Урок по окружающему миру в 3 классе по теме Воздух — условие жизни на Земле


Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Воздух-условие жизни на Земле» учителя начальных классов МБОУ ООШ села Киевского Чумаченко Т. В.
Цель урока:Познакомить учащихся в ходе исследовательской работы и частично-поисковой деятельности с составом, свойствами воздуха, значением для существования жизни на планете; рассмотреть причины загрязнения воздуха и способы его охраны.Задачи урока:а) образовательные: учить выделять главное, применять полученные знания на практике; учить задавать вопросы, хорошо разбираться в теории, уметь излагать материал.б) развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками.в) воспитывающие: воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),  воспитывать бережное отношение к природе.Оборудование для учителя:- презентация к уроку, видеофильм «Атмосфера Земли» (3 мин 19 сек), компьютер, медиапроектор;- стакан и сосуд с водойОборудование для учеников:- карточки для таблицы «Хочу узнать. Узнал» (по 1 на группу уч-ся)- карточки – опоры для усвоения информации из видеофильма- карточки с экологическими задачами- карточки «тонких» и «толстых» вопросов- баночки с водой;- соломинки;- учебник «Окружающий мир – 1 часть»/авт. Н. Ф. Виноградова/- УМК «Начальная школа XXI век»;  Рабочая тетрадь «Окружающий мир – 1 часть»/авт. Н. Ф. Виноградова/Ход урока1. Оргмомент (учащиеся  сидят в группах по 4 человека).Цель: эмоционально-положительный настрой на урок, создание успеха, доверия.Окружающий нас мирИнтересно познаватьЕго тайны и загадкиМы готовы разгадать.Учитель: -  Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу. Выберите ведущего и секретаря в своей группе.2. Актуализация знаний,  целеполагание.Методы и приёмы: проблемная ситуация.Цель: постановка проблемной ситуации, сообщение темы урока.Учитель: Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте  её.Он такой большой,Что занимает весь мир,Он такой маленький,Что в любую щель пролезет.(Воздух)Учитель: – Кто сможет назвать тему урока?Учащиеся: Мы будем изучать воздух.Слайд 1Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Воздух – условие жизни на Земле»Сегодня на уроке вы будете исследователями и найдёте ответы на следующие вопросы:Слайд 21. Как обнаружить воздух?2. Какие свойства есть у воздуха?3. Значение воздуха для жизни на Земле?4. Из чего воздух состоит?5. Отношение человека к воздуху.3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и частично-поисковой работы со свойствами воздуха, значением воздуха для существования жизни.Методы и приёмы: наблюдения, исследовательская работа, работа в группах,  поиск, анализ, сравнение, сопоставление.1 ступень – обнаружение воздуха с помощью органов чувствОпыт №1 (делает учитель)Пустой стакан переворачивается вверх дном  и опускается в сосуд с водой. При наклоне появляются пузырьки.Учитель: Что наблюдаем? (дети в группах обсуждают и обобщают увиденное: видим пузырьки, это воздух)Результат фиксируется секретарями групп в таблицу, графу «Узнал», в презентации можно увидеть (по щелчку).Учитель: О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом- воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств: зрения, слуха, осязания.Опыт №2 (проводят ученики)При помощи соломинки дуют в сосуд с водой.Учитель: Что наблюдаем?Учащиеся: При помощи зрения в некоторых случаях можно обнаружить воздух.Опыт № 3 ( проводят ученики)Учащиеся машут друг на друга тетрадями.Учитель: Что наблюдаем?Учащиеся Воздух можно осязать, когда он движется.(в таблицу записываем «можно осязать»)Учитель: Вам приходилось слышать,  как пронзительно свистит свисток. Это происходит потому,  что воздух выталкивается (выдувается) через узкую щель и мы слышим свист.Закончите вывод: Воздух можно …… (услышать)( в таблицу записываем «можно услышать»)Слайд 3Таблица:Хочу узнать Узнал
Как обнаружить воздух? Можно увидеть
Можно осязать
Можно услышать
2 ступень – свойства воздухаУчитель: Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.1.– Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?– Нет.– Через стену мы видим соседний класс?– Нет.– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?– Да.– О каком свойстве воздуха это говорит?Воздух прозрачен, поэтому  мы видим через него все окружающие предметы.2.– Посмотрите на доску. Какого она цвета?– Зеленая– А какого цвета воздух?– Он бесцветен.– Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.3.- Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?– В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?– Чистый воздух не пахнет.Заполняется таблицаСлайд 3Хочу узнать Узнал
Как обнаружить воздух? Можно увидеть
Можно осязать
Можно услышать
2.Какие свойства есть у воздуха? Прозрачен
Бесцветен
Не имеет запаха
3 ступень – выяснение роли воздуха (атмосферы) для существования жизни на Земле.Поиск ответа на вопрос № 3  по учебнику, с. 26Учитель: Прочитайте статью в учебнике, ответьте на вопросы:- что такое атмосфера- какое значение для жизни имеет атмосфераПросмотр слайда 4 с комментариями учителяВоздушная оболочка Земли – атмосфера. Её можно сравнить с голубой рубашкой планеты. В ней она  не перегревается от солнечного жара днем и не стынет от космического холода ночью.Атмосфера, словно бронежилет, защищает Землю от космических снарядов – метеоритов и  от опасных космических лучей – невидимок, которые могли бы убить все живое. И еще одну работу выполняет атмосфера, как толстое одеяло держит тепло и спасает от космического холода.Учитель: Что нового узнали об атмосфере?(Слайд  4 сопровождает ответы детей)Учащиеся: Атмосфера словно голубая рубашка, она не дает Земле перегреваться.  Ещё она, будто бронежилет, защищает нас от метеоритов и  от губительных космических лучей. Укрывает от  космического холода, словно толстое одеяло.Учитель: Как называется воздушная оболочка Земли?(ответы в графу «Узнал»)Учащиеся: Атмосфера:Учитель: Какое значение для Земли имеет атмосфера?(запись в графу «Узнал»)ТаблицаСлайд 5Хочу узнать Узнал
1.Как обнаружить воздух? Можно увидеть
Можно осязать
Можно услышать
2.Какие свойства есть у воздуха? Прозрачен
Бесцветен
Не имеет запаха
3.Значение воздуха для жизни на Земле? Атмосфера   защищает:
- от метеоритов.
- от перегрева и от холода
- от губительных солнечных лучей.
ФизкультминуткаМы немножко отдохнем,Встанем, глубоко вздохнем.Руки в стороны, вперёд.Влево, вправо поворотРуки вниз, на пояс, вверх,Ждут открытия нас всехПобежим скорее в класс.Там послушаем рассказ.Продолжение работы по знакомству с новым материалом.Цель: узнать о составе воздуха,  выяснить источники загрязнения воздуха, определить пути его охраны.Методы и приёмы: метод стимулирования интереса к учению, постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа, показ видеофильма,  работа в группах.Учитель: Атмосфера есть и других планет, например у Венеры, Марса. А вот жизни на них нет. Как вы думаете, почему?Оказывается, чтобы жизнь стала возможной нужна не любая, а пригодная для жизни атмосфера. Дышат все живые существа и человек. Для дыхания им нужен особый газ, который есть в земной атмосфере.4 ступень – Воздух – смесь газов. Кислород – газ для дыхания.Чтение статьи в учебнике, с. 26. Поиск ответа на вопрос № 4.-Узнайте, какой газ нужен живым существам для дыхания. Какие газы входят в состав воздуха.Просмотр слайда 6 с комментариями учителя:Воздух - это смесь газов, который состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% углекислого газа и различных примесей. Для дыхания всему живому нужен кислород.Учитель: Что нового узнали про воздух? Из чего состоит воздух? Какой газ нужен для дыхания?Слайд 7Хочу узнать Узнал
1.Как обнаружить воздух? Можно увидеть
Можно осязать
Можно услышать
2.Какие свойства есть у воздуха? Прозрачен
Бесцветен
Не имеет запаха
3.Значение воздуха для жизни на Земле? Атмосфера   защищает:
- от метеоритов.
- от перегрева и от холода
- от губительных солнечных лучей.
4. Из чего состоит воздух? Азот
Кислород (нужен для дыхания)
Углекислый газ
Учащиеся: Воздух - это смесь газов. Он состоит из азота, кислорода и углекислого газа.Выполнение задания в рабочей тетради «Окружающий мир» 1 частьс.   12 № 28-  заполнение схемы состава воздуха.Учитель:- Я предлагаю группам исследовать атмосферу. Запомните новую информацию, которую покажет фильм. После просмотра обсудите её в группе (1 мин), выберите товарища для ответа. В помощь вам даны карточки с опорными словами и предложениями. Просмотрите их и будьте внимательны при просмотре фильма:Образец карточки1. Атмосфера состоит из ………..2. ….. отличаются (масса, название, высота)3. Больше воздуха содержит ……. слой атмосферы, а меньше всего воздуха в …… слое атмосферы.Слова для справок: меньше, больше1. Озон …………………. лучи солнца2. Водяные пары ……………… облака ……….. формы3. Облака ……………………………Слова для справок: высота, осадки, нести, предвещать HYPERLINK "http://apruo.ru/attachments/337_atmosfera.rar" \o "Скачать фильм" Просмотр видеофильма «Атмосфера Земли» (формат mp4)Время просмотра – 3мин 19 секОтветы представителей групп:1.Атмосфера состоит из слоев2.Слои атмосферы отличаются названием, массой, высотой над Землей3.Больше всего воздуха содержит нижний слой, а меньше самый верхний4.Озон задерживает губительные ультрафиолетовые лучи5.Водяные пары атмосферы образуют облака разной формы6.Облака могут отличаться высотой, нести осадки или предвещать их.5 ступень – Зачем нужен чистый воздух? Источники загрязнения воздуха и его охрана.Учитель:- К нам пришла телеграмма.«Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполнили улицы, обрушили на нас свои выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти». Жители городаРабота с фотоиллюстрациями учебника, с. 28Учитель:Перечислите основные источники загрязнения воздуха.(Выхлопные газы автомобилей, пыль, ядовитые газы из заводских труб, загрязнение земли непереработанным мусором)Слайд 8Учитель: Вы уже знаете, что для дыхания нам нужен кислород.  При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения, наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Чтобы очистить воздух, мы сажаем в городе деревья, кустарники: липы, клены, сирень.Тополь и подсолнечник лучше всего очищают воздух от загрязнений. Как показали исследования на оживлённых магистралях, вдоль которых были высажены тополя  и простирались поля подсолнечника, воздух оставался чистым.Более активно «спасает» нас от вредных веществ  трава, поэтому газоны в школьном дворе не надо затаптывать, обязательно ухаживать за ними, каждую весну подсевать, не бросать на них бумажки и другой мусор - всё это мешает траве делать свою важную для нас работу!- Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.Работа в группах.Карточка 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)- Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи?Учащиеся: установка очистных сооруженийКарточка 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг)- Какой способ охраны воздуха указан в задачах?Учащиеся: озеленение окружающей средыУчитель:- Сделайте вывод.Вывод: воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.Слайд 9Хочу узнать Узнал
1.Как обнаружить воздух? Можно увидеть
Можно осязать
Можно услышать
2.Какие свойства есть у воздуха? Прозрачен
Бесцветен
Не имеет запаха
3.Значение воздуха для жизни на Земле? Атмосфера   защищает:
- от метеоритов.
- от перегрева и от холода
- от губительных солнечных лучей.
4. Из чего состоит воздух? Азот
Кислород (нужен для дыхания)
Углекислый газ
5. Отношение человека к воздуху Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.
4.Обобщение по изученной на уроке теме.Учитель: Я предлагаю группам поработать с «Тонкими» и «Толстыми» вопросами, составить для других групп по 2 вопроса.Слайд 10Карточка - помощница«Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы
Объясните, почему……..?
Почему вы считаете, ….?
Предположим, что будет, если…..? Что….?
Как …?
Может…..?
Верно ли…?
(группы по очереди зачитывают свои вопросы)5. Подведение итогов урока. Рефлексия.Учитель:- Назовите тему урока одним словом (воздух)- Чьи ответы вам понравились больше всего?Учитель: Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? (Жизнь!)6.Домашнее задание.Слайд 11Подготовить рассказ «Чистый воздух» по плану:1.Как человек использует воздух2.Источники загрязнения воздуха3.Охрана чистоты воздуха(учебник, с. 28), нарисовать плакат «Берегите воздух!»