Конспект открытого урока на тему Работа над крупной формой в старших классах на примере Сонаты G-dur Д. Чимарозы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 8» города Курска



Конспект
открытого урока с ученицей 6-го класса
фортепианного отделения Бунаковой Екатериной
на тему: «Работа над крупной формой в старших классах
на примере Сонаты G – dur Д. Чимарозы»
преподавателя Муратовой Татьяны Романовны.










Курск - 2016
Тема урока: «Работа над крупной формой в старших классах на примере Сонаты G – dur Д. Чимарозы».
Цель урока: развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано.
Задачи урока:
- образовательная: дать сведения об основных понятиях, связанных с разучиванием учащейся произведения крупной формы; закрепление ранее пройденного материала;
- воспитательная: формирование интереса к данному виду работы, умения слушать и контролировать себя во время занятий;
- развивающая: формирование и развитие исполнительских навыков игры произведений со сложной структурой; понимания исполнительских задач и способов их решения.
Форма урока: индивидуальная.
Методы:
- словесный,
- наглядный,
- практический.
План урока:
1. Начало урока:
- организационный момент,
- сообщение темы и постановка задач.
2. Основной этап:
- теоретическая часть: биографические данные композитора, вопросы строения предклассической сонатной формы, стилистические особенности клавирных сонат Д.Чимарозы.
- практическая часть: работа над Сонатой G – dur Д. Чимарозы по разделам.
3. Заключение:
- рефлексия,
- оценивание,
- домашнее задание.
Ход урока:
1. Начало урока.
Открытый урок проводится с ученицей 6-го класса Бунаковой Катей.
Тема урока: «Работа над крупной формой в старших классах на примере Сонаты G – dur Д. Чимарозы».
Задачи урока:
- образовательная: дать сведения об основных понятиях, связанных с разучиванием учащейся произведения крупной формы; закрепление ранее пройденного материала;
- воспитательная: формирование интереса к данному виду работы, умения слушать и контролировать себя во время занятий;
- развивающая: формирование и развитие исполнительских навыков игры произведений со сложной структурой, понимания исполнительских задач и способов их решения.


2. Основной этап.
В старших классах ДМШ, среди рекомендованных произведений крупной формы: сонат Моцарта, Бетховена, Гайдна, - заслуженно важное место занимают клавирные сонаты Доменико Чимарозы. Они удобны для детских рук, музыка довольно яркая и свежая, дает ученику представление о строении Сонатной формы в доступном виде.
Доменико Чимароза - один из известнейших итальянских мастеров 2-ой половины 18 века, автор многочисленных опер – буффа. При жизни композитора, с успехом исполнялись его произведения других жанров: кантаты, оратории, мессы, реквием. Привлекали внимание композитора и новые тенденции в инструментальной музыке. Известны две симфонии, несколько концертов, два секстета, 6 струнных квартетов. Среди них достойное место занимают сонаты для клавесина.
На сегодняшний день известны 32 одночастные сонаты Д. Чимарозы. Пока нет сведений о том, когда были написаны произведения. Впервые собрание сонат было издано в последнее десятилетие 18 века. Учитывая музыкальную практику того времени, а также, особенности музыкального текста сонат, можно предположить, что они писались, прежде всего, для педагогических целей и домашнего музицирования. Соната Соль мажор входит в данный цикл.
Доменико Чимароза был современником Венских классиков, высоко ценил их произведения, но в своем клавирном творчестве использовал, скорее, предклассические формы, переходные от музыки барокко к классике. Стилистика его клавирных произведений вытекает из традиций итальянской клавирной школы, к сожалению, мало изученной в нашем музыковедении.
Характерной чертой, для предклассической (старинной) сонатной формы, в итальянской клавирной музыке является отсутствие разработки или крайняя незначительность этого раздела. Сонаты ограничивались одной или двумя частями: экспозицией и репризой (вторую часть старинной сонатной формы можно назвать "разработкой - репризой").
Главная партия экспозиции преимущественно достаточно подвижна, является относительно небольшим построением (8–10 тактов), часто только начальным ядром периода типа развертывания. Соединительная (связующая) партия тематически родственна с главной, иногда с относительно новым рисунком, как правило, модулирует в тональность побочной партии. В ряде случаев она достаточно значительна по размерам, с использованием секвенций и ладовым контрастом (одноименная тоника).
Побочная партия мало контрастирует с главной или основана на ее материале. Часто она состоит из повторений коротких мотивов, однотональная (доминанта или параллельный мажор). В виде исключения встречается введение новой темы, которая предупреждает главную основу зрелой сонатной формы.
Заключительная (завершающая) тема, как правило, являет собой ряд коротких дополнений в тональности побочной партии.
Второй раздел старосонатной формы начинается видоизмененным проведением (разработкой) материала главной партии в подчиненной тональности, со следующим использованием отклонений в субдоминантовую сферу. Далее следует проведение побочной и заключительной тем в главной тональности. Кода в старосонатной форме отсутствует.
Теперь поговорим о стилистических особенностях клавирных сонат Д. Чимарозы. В его арсенале секвенционное развитие мелодии, сопоставление параллельных тональностей, "деликатные", даже изысканные повторения фраз и отдельных мотивов, дающих, в каждом отдельном случае, новую, неповторимую краску.
Чимароза рассматривает одну музыкальную мысль со всех сторон и находит интересные ракурсы и обороты темы. Композитор умело использует остинатную пульсацию восьмых в аккомпанементе. Напрямую с этим связаны элементы скрытой полифонии в сопоставлении голосов. Мелизмы пронизывают музыкальную ткань, не разрывая мысли.
Сумма этих приёмов делает его сонаты лёгкими, доступными учащимся, как по форме, так и по содержанию. Кроме того, они довольно просто читаются, как по вертикали, так и по горизонтали, что особенно важно при освоении произведений крупной формы.
Перейдем непосредственно к Сонате G – dur Д. Чимарозы (исполнение произведения ученицей).
Соната G – dur относится к группе быстрых мажорных сонат. Написана в Старинной сонатной форме.
Экспозиция: Вступление и Главная партия в основной тональности.

Над чем стоит поработать:
1) Вступление должно быть исполнено ритмично и четко. Способы проучивания: а) в медленном темпе со счетом;
б) игра 32-х штрихом стаккато.
2) Вопросо-ответные построения
Возвращаясь к связи сонат Чимарозы с оркестровой музыкой в операх-буффа, необходимо обратить внимание ученика на озорные мелодические переклички мотивов, вопросо-ответное построение. Сама музыка яркая, жизнерадостная потребует от ученика эмоционального исполнения. Здесь не должно быть игры по слогам.
Побочная партия написана в тональности даминанты.

Ее следует исполнять легко и грациозно. Трудность может представить ритмический рисунок мелодической линии.
Способы проучивания: а) в медленном темпе; б) используя другой ритм (четыре 32-х и восьмая).
В Репризе в E-dur и в D-dur разрабатывается новый музыкальный материал, близкий Главной партии.

Здесь нужно обратить внимание на правильное исполнение разложенных аккордов в правой руке. Трудность заключается в том, что 1-й, самый «тяжеловесный» палец играет часто. Неправильная игра приводит к постепенному его «завязанию», акцентированию нот и к утомляемости руки. Как этого избежать? 1-й палец должен играть в таких случаях самостоятельно и легко. Нужно свести его действие к минимуму, оставив лишь нечто вроде «дрожания». Проучивание:
а) отдельно проиграть мелодическую линию верхнего голоса разложенных аккордов верной аппликатурой;
б) разделить голоса между двумя руками: левой рукой тихо играть ноту «си», а правой – выразительно интонировать верхний голос.
Напряженная связка на остинатном "ре" в басу приводит к Побочной партии в основной тональности.

В связке отдельное внимание следует уделить терциям. Играя терции, пианист должен, с одной стороны, ощущать полную самостоятельность, свободу пальцев, а с другой – уметь эту свободу привести к одновременным (синхронным) действиям двух пальцев в самых разнообразных их комбинациях. Проучивание: а) стаккато; б) на крышке инструмента.
3. Заключение.
Подводим итоги работы. Вместе с ученицей формулируем домашнее задание.

Список литературы:
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1978.
2. Бузони Ф. О пианистическом мастерстве. Избранные высказывания – М., 1962.
3. Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники. – М., 1966.
4. Либерман. Е. Работа над фортепианной техникой. 3-е изд. – М, 1995.
5. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. – М., 1986.
6. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. 4-е изд. – М., 1982.
7. Савшинский С. Работа пианиста над техникой. – Л., 1968.
8. Способин И. Музыкальная форма. – М., 1984.




Рисунок 21Рисунок 2215