Игровые методы и приемы на уроках хакасского языка


Киргинекова В.П.
Игровые методы и приемы на уроках хакасского языка
Базинская СОШ, с. Нижняя База,Аскизский р-н, Республика Хакасия
Урок - это зеркало общей и педагогическойкультуры учителя, мерило его
интеллектуального богатства, показатель
его кругозора, эрудиции.
В.А. Сухомлинский
Возможности включения игры в учебно-воспитательную систему - это обязательное условие ведения учебной деятельности в школе. так как является естественной потребностью детского организма.
В России широко распространились игровые методы в педагогическом процессе коммуны А.С. Макаренко, в Школе Радости В.А. Сухомлинского. На данных методах основывается и коммунарская методика КТД (коллективная творческая деятельность) И.П. Иванова.
В современной школе падение интереса учащихся к чтению. Вследствие этого снижается грамотность, дети не умеют правильно выражать свои мысли. Это происходит потому, что обучающиеся лишь частично воспринимают предлагаемую им информацию, чтение подменяется у них телевизором и компьютером. И вот чтобы заинтересовать детей, пробудить у учащихся интерес к урокам литературы, учитель стремится всеми возможными средствами добиться того, чтобы его предмет приносил ученикам интеллектуальное удовольствие. Поэтому очень часто на уроках хакасской литературы используются игровые методы и приемы обучения. Так, игра и учебно-воспитательный процесс органично объединяются, в результате происходит более эффективное освоение школьниками образовательной программы.
Именно на уроке хакасской литературы можно использовать различные игровые формы: викторины, конкурсы, путешествия, экскурсии и т.д.
Игровые методы и приемы можно использовать при изучении любой темы, для этого нужно совсем немного - внести в урок элемент соревновательности или предложить участникам исполнить какую – то роль. Это действует продуктивнее других форм работы. Одни игры проводятся как викторины, другие требуют коллективной работы, соревнования команд.
Словесные игры расширяют эрудицию и кругозор школьников, развивают их культуру речи, мышление, учат работать со словарями. В процесс таких игр школьники не только тренируют память и проявляют эрудицию, но и глубже проникают в тонкости языка, начинают разбираться в структуре словообразования. Хакасские народные пословицы, поговорки и загадки тренируют ум, развивают языковую догадку, помогают лучше понять законы родного языка. Таким образом , игра со словами – это не только развлечение , но и серьезная работа. Игровые методы и приемы, используемые на уроках хакасского языка, позволяют разнообразить урок, сделать его наиболее интересным для школьников. Ученики же, в свою очередь, оживляются, проявляют интерес к предмету. Включение в урок игровых элементов содействует привитию детям любви к хакасскому языку, воспитанию потребности в чтении, овладению основными навыками работы с учебником, самостоятельному приобретению знаний. Так через словесную игру воспитывается творческая личность.
Однако, игра на уроке – не цель, а всего лишь средство активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся. И от того, как учитель организует игры, в конечном итоге зависит успех обучения школьников.
Н.Е. Смирнова, Н.Н. Ципенко. Игровые уроки. Русские и зарубежные произведения. М.: НЦ ЭНАС, 2003.