Семинар для педагогов ДОУ «Методы и приёмы развития и воспитания»


Семинар для педагогов ДОУ
«Методы и приёмы развития и воспитания»
Цель: систематизировать знания педагогов о методах и приёмах обучения, их классификацией и особенностями, повышать профессиональный уровень педагогов, творческую активность.
Знакомство с понятиями «методы обучения», «приёмы обучения»

Методы обучения – способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.
Методы обучения – совокупность путей, способов достижения целей.
Приём обучения – часть метода, отдельный шаг в реализации метода.
Например: По теме «Систематизация знаний детей о весне»
Метод: беседа, Приёмы: показ веток берёзы с распустившимися листьями, загадывание загадок, чтение стихотворения.
а) словесные методы - источником знания является устное или печатное слово: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой;
б) наглядные методы - источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия: показ детям иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр. в) игровые методы - позволяют заинтересовать дошкольников предстоящей деятельностью, облегчают определение замысла будущей работы, активизируют обыгрывание результатов и переход продуктивной деятельности в игру.
г) практические методы – дети получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия: упражнения, эксперименты и практические работы.
Итак, методы обучения – это способы работы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.
А приём - это часть метода. Методы обучения принято делить на наглядные, словесные, практические и игровые.
Методы
1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.
2- Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.
Приемы
• показ способов
действий;
• показ образца.
Словесные методы и приемы обучения
Методы
1- Рассказ педагога.
Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.
2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы).
3- Беседа.
По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).
По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.
4- Чтение художественной литературы.
Приемы
• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);
• указание (целостное и дробное);
• пояснение;
• объяснение;
• педагогическая оценка;
• беседа (после экскурсии, прогулки,просмотра диафильмов и т. п.).
Игровые методы и приемы обучения
Методы
1. Дидактическая игра
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Приемы
• внезапное появление объектов;
• выполнение воспитателем игровыхдействий;
• загадывание и отгадывание загадок;
• введение элементов соревнования;
• создание игровой ситуации.
Практические методы обучения
1- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).2- Элементарные опыты, экспериментирование.
Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
3- Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.
Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:
- содержания учебного материала;
- возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения);
- формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы);
- оснащенности педагогического процесса;
- личности воспитателя
Младший дошкольный возраста (3 – 4 года)
1. одушевление игрового персонажа, который в НОД будет выступать в качестве партнера ребенка при выполнении задания и в последующей игре.
Например, чтобы привлечь внимание маленьких детей к приемам работы с краской, используется одушевление изобразительных материалов: кисти, которыми рисуют дети, превращаются в девочек – кисточек.
2. использование различных сюжетов для побуждения детей к более сложным способам построения игры по окончанию НОД, переходу от условных предметных действий к ролевому поведению.
Например, к моменту окончания НОД (дети рисовали травку для зайчат, воспитатель по телефону звонит с мамой – зайчихой, которая просит детей подогреть молоко и напоить зайчат и поиграть с ними.3. осуществление «превращения» одних предметов в другие, пользоваться предметами-заместителями и многое другое.
Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет)
1. принятие нужной роли и действовать в этой роли.
2. заинтересовать детей ролями и обеспечить их действия содержанием, которое способствовало бы вхождению в роль.
Например, воспитатель берет на себя роль мамы – зайчихи. Спрашивает, кем бы хотели быть дети. Затем организует работу по принятию детьми роли зайчат (попрыгать, поесть морковку). Затем ставит игровую задачу: мама – зайчиха, опасаясь за жизнь зайчат, предлагает им сделать щиты и изображение деревьев, за которыми они могли бы спрятаться от волка, а потом учебную: «я научу вас делать щиты и рисовать деревья».
Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет)
1. отбирать яркие и выразительные образы, способствующие развитию у детей внутреннего сопереживания героям и желания оказать им практическую помощь.
2. представлять сюжет, используя ролевое поведение и привлекая все возможные средства для беспредметного игрового действия – мимику, изобразительные действия, интонации и т. п.
Например, воспитатель берет в руки лист белой бумаги, показывает его детям и читает стихотворение В. А. Приходько «Белый город»:
Этот город –
Белый город.
Он под белым полотном.
Очевидно, белый город
Околдован колдуном…
Затем дети расколдовывают город.
НОД «Рисование машины» (рисование с натуры).
Воспитатель рассказывает детям, что в лесу пропала машина с подарками для лесных жителей, а найти ее не могут. Им нужно развесить по лесу картинки с точной копией пропавшей машины. Воспитатель просит детей помочь лесным жителям и нарисовать картинки машины.
Наиболее часто встречаемые игровые методы и приемы:
1. Приход или встреча сказочного героя (Незнайка, Карлсон, лесной житель, мультипликационного героя).
2. Дети отправляются в путешествие, на прогулку, в сказку, в гости и др.
3. Получение письма с просьбой о помощи, посылки и т. п.
4. По сюжету сказки (чтение литературного произведения и решение образовательных задач).
5. Внесение волшебного предмета (клубочек ниток, ящик, волшебная палочка).
6. Использование загадки, чтение стихотворения, рассказ сказочной истории и др.
Классификация методов обучения по Ю.К.БабанскомуГруппа Методы
Методы стимулирования мотивации
учебно – познавательной деятельности Методы формирования интереса к учению
Создание ситуаций занимательности
Создание ситуаций успеха
Познавательные игры
Методы формирования долга и ответственности
Предъявление требований
Порицание
Поощрение
Дискуссии
Анализ жизненных ситуаций
Методы организации учебно-познавательной деятельности Методы словесной передачи и смыслового восприятия (объяснение, рассказ, беседа, чтение, пересказ)
Методы наглядной передачи и зрительного восприятия (наблюдение, показ образца, показ предметов, показ картины, иллюстрации, показ способа действия, использование видеофильмов)
Методы практической передачи и тактильного, кинестетического восприятия (упражнения, трудовые действия, опыты)
Методы ведущего вида логики раскрытия и усвоения содержания (индуктивный и дедуктивный метод)
Методы степени педагогического управления (непосредственное и опосредованное управление)
Методы степени творческой самостоятельности (организация репродуктивной и поисковой деятельности, методы программированного и не программированного характера)
Методы контроля и самоконтроля Текущий и итоговый
Групповой, индивидуальный, фронтальный
Устный, письменный, лабораторный, программированный
Самоконтроль