Урок «Фразеологизм. Фразеологизм и слово»




КОНСПЕКТ УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2 класс






Блок: КАК УСТРОЕН НАШ ЯЗЫК.
Тема: ФРАЗЕОЛОГИЗМ. ФРАЗЕОЛОГИЗМ И СЛОВО.







Учитель: Горшкова
Елена Валерьевна














Санкт-Петербург


Конспект урока
Русский язык

2 класс, С.В. Иванов, «Начальная школа XXI века»;

Тема урока: Фразеологизм. Фразеологизм и слово.

Цель: Познакомить с устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами.
Задачи:
Образовательные:
Учить распознавать значение фразеологизмов.
Дать представление о том, что внутри фразеологизма значение слов теряется.
Показать образный, эмоциональный характер фразеологизмов.
Формирование учебно-познавательных мотивов.
Развивающие:
Развитие речи учащихся, путем ввода в словарный запас фразеологизмов.
Развитие действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки выполненного действия
Развивать мыслительные операции: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к родному языку.
Воспитывать положительное отношение к знаниям, к процессу учения.

Оборудование урока:
Учебник
Фразеологические словари.
Карточки с заданиями.
Иллюстративный материал.














6. Ход урока:

Речь и деятельность учителя.
Информация из разных источников
Речь и деятельность учащихся

1. Организационный: подготовка учащихся к работе.

- Сегодня на урок к нам пришли гости. А это здорово, когда приходят гости: можно показать, самое лучшее, на что вы способны.
- Вы уже их поприветствовали? Улыбнулись добрыми улыбками?
- Тогда встаньте ровно, потянитесь к солнышку! Возьмем у солнышка заряд бодрости, энергии, радостного, оптимистического настроения.




Дети приветствуют гостей

2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний).

1.Постановка учебной задачи
1) – Поиграем с буквами. Переставьте буквы так, чтобы получилось слово.
- Что обозначает это слово?

2) Минутка чистописания
- Давайте красиво напишем это слово, обведя каждую букву и соединяя их безотрывно.

3) Строительный материал языка
- Слова – строительный материал языка, из них в стране Лексика созданы целые города. Давайте вспомним их названия.
- Запишите, как называются слова:
- отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по значению (антонимы)
- отвечающие на один и тот же вопрос и близкие по значению (синонимы)
- одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)
- которые имеют два и более значений (многозначные слова)
- Оцените свои знания. Кто может поставить себе высокую оценку?
- В стране под названием Лексика много разных городов. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым городом. Чуть позже вы сами мне его назовете, и мы напишем название этого города.



Получилось слово «лексика».

Лексика – это наука, которая изучает слово и его значение.

Учащиеся пишут







Учащиеся записывают, оценивая правильность ответа знаком «+» или
« - «





Дети поднимают руку

Учащиеся оставляют место в тетради









3. Усвоение новых знаний

1.Открытие нового знания
1) «Давай подумаем»
- Оглянитесь вокруг. Что вы видите?
- А теперь прочитайте текст (Текст из учебника с.92)
- Как вы думаете, почему Светлана не увидела лета?
- Выражение «оглянуться не успеешь» обозначает не то, что подумала Светлана.
- Напишите это выражение в тетрадь. Подумайте, что обозначает это сочетание слов? Можно ли его заменить одним словом? Каким? Запишите.
2) Объявление темы
- Я предлагаю вам записать еще несколько сочетаний слов:
зарубить на носу
только пятки засверкали
как снег на голову
- Знакомы ли они тебе?
- Хотите узнать, как называются такие сочетания? Откройте учебник на с. 93, найдите рубрику «Тайны языка», прочитайте правило.
- Кто может ответить?
- Что такое фразеологизмы? Найдите важные слова, подчеркните.
- В каком же городе мы с вами оказались?
- Запишите в тетрадь.

3) Решение учебной задачи
- Прочитайте фразеологизмы, которые вы записали в тетрадь? Кому известны значения этих фразеологизмов?

- Как мы всегда определяем значение неизвестного слова?
- Может быть, предложения помогут вам узнать значение фразеологизмов? Найдите в учебнике на с.93 упр.1. Прочитайте предложения. Попробуйте заменить фразеологизм одним словом, запишите в тетрадь.
- Если вместо «заруби на носу» можно сказать «запомни», зачем в языке существует такое «странное» сочетание слов?
- Какое из предложений – с фразеологизмом «заруби на носу» или со словом «запомни» - более яркое, выразительное.
- Для чего нужны фразеологизмы в нашей речи?

4) «Давай подумаем»
- Каждое слово в нашей речи имеет свое значение.
- Какое значение имеет слово «снег», «голова»?



- Наверное, зимой тебе часто падал снег на голову. Но имеют ли слова «снег» и «голова» такое же значение во фразеологизме «как снег на голову»?
- В учебнике на с. 94 найдите рубрику «Обрати внимание». Прочитайте, совпадает ли наш вывод с утверждением автора учебника.
- Что вы узнали из прочитанного?
- Как узнать значение фразеологизма, если оно не известно? (Показать фразеологический словарь)





Ребята высказываются

Ребята высказывают свое мнение




Учащиеся записывают - «быстро»

Учащиеся записывают








- Фразеологизмы
- Устойчивые сочетания слов

- В городе фразеологизмов.
Учащиеся записывают тему урока.


- Часть учащихся поднимает руку.



- При помощи словаря и текста



зарубить на носу - запомнить
только пятки засверкали – удирать
как снег на голову – неожиданно



- Конечно с фразеологизмом!


- Чтобы речь была более яркой, выразительной


Снег – атмосферные осадки- белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда
Голова – часть тела человека
- Нет, у них другое значение.
Внутри фразеологизма значение слов теряется.



Учащиеся отвечают
- Значение фразеологизмов можно узнать во фразеологическом словаре.

4. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.
Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

1) Работа в паре. Расширение словарного запаса
- Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это украшение нашей речи. И чем больше, ребята, вы будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь.
- Предлагаю вам трудное, но очень интересное задание: определи значение каждого фразеологизма. Чтобы легче было справиться с заданием, советую работать в паре.
- Чтобы правильно выполнить задание, предлагаю вам алгоритм выполнения.
Кто первый справится с заданием, выполнит его без ошибок, будет назначен «главным экспертом».

1. Прочитай фразеологизмы и их значения.
2. Обрати внимание: значения фразеологизмов даны не по порядку.
3. Обсуди с соседом по парте правильность выполнения задания.
4. Соедини линией фразеологизм и его значение.

хлопот полон рот очень мало

с гулькин нос очень много дел, хлопот

лодыря гонять огорчаться

вешать нос бездельничать

в рот воды набрал онемел, лишился дара речи

- Проверяем. Я зачитываю значение фразеологизма, а вы – фразеологизм.
- Составьте и запишите предложение с любым понравившимся вам фразеологизмом.
- Интересно работать с фразеологизмами?
- Давайте еще раз вспомним, что такое фразеологизмы? Сохраняется или теряется значение слов внутри фразеологизма? Что делают фразеологизмы с нашей речью?

















Учащиеся выполняют задание, назначаются «главные эксперты»













Учащиеся зачитывают свои предложения.


Дети отвечают

5. Систематизация и обобщение знаний. Обеспечение усвоения новых знаний.

1) Работа в группах
- Вы знаете, что оказывается можно еще и рисовать веселые картинки, используя фразеологизмы.
- Работать будете в группах.
Перед вами веселые картинки. Найдите фразеологизм для каждого рисунка, сделайте подписи к рисункам. Попробуйте определить значение каждого фразеологизма. (На доске такие же картинки, как и у детей)
- Проверяем!
(На доске под картинками появляются значения фразеологизмов)

- Проверим, хорошо ли вы запомнили фразеологизмы и их значения. Я зачитываю значение, а вы называете фразеологизм.
2) Домашнее задание (с. 95 упр.3)
- Вы можете выполнить его в тетради, как вы чаще всего и делаете, а можно вместо этого нарисовать веселую картинку, используя любой фразеологизм из этого упражнения.







Учащиеся выполняют задание

водить за нос – обманывать
как курица лапой – очень неразборчиво
смотреть сквозь пальцы – сознательно не замечать
море по колено – все нипочем
Учащиеся отвечают

6. Подведение итогов

- Оглянуться не успели, вот и урок подошел к концу!
- Понравилось ли вам в городе фразеологизмов?
- Что же такое фразеологизмы? Сохраняется или теряется значение слов внутри фразеологизма? Что делают фразеологизмы с нашей речью?



Учащиеся отвечают

Организационное завершение урока
- Русский язык удивительный, интересный, увлекательный. А чтобы русский язык стал для вас верным другом, на уроках нельзя:
-клевать носом,
-гонять лодыря,
-считать ворон!
Поэтому работайте, не покладая рук, т.е. засучив рукава, до седьмого пота! И тогда сможете задрать нос, т.е. гордиться собой!
- Спасибо за урок. Урок окончен.
































15