прошлым годом повысилось качество знаний учащихся, стали больше отвечать на уроках.
Анализ успеваемости по русскому языку за 1 полугодие учащихся 7 «В» класса
Дата Нач.года(срез) 1 четв.Срез 1 четв. 2 четв.Срез 2 четв.
"5" 2 3 3 5 4
"4" 9 5 15 15 18
"3" 12 14 14 10 10
"2" 6 7 0 1 0
Количество сдавших 29 29 32 31 32
Средняя оценка 3,2 3,1 3,7 3,8 3,8
Успеваемость 79% 76% 100% 97% 100%
Качество 38% 28% 56% 65% 69%
Мониторинг успеваемости учащихся 7 В класса 2015-2016 уч.год.


Мониторинг успеваемости учащихся 6 В класса 2014-2015 уч.год


В заключении хотелось бы добавить, что применение новых информационных технологий и идей 7 модулей на уроках литературы и русского языка позволяет видоизменить весь процесс обучения. Они значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Интерактивный демонстрационный материал делает урок более современным, интересным и увлекательным.