Активные формы и методы работы на уроках математики (дидактические игры).


Активные формы и методы работы на уроках математики (дидактические игры).
Сегодня главная задача учителя не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить интерес к учению, научить учиться, применять знания в практической деятельности.
Математика широко применяется при изучении других предметов в школе, используется в практической деятельности будущих рабочих, инженеров, технологов, экономистов, да и в повседневной жизни. Знание основ математической науки необходимо всем учащимся.
Как же привить интерес к математике? Как мотивировать обучающихся к изучаемому предмету и стимулировать их активность на протяжении всего урока? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока, через применение в учебном процессе активных методов и форм работы на уроке и во внеурочное время.
Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Использование активных методов на уроках математики помогает формировать не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения.
Активные методы обучения строятся:
в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы;
на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения;
интерактивности, разнообразных коммуникациях,
на использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы,
деятельностном подходе к обучению.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
2 этап – контроль знаний (закрепление). Могут быть использованы такие методы, как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
3 этап – формирование умений и навыков на основе знаний и развитие творческих способностей; возможно использование моделированного обучения, игровых и неигровых методов.
На уроках математики можно использовать разнообразные творческие проектные задания. Такие задания наилучшим образом активизируют творческое развитие учащихся на уроке, способствуют обеспечению необходимых условий для активизации познавательной деятельности каждого ученика, предоставляют каждому возможность для саморазвития и самовыражения.
Для учащихся 5-7 классов подойдут игровые технологии (уроки - сказки, уроки - экскурсии, уроки - путешествия, в последствии с творческими домашними заданиями), тогда как в 8-9 классах - технологии развивающего и технологии проблемного обучения .Для активизации познавательной деятельности обучающихся можно использовать различные формы уроков. Уроки- игры («Что? Где? Когда?», «Математический КВН», «Своя игра», «Деловые игры»), путешествия, викторины, семинары и др. При учении с увлечением эффективность урока заметно возрастает. Учащиеся в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся помощниками учителя в проведении урока.
Ещё один из эффективных путей развития у школьников интереса к предмету, который я широко применяю это организация игровой деятельности на уроке. Так как в играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что казалось трудным, даже недостижимым, на внеклассном занятии, во время игры легко усваивается. Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о числе или в целом о математическом понятии и его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер.
С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактической игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу. Поэтому дидактические игры представляются обучающимся не простой забавой, а интересным, необычным занятием.
Приведу несколько примеров игр, которые можно применять на уроках 5-6 классов
Игра “Рассели жильцов”.
Ученики получают карточки.
Задание. Жильцами математического дома являются цифры и математические знаки. Нужно вставить в окошки недостающие знак или цифру.
Игру можно проводить и при закреплении материала и на уроках рефлексии, а также как постановку проблемного вопроса.
  -12  -15 
  13 -13
  5,6   < 
  >   -3,45
  18,5   1,058 
  = 
  > 
  16,7-23,8   > 
Игра «Математическое домино» Чётное количество карт раздают учащимся и заранее договариваются о той, которая начинает игру. Затем играющие по очереди выставляют свои карты так, чтобы каждая следующая карта была логически связана с предыдущей. Ученик, неправильно выставивший карту или не сумевший объяснить причину ее выставления, пропускает один ход. Выиграет тот, кто первым выставил все свои карты.
Игра проводится на уроке во время групповой работы для повторения и закрепления материала по всей теме, перед контрольной работой.
Вариант домино по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» (5 класс)
25,9 23,7*100 2370 272,3+34,15
306,45 43,57-18,4 25,17 34-12,084
21,916
16,25+24,3-3,75 44,3 0,17-0,092
0,078
3*10+3,8*100
410 4,45*10+844:100
52,94 18,34+31,66-18,5 31,5 х + 5,032=27,2
22,168 31,66-18,5-1,5 11,66 52+х=78,035
26,035
65,98+55,77 121,75 х-42,16=69,2
111,36
22,99-х=17,3 5,69 1,05+0,0024
1,0524
43,521-5,7 37,821 х-93,1=79,01
172,11 55,05-х=33,9 21,15
65,98+55,77+35,23
156,98 х-43,12=90
46,88 65,7-52,2+12,4
Игра «Художник»  На доске записаны координаты точек (можно приготовить несколько вариантов для групповой работы): (0;12),(4;10),(0;10),(6;7),(0;7),(7;4),(1;4),(1;1),(-1;1),(-1;4),(-7;4),(0;7),(-6;7),(0;10),(-4;10),(0;12).
Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок.
Выигрывает тот (или та команда), кто быстрее нарисует.
Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок и записать координаты вершин.
Игра «Индивидуальное лото». Для каждого ученика подготовлен индивидуальный комплект карточек. Большая карточка, которая разделена на четыре прямоугольника, в каждом записан ответ. Восемь карточек размером как прямоугольники, с записанными на них упражнениями. Ученик решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой – то условный шифр: рисунок, чертеж, букву.
Вариант «Индивидуального лото» по теме «Преобразование буквенных выражений» (6 класс)
Маленькие карточки
Раскройте скобки, упростите выражение
6(5а+3)-7(а-7)
5а+2(7-а)
2х+3(4-5х)
5(2с-1)-6с
-(-2х+7)-3(х-1)
-9с-7(1-2с)
-2(7-а)-5а
-5а-2(3-а)
Большая карта
-7а-6 23а-37
-х-4 -13х+12
Игра «Смотри не ошибись».Класс делится на команды (можно по рядам) на интерактивной доске записано задание. Учитель вызывает поочередно по одному ученику из каждой команды и просит вместо квадратика написать букву или число так, чтобы выполнялось равенство. Выполнивший задание участник игры приносит команде 5 очков, не справившийся с заданием участник лишает команду 3 очков. Результаты соревнований записываются на доске. За нарушение дисциплины снимается 1 очко. Отдельным ученикам в конце игры выставляются оценки в журнал.
Вариант игры на тему «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» (6 класс)

1) 5,3+= 2,4-5,6

2) - 8,4= 15,6+(-2,3)
3) 0,12+(-0,05)=-13.9+

4)6,208-2,73-(-3,792)=

5) -1,2+0,546-(-12,8)-7,09=

6) -1,018-4,29,-(-0,5)+(-4)=
В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» - «Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет». Главное здесь – приобщить даже самых пассивных к учёбе.
Например на уроке математики в 5 классе по теме: «Треугольник. Свойство углов треугольника».
Сумма острых углов треугольника равна 180 градусам?
Треугольник имеет тупых угла?
Угол равностороннего треугольника равен 70 градусам?
Может ли треугольник, в котором два угла 40 и 60, быть тупоугольным?
Может ли треугольник с градусными мерами углов 10 и 20 быть остроугольным?
Может ли треугольник иметь стороны 5,8,22?
Утверждения, с которыми либо соглашаются, либо не соглашаются, ученики готовят сами в качестве дополнения к домашнему заданию на протяжении изучения всей темы.
Игра «Математический банкир». Класс делится на пары, каждая из которых представляет банк (президент банка и его заместитель). На столе разложены карточки с заданиями в перевернутом виде, каждая карточка имеет стоимость от 50 до 300 условных единиц в зависимости от сложности задачи. Это возможные вклады, инвестиции и т.д. Стартовый капитал каждого банка – 500 условных единиц. Выбрав карточку с заданием и решив задачу, банк пополняет свой капитал на указанную сумму, если задача решена верно и терпит убытки на указанную сумму, если решение не верное. Ирга идет в течении урока или двух. В конце подводятся итоги – по капиталам банка. Эту игру можно использовать при отработке навыков решения заданий по какой-либо теме. Дает возможность ребятам работать в своем темпе и выбирать свой уровень сложности заданий по данной теме
Предложенные дидактические игры способствуют развитию универсальных учебных действий обучающихся.
Личностные УУД: вычислительные навыки; мотивация учения, развитие интереса к математике, положительное отношение к процессу познания, принцип удивления, формирование личностных качеств: аккуратность при выполнении работы, бережливость,
Регулятивные УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково-символическое моделирование.
Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации; умение точно и грамотно выражать свои мысли; выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принятие коллективного решения, учиться познавать себя через восприятие других
Таким образом, занятия в игровой форме и дидактические игры реализуют идеи совместного сотрудничества, самоуправления, соревнования, воспитания через коллектив, приобщения детей к научно-техническому творчеству, воспитания ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе, а главное – интереса к обучению математике.