Дидактические возможности кейс метода для формирования и развития навыков смыслового чтения.

Дидактические возможности кейс метода для формирования и развития навыков смыслового чтения.
Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный принцип деятельностного подхода к обучению.
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.
Кейс метод обучения – это обучение действием. Суть его состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Кейс-метод, в современном его виде, был впервые применён во время преподавания управленческих дисциплин в Гарвардской бизнес-школе, хорошо известной своими инновациями. Термин «ситуация» ранее использовался в медицине и правоведении, но в образовании этот термин приобрёл новый смысл.
Повсеместное распространение метода в мире началось в 70-80 годы, тогда же метод получил известность и в СССР. Анализ ситуаций начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях ВУЗов, в первую очередь как метод обучения принятию решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д.Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др.
Тем не менее, развитие метода в СССР проходило в то время весьма противоречиво. С одной стороны, использование метода анализа ситуаций привело к широкому распространению игровых и дискуссионных методов обучения, но с другой стороны, давление идеологии, закрытость системы образования постепенно вытесняли метод из учебных аудиторий. Новая волна интереса к методике кейс-стади началась в 90 годы.
Метод кейс-стади – это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала обучающихся.
История метода кейс-стади в России в определённой степени связана с поддержкой международных образовательных фондов и программ. Так, например обучение большого числа специалистов методу кейс-стади было осуществлено в рамках Мегапроекта «Развитие образования в России (среднее образование)». Проект был реализован при поддержке фонда Дж. Сороса. (16)
Использование кейс- метода теперь не ограничивается только обучением, очень активно метод кейс-стади используется как исследовательская методика. Ситуативная методика в последние годы становится одной из эффективных методик преподавания в общеобразовательных учреждениях. Использование ситуативной методики позволяет учащимся школы проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того, данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Ситуационную методику обучения часто называют кейс–методом.
Отличительными особенностями кейс–метода являются:
- описание реальной проблемной ситуации;
- альтернативность решения проблемной ситуации;
- единая цель и коллективная работа по выработке решения;
- функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
- эмоциональное напряжение учащихся.
Сложной задачей для учителя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством учителя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.
Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений.
Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.
Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно–воспитательной деятельности. Кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс - методе свои роли.
При использовании кейс–метода в практической деятельности следует помнить об основных идеях (принципах) данного метода:
– кейс–метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, темам, истина в которых неоднозначна;
– в процессе сотрудничества учителя и учащегося, усилия последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку;
– результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и формирование навыков учебной работы. Несомненно, такие навыки будут востребованы и в будущей профессиональной деятельности обучающихся.
– важным достоинством кейс–метода является и формирование ценностей, жизненных установок учащихся.
Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности слушателей. Можно выделить следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации:
- закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса);
- отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки);
- отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений (в рамках тренинговых процедур);
- экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).
Конкретная ситуация (или кейс) - это письменно представленное описание определенных условий из жизни организации, различных производственных процессов, явлениях, происходящих в природе, ориентирующее слушателей на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения.
Под методом кейсов понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты или исследователи в профессиональной деятельности.
Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки учебной деятельности. Его суть также состоит в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений, а обучение становится как бы необходимым условием выживания.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при изучении материала.
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:
- индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
- работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
- презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Дидактические возможности кейс метода.
Способствует формированию:
- регулятивных и познавательных УУД (работа с информацией, целеполагание, поиск путей решения, оценивание результатов и др.);
коммуникативных УУД (работа в группах, презентации, дискуссии и др.).
Развивает:
Самостоятельность и критичность мышления;
творческие способности.
Создает условия для:
индивидуализации обучения;
дифференциации обучения;
сотворчества и сотрудничества.
Кейс - метод развивает такие качества личности как аналитические умения, практические умения, творческие умения, коммуникативные умения, социальные умения. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения.
Цели, достигаемые при использовании кейс - технологий:
- развитие аналитического, творческого, критического, ориентированного на применение проблемоосознанного мышления;
- практика поиска и выработки альтернативных решений, осознание многозначности практических (возникающих в реальной профессиональной деятельности) проблем и жизненных ситуаций;
- способность и готовность к оценке и принятию решения;
- гарантия более качественного усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов знаний;
- развитие социальных компетенций при работе в группе.
Требования к содержанию:
личностно- значимое (мотивирует на поиск путей решения);
рассматривает конкретную ситуацию;
может носить ориентирующий характер («кейс с пробелами») или избыточную информацию:
имеет проблемный характер;
предполагает альтернативность решения

Структура кейса включает сюжетную, информационную и методическую части.
Сюжетная часть – описание ситуации, содержащее информацию, которая позволяет понять, в каких условиях развивается ситуация, с указанием источника получения данных.
Информационная часть – информация, которая позволит правильно понять развитие событий.
Методическая часть разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, включает задания по анализу кейса для обучающихся.
При прочтении текста, который включает описание ситуации (сюжетная часть), неплохо использовать следующие приёмы смыслового чтения (можно положить на парту в виде инструкции):
Первое прочтение: во время чтения текста, выделите шрифтом или подчеркните показавшиеся вам важными ключевые слова. Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку: признак предмета, состояние или действие. При этом не обязательно должно быть ключевое слово в каждом предложении.
Второе прочтение: вернитесь к тексту, прочтите его еще раз. Объедините ключевые слова в смысловые ряды. Для удобства выпишите (или напечатайте) их отдельно. Возможно вы увидите, что некоторые слова выделили как ключевые ошибочно, а какие-то пропустили. Скорректируйте свои ключевые слова при необходимости. Смысловой ряд – это пары слов, которые состоят из комбинации ключевых слов. Смысловой ряд позволяет понять истинное содержание текста. Запишите все полученные смысловые ряды на листочке.
Третье прочтение: прочитайте смысловые ряды и при этом попытайтесь сформулировать смысл, доминанту текста. Смысл текста – это те образы, которые должны быть помещены в вашу образную память (память для образов, внутренний «экран», воображение).
Решение кейсов рекомендуется проводить в пять этапов:
знакомство с ситуацией, её особенностями;
выделение основной проблемы (основных проблем), факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
анализ последствий принятия того или иного решения;
решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.(11)
Кейс – метод необходимо использовать в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе традиционными, закладывающими у учащихся обязательное нормативное знание. Кейс – метод развивает навыки смыслового чтения, т. к. заставляет вдумчиво читать и осознанно воспринимать информацию. Кейс-технология, как и любой интерактивный метод обучения, вызывает интерес со стороны учащихся, обеспечивает им возможность применять знания, полученные на уроках, формирует интерес к учению. Этот метод постепенно завоевывает ведущие позиции и признан перспективным направлением развивающего обучения.