Методическая тема учителя биологии: Повышение качества знаний на уроках биологии у разновозрастной группы школьников с применением дифференцированного обучения

ЧОУ ВО "Казанский инновационный университет имени
В.Г. Тимирясова (ИЭУП)"











Методическая разработка

на тему: «Методическая тема учителя биологии: Повышение качества знаний на уроках биологии у разновозрастной группы школьников с применением дифференцированного обучения».



Выполнил(а) слушатель курсов:
профессиональной переподготовки
учителей

Садовникова Ирина Владимировна





Чистополь 2016

Содержание
Введение..3
1.Теоретическая база опыта...6
2.Новизна опыта..7
3.Технология опыта.9
4.Результативность опыта.22
Библиографический список..23
Приложение к опыту..24





















Введение

Среди разнообразных направлений педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее универсальным является дифференцированный подход к обучению. Бесспорно, что в реальном процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым учеником и процесс усвоения знаний может быть не одинаков у детей разных групп и классов. Нет ни одного ребeнка идентичного другому или группе. У каждого ребeнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции. В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия обучающихся.
Тревожная проблема сегодняшней школы - неуспевающие дети. Нередко ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке школьников, уровень требований для большинства из них просто недостижим. Как следствие – пропадает интерес к учёбе и уверенность ученика в себе.
Проанализировав опыт своей работы, я пришла к выводу, что дети любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Для этого недостаточно только организовать деятельность детей, но и необходимо способствовать наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации, созданию благоприятного психологического климата и физиологического комфорта.
В связи с этим и возникла идея данного опыта.
Целью моего опыта является повышение эффективности процесса обучения биологии (а, значит, и повышение качества знаний) через создание ситуации успеха для каждого обучающегося. Раскрытие проблемы дифференцированного обучения на уроках биологии.  Задачи: Изучить по психолого-педагогической и методической литературе возможности использования дифференцированного обучения школьников. Раскрыть суть принципов и методов дифференцированного обучения школьников. Осуществить подборку методов активизации дифференцированного обучения учащихся на уроках биологии.
Актуальность опыта заключается в разрешении противоречий: 1) между общими для всех обучающихся в том или ином классе целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка; 2) между коллективной формой учебного процесса и индивидуальным характером усвоения учебного материала и развития детей. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Как и многие педагоги, я считаю, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке. Она создается путем сочетания условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учебной деятельности - один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в повышении эффективности процесса обучения биологии посредством использования в учебном процессе технологии дифференцированного обучения, т. е. учета возрастных и индивидуальных психологических, физиологических, физических особенностей детей в конкретный период их жизни. Поэтому обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а так же путем реализации различных форм и методов организации деятельности обучающихся на уроке и вне его. Цель дифференцированного обучения - это оказание психологической и методической помощи обучающимся, чтобы они были успешными в учебной деятельности. Достоинство данного способа обучения состоит в том, что в некоторой степени решается проблема неуспеваемости, снимается психологический дискомфорт учеников, родителей, учителей: право выбирать уровень усваиваемого материала позволяет снизить перегрузки, снижает беспокойство, формирует чувство собственного достоинства обучающихся, повышает мотивацию обучения.













1.Теоретическая база опыта

Проблема дифференциации и индивидуализации обучения является одной из важнейших на современном этапе образования.
Возникновение дифференциации и индивидуализации обучения можно отнести ко времени распространения классно-урочной системы, до этого обучение было индивидуальным, соответственно, и темп продвижения учащихся, и методы обучения педагоги соотносили с особенностями ученика. Важность учета «свойств ума», «природных наклонностей» учеников отмечали великие мыслители прошлого (Платон, М. Ф. Квинтилиан, Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и т. д.). Русские педагоги (П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский) также неоднократно подчеркивали необходимость ориентации на индивидуальные особенности учеников в процессе обучения. Впервые о дифференциации в науке заговорил Ю. К. Бабанский, который отмечал, что помощь учителя должна быть разной для разных учеников.
В научной школе Н. А. Менчинской были выделены педагогические и психологические показатели учебной работы детей. К педагогическим относились такие показатели, как темп усвоения материала, успешность выполнения учебных заданий, типы и количество ошибок в этих заданиях, рецидивы ошибок. К психологическим были причислены такие особенности мыслительной деятельности, как гибкость/ригидность мышления, широта/узость переноса усвоенных знаний, продуктивность/репродуктивность подхода школьников к новой задаче и др.
В конце 80-х – начале 90-х годов XX века произошел очередной рост интереса к дифференциации обучения, который сохраняется и по настоящее время. Этот рост связывают с социальными и экономическими переменами в обществе, сменой ценностных ориентиров. В обществе усиливается осознание ценности каждой личности.
Изучение основных направлений реформы общеобразовательной школы, прогнозов развития системы образования свидетельствует, что общеобразовательная школа должна быть дифференцированной с профильной старшей школой.
Отмечая важность и необходимость дифференциации на старшей ступени обучения, следует учитывать, что целенаправленная, систематическая работа в этом направлении должна проводиться на всех ступенях обучения.
Целостное же направление – уровневая дифференциация, предлагающая осуществление дифференциации на основе определения нескольких уровней подготовки по предмету, представлено в работах В. В. Фирсова, В. А. Орлова, В. М. Монахова, Н. П. Гузика, В. В. Пикана.
Теоретические разработки этих исследователей и стали основой моей педагогической концепции, элементы их опыта я творчески перерабатываю и использую в своей деятельности.

2.Новизна опыта

Ученик - носитель индивидуального, субъективного опыта. Он стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации, и нужно только помочь ему, предоставив соответствующие условия, в которых ему будет легче самовыражаться.
Использование на учебных занятиях и внеклассных мероприятиях дифференцированного подхода направлено на создание ситуации успеха для каждого обучающегося в определенном виде деятельности, которая помогает детям обрести уверенность в себе, своих силах и возможностях. Дифференцированный подход в работе с обучающимися органично вплетается в существующую программу по биологии, дополняя и обогащая её. Внедрение в учебный процесс технологии дифференцированного обучения формирует у обучающихся устойчивый интерес к изучению предмета, активизирует их познавательную деятельность, способствует повышению качества знаний.

3.Технология опыта

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- повышение у обучающихся уровня мотивации к учебно-познавательной деятельности;
- создание условий для развития самостоятельности обучающихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала;
- повышение конструктивного и творческого уровней обучения школьников;
- введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая позволяла бы максимально организовать учёт индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и сделать их активными участниками образовательного процесса;
- развитие коммуникативных умений и навыков.
Решать эти задачи в какой-то мере помогает дифференцированное обучение, поскольку оно направлено на индивидуализацию процесса обучения, на развитие интересов и способностей каждого ученика, на укрепление умения учиться, самостоятельно добывать необходимые знания.
Цель уровневой дифференциации знаний и умений – обеспечить каждому школьнику базовый уровень подготовки, представляющий государственный стандарт образования, и создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению. В соответствии с этим в каждой теме определяется необходимый нижний уровень знаний и умений, на основе которого формируется повышенный уровень усвоения материала.
Такой подход позволяет большинству школьников добиваться успехов в учебе без ущерба для здоровья, не подавляя других интересов и склонностей.
Уровневая дифференциация обучения предусматривает:
- наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь ученик;
- базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к обучающимся;
- базовый уровень должен быть реально выполним для всех обучающихся;
- система результатов, которых должен достичь по базовому уровню ученик, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют);
- наряду с базовым уровнем ученику предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.
Если ученик достигает уровня обязательной подготовки – это хороший сигнал о полновесных добротных знаниях и умениях, сигнал учебного успеха.
При этом я придерживаюсь несколько простых правил:
– стараюсь найти в ученике то, за что его можно похвалить, а не то, за что поругать;
– если ученику тяжело, то помогу найти такое задание, которое ему по силам;
– чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учёбе;
– не пытаюсь объяснить ученику то, до чего он может додуматься сам.
Несмотря на то, что отношение педагогов к дифференцированному обучению остается неоднозначным, каждый, однако, вынужден признать, что дети отличаются не только обучаемостью, а и обученностью. Поэтому одинаково учить всех нельзя: необходимо дифференцировать не детей, а учебный материал. Но, дифференцируя учебный материал, мы тем самым разделяем обучающихся на группы, так как различный учебный материал предназначен для разных групп обучающихся. Условно почти любой класс можно подразделить на три группы.
1. С высоким уровнем развития познавательных интересов. Дети в этой группе интенсивно и с увлечением самостоятельно работают, стремятся разобраться в трудных вопросах.
2. Со средним уровнем развития познавательных интересов. Обучающиеся проявляют познавательную активность при побуждении учителя, интерес к самостоятельной работе в зависимости от ситуации, трудности преодолевают при помощи учителя.
3. С низким уровнем развития познавательных интересов. Обучающиеся отличаются познавательной инертностью, мнимой самостоятельностью в работе, часто отвлекаются при затруднениях, их характеризует полная бездеятельность.
Эти группы, как правило, гибкие и подвижные.
Значительную трудность для нас, учителей, при подготовке к дифференцированной работе представляют дети со стойкой пониженной успеваемостью. У слабоуспевающих обучающихся значительно хуже развиты навыки выделения главного, самостоятельность мышления, навыки планирования, самоконтроля; ниже темп чтения, письма, вычислений. Более часто проявляется отрицательное отношение к учению, нередко отсутствует сознательная дисциплина. Нам необходимо специально учитывать все эти обстоятельства при определении задач дифференцированного подхода к слабоуспевающим на уроке. С целью повышения качества знаний, нам необходимо совершенствовать методику индивидуальной работы с обучающимися, использовать дифференцированный подход к обучению на всех этапах урока, систематически и целенаправленно работать со слабоуспевающими.
Я считаю, что дифференцированный подход необходим на всех этапах учебного занятия, и поэтому стараюсь применять различные формы организации дифференцированной работы обучающихся на уроке.
1. Этап изложения новых знаний, умений (первичного восприятия материала).
Осуществляя дифференцированный подход, я, во-первых, провожу более тщательную подготовку к усвоению нового материала именно с теми детьми, которые в этом нуждаются. А во-вторых, после первичного фронтального объяснения стараюсь его повторить, и может быть, не один раз, для отдельных групп.
Кроме этого использую и такой прием: объясняю новый материал кратко на высоком уровне сложности (внесение проблемности в содержание учебных заданий), в расчете на группу детей с повышенной обучаемостью. Затем провожу объяснение того же, но более развернуто и доступно.
Во время объяснения нового материала стараюсь учитывать психофизиологические особенности учеников. Дополнительные вопросы адресую детям со слабой слуховой памятью, невнимательным, рассеянным. Обучающимся с хорошей зрительной памятью поможет наглядность, с моторной – практическая работа на доске. (Приложение № 1).
2. Этап закрепления и применения знаний и умений.
Основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Готовлю 2-3 варианта заданий. Обучающиеся сами выбирают вариант, или каждый вариант заранее предназначается определенной группе учеников.
Для учеников, обладающих низкими и средними учебными возможностями, временами даю задания по образцу. Отдельным группам можно дать разъяснение возможных затруднений с целью предотвращения ошибок. Некоторым обучающимся оказывается помощь (в качестве вспомогательного средства используются схемы, указание на страницу учебника, где можно найти справку и т.д.).
Для школьников с высокими учебными возможностями стараюсь подбирать задания творческого характера, задания на перенос знаний и умений в измененную или новую ситуацию различной трудности и характера, чтобы наиболее успешно способствовать их развитию. (Приложение № 2)
Кроме самостоятельной работы, на данном этапе урока применяю работу в группах, опережающее домашнее задание, составление конспекта.
3. Этап отработки, закрепления изученных знаний. Формы работы следующие:
-дифференцированные карточки для самостоятельной работы (Приложение № 2);
-работа в группах;
-дифференцированное домашнее задание;
-работа по конспекту.
4. Этап проверки и оценки знаний и умений.
На этом этапе стараюсь чётко выяснить, на каком уровне усвоено каждым учеником одно и то же знание, умение. Исходя из этого, можно составлять задания повышающейся и понижающейся трудности. Каждое задание должно отражать определённый уровень усвоения материала. В процессе обучения задания разной трудности полезны, они помогают подтянуть обучающихся, отстающих в учебе, дают пищу для ума наиболее способным. Одни овладевают суммой знаний, определенных учебной программой, другие, вследствие высокой обучаемости, сочетаемой с трудолюбием, смогут выйти за пределы программы, перенося знания в нестандартную ситуацию. Творческая деятельность на уроке сильных учеников, обгоняющих своих наиболее слабых товарищей, часто ставит последних в положение копирующих, воспроизводящих. Этим объясняется дифференциация заданий. На данном этапе урока часто провожу творческие работы, тесты, взаимоконтроль, самоконтроль и т. д. (Приложение № 3).
Большинство заданий в современных учебниках построено так, что они содержат в себе и продуктивную, и репродуктивную часть, поэтому имеется возможность использования дифференциации. Во многих учебниках имеются нестандартные задания и задания повышенной трудности. Некоторые авторы дают в учебниках избыточное количество заданий, что позволяет применять дифференциацию по объему учебного материала. Для дифференцированной работы в отдельных классах я использую также тетради на печатной основе.
После изучения каждой крупной темы я провожу тематический, а в конце учебного года – итоговый контроль знаний. Для проведения такого контроля использую тесты, состоящие из большого числа заданий (15-20). На проведение обычно выделяю целый урок. Чтобы не допустить списывания ответов, подготавливаю обычно два или четыре варианта тестовых заданий. Тесты составляю таким образом, чтобы иметь возможность реализовать дифференцированный подход при проверке знаний. Для этой цели составляются задания различной степени сложности: одна группа заданий – на обязательном для всех учащихся уровне, а другая – на повышенном уровне. Например, тест содержит 20 заданий, из которых 15 составлены для всех и соответствуют обязательному уровню, а 5 даны на повышенном уровне и предлагаются для выполнения обучающимся, интересующимся биологией.
Известно, что с помощью тестов нельзя проверить все виды знаний и особенно умений. Поэтому целесообразно использовать тестовые задания в сочетании в сочетании с традиционными вопросами и заданиями, требующими свободного ответа, заданиями на установление соответствия или правильной последовательности процессов.
Для повышения интереса обучающихся к биологии важно кроме уроков проводить и внеклассные мероприятия, конкурсы, викторины, предметные недели. Это тоже своеобразная дифференциация, которая позволяет даже слабоуспевающим обучающимся проявить себя в различных видах деятельности (поиск интересного материала, рисование, фотография, разгадывание загадок, написание творческих работ и т. д.), часто опережая своих одноклассников с высоким уровнем развития познавательных интересов. (Приложения № 4).
Из всего вышесказанного следует, что специфическими особенностями внутриклассной дифференциации являются ее гибкость, мягкость, аморфность. При внутриклассной дифференциации изменяются следующие элементы процесса обучения: содержание учебного материала и, в некоторой степени, результаты. Цели, методы, формы процесса обучения не дифференцируются, то есть не затрагиваются все звенья учебного процесса.
Проблемой реализации внутриклассной дифференциации в практике является резко увеличивающийся объем работы учителя, если не существует достаточного методического обеспечения учебного процесса заданиями, рассчитанными на разнообразные (по обучаемости, интересам, типу восприятия, особенностям познавательных процессов и т.д.) учеников.
Однако, несмотря на недостатки, уровневая дифференциация, на мой взгляд, является перспективной формой организации деятельности обучающихся на уроке, способствующей не только повышению качества знаний и эффективности образовательного процесса, но и развитию познавательной активности обучающегося.
Из   опыта своей  работы  знаю,  что   дифференцированные  задания,  составленные  с  учетом  возможности  обучающихся,  создают  в  классе   благоприятный   психологический  климат.  У  ребят  возникает   чувство   удовлетворения   после  каждого  верно  решенного  задания.  Успех,  испытанный  в  результате  преодоления  трудностей,  дает  мощный  импульс  повышению  познавательной   активности.  У  обучающихся,  в  том   числе  и  у  слабых,  появляется  уверенность  в  своих  силах.  Все  это  способствует  активизации  мыслительной   деятельности   обучающихся,   созданию   положительной   мотивации   к  учению.
Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развития индивидуализации обучения, способностей, познавательной активности школьников, нормализации их учебной нагрузки и т.д. Дифференциация содержания образования и образовательного процесса становится определяющим фактором ее демократизации и гуманизации, средством установления оптимальных соотношений между потребностями общества в образовательном потенциале его членов и личностной ориентацией каждого отдельного человека. Перспективы введения профильного обучения на старшей ступени школы особенно актуализировали проблему дифференциации обучения. Школа сегодняшнего дня делает попытку повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, создать наилучшие условия для развития его склонностей и способностей в настоящем и будущем. С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника. С социальной точки зрения цель дифференциации - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом. С дидактической точки зрения цель дифференциации - решение назревших проблем школ путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе. Поэтому решение проблемы дифференциации содержания обучения играет большую роль в реализации личностно-ориентированной модели обучения.
На уроке биологии, на этапе закрепления изученного материала можно использовать различные способы дифференциации. Они предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности, объему. Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания, можно дифференцировать по степени самостоятельности учащихся, характеру помощи учащимся, форме учебных действий. Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор. 1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества. Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой). К репродуктивным заданиям относятся, например, ответ на вопросы хорошо изученных тем. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений. К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (например, решение задач по генетике, составление тестов), создавать новый продукт (составление цепочек питания, пищевых пирамид). В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности. На уроках биологии используются различные виды продуктивных заданий, например: - поиск закономерностей в процессе развития микроорганизмов разных видов; - классификация изученных классов и видов животных; - самостоятельное составление кроссвордов, загадок;
- составление гербариев и работа с ними, работа с микроскопом; - разработка и обсуждение путей решения различных экологических проблем; - нестандартные и исследовательские задания. Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1-я группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2-я группа) и высоким (3-я группа) уровнем обучаемости творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным творческие задания на применение знаний в новой ситуации. Примеры дифференцированных работ с использованием типов продуктивных заданий: Пример 1. Даны элементы цепи питания в неправильном порядке: «травянистая растительность», «орёл», «жаба», «уж», «саранча», «микроорганизмы» Задание для 1-й группы. Восстановить порядок в цепи питания, с указанием всех трофических связей. Задание для 2-й группы. Восстановить порядок в цепи питания, с указанием всех трофических связей, а также определить консументы различных порядков, продуценты, редуценты. Задание для 3-й группы. Выполнить задание для 2-й группы. Придумать свои несколько вариантов. Пример 2. Дана задача: Коков был генотип родителей, если во втором поколении расщепление по двум признакам шло в соотношении 2:4:4:6 Задание для 1-й группы. Решите задачу. Задание для 2-й группы. Решите задачу. Определите фенотипы родителей и полученных гибридов 1-го поколения. Задание для 3-й группы. Выполнить задание для 2-й группы. Определите фенотипы и генотипы родителей и 2-х поколений гибридов. 2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности. Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся: - усложнение материала (например, в задании для 1-й и 2-й групп используются задачи на моногибридное скрещивание, а для 3-й – на дигибридное и перекомбинацию генетического материала); - увеличение объёма изучаемого материала (увеличение количества пунктов заданий, самостоятельная работа по углубленному изучению). - выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (сравнить строение тела кольчецов и плоских червей, сравнить строение сердца рыб и птиц) - использование обратного задания вместо прямого (по изменяемому воздействию определить фактор, и наоборот). 3. Дифференциация заданий по объему учебного материала. Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним. Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников. Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задания игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, кроссвордов, занимательных биологических тестов. Примеры дифференцированных заданий. Пример 1. Основное задание: Опишите строение цветка клевера, ромашки, яблони. Дополнительное задание: Подумайте, какие виды насекомых приспособлены к опылению этих цветков, в чём это выражается? Пример 2. Основное задание: Определите с помощью гербария виды растений. Дополнительное задание: Приведите примеры растению тех же видов, определяя род и семейство. 4. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся. При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно. Обычно работа организуется следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 3-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы еще одна часть детей (2-я группа) начала работать самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 1-й группы, т.е. школьники с низким уровнем обучаемости), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально. Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 3-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й полусамостоятельная, для 3-й - фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя. Пример, как организуется работа по карточкам. I этап. Учащиеся знакомятся с текстом задания. После этого часть детей приступает к ее самостоятельной работе над ним. Им может быть дано дополнительное задание, например составить сопоставительный анализ рассматриваемых характеристик. II этап. Анализ задания под руководством учителя: разъяснение исследуемых закономерностей, чёткое определение направленности работы. После этого еще часть детей приступает к самостоятельной работе. III этап. Поиск решения под руководством учителя. После этого часть детей самостоятельно записывает вывод, а остальные делают это под руководством учителя. IV этап. Проверка задания организуется для тех детей, которые работали самостоятельно. 5. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся. Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Могут использоваться различные виды помощи: - образец выполнения задания: по показ и способа решения, образца рассуждения (например, записи таблицы систематического положения растения семейства розоцветных) и оформления; - справочные материалы: теоретическая справка в виде, схемы, таблицы, и т.п.; - памятки, планы, инструкции (например, правило работы с микроскопом); - наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, в виде рисунка, наглядных объёмных пособий и др.); - дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных терминов; указание на какую-нибудь существенную деталь, особенность); - вспомогательные (наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания; - план выполнения задания; - начало или частичное его выполнение. Различные виды помощи при выполнении учеником одного задания часто сочетаются друг с другом. Наиболее целесообразной считается следующая организация работы. Дети со средним уровнем обучаемости выполняют задания из учебника самостоятельно. Дети с низким уровнем обучаемости выполняют это же задание под руководством учителя или самостоятельно с использованием наглядных пособий. Детям с высоким уровнем обучаемости предлагается творческое задание или более трудное по сравнению с заданием из учебника. Большинство заданий в современных учебниках построено так, что они содержат в себе продуктивную, и репродуктивную часть, поэтому имеется возможность использования дифференциации по уровню творчества. Во многих учебниках имеются задания нестандартные и повышенной трудности. Некоторые авторы дают в учебниках избыточное количество заданий, что позволяет применять дифференциацию по объему учебного материала. Для дифференцированной работы используются также тетради на печатной основе. Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.

4. Результативность опыта

Использование дифференцированного обучения на уроках биологии, несомненно, даёт определённые результаты:
– значительно увеличивается объём изучаемого на уроке материала, формируются навыки самостоятельной работы, любознательности, стремление к активной познавательной деятельности, обучающиеся показывают более прочные знания и умения по предмету;
– создается обстановка для естественного самовыражения ученика, ситуация общения на уроке, позволяющая каждому ученику проявлять инициативу, избирательность в способах работы.
В результате применения дифференцированного обучения на уроках биологии, у обучающихся повысился уровень мотивации и качество знаний по предмету.
Таким образом, создание ситуации успеха на уроках биологии через использование дифференцированного подхода в учебном процессе повышает не только уровень мотивации к учебно-познавательной деятельности, но и качество усвоения предмета, конструктивный и творческий уровни обучения, а также уровень социализации обучающихся. Современные образовательные технологии помогают максимально организовать учет индивидуальных особенностей школьников в процессе обучения и сделать их активными участниками образовательного процесса.




Библиографический список

1.  Бабанский Ю. Б. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М., 1979. 2.  Дорофеев Г. В. и др. Дифференциация в обучении биологии.// Биология в школе. М, 1989.-№4. 3. Иванова Т. В. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии - М.: Просвещение, 1997 г. 4.  Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. М.: «Академия», 2002. 5.  Клевченя М. С. Психологические проблемы дифференцированного обучения // Актуальные проблемы дифференцированного обучения. Мн.: «Народная асвета», 1992 6.  Монахов В. М., Орлов В. А., Фирсов В. В. Проблема дифференциации обучения в средней школе. М., 1990. 7.  Муртазин Г. М. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1989. 8.  Перевозный А. В. Педагогические основы дифференциации современного образования. Мн.: Академия последипломного образования, 1998. 9. Рыжова В. Н. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьников. Журнал «Завуч» - 2003, №8
10. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 11. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. – М.: Просвещение, 2008. 12. Фирсов В. В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. – М.: Просвещение, 1994 13. Чуприкова И. С. Психология умственного развития: принцип дифференциации. Мн., 1997. 14. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 15. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Просвещение, 1996.








Приложение к опыту
Приложение № 1: Разработка урока по теме «Обмен веществ и энергии у растений» (6 класс)
Приложение № 2: Примеры дифференцированных заданий по закреплению и применению знаний
Приложение № 3: Разработка урока по теме «Заболевания органов кровообращения, их предупреждение» (8 класс)
Приложение № 4: Разработка внеклассного мероприятия о многообразии и значении культурных растений «Осенний марафон» (5 - 7 классы)




























Приложение № 1
Разработка урока по теме «Обмен веществ и энергии у растений» (6 класс)

Цель урока: изучить сущность обмена веществ и энергии как основного свойства живых организмов.
Задачи: - способствовать пониманию учащимися процесса обмена веществ и энергии, показать особенности этого процесса у растений;
- продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы, раскрывать причинно-следственные отношения, обобщать;
- создавать условия для увлеченного учения; стимулировать развитие познавательного интереса; воспитывать чувство патриотизма (работы К. А. Тимирязева).
Оборудование: табл. «Клеточное строение листа», «Строение корня», рис. учебника, дидактический материал (приложения 1-2), мультимедийная презентация урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация. (Сообщение темы урока, определение с учащимися задач урока.)
III. Актуализация знаний и умений.
1. Подведение итогов домашней работы по теме «Выделение» (рабочие тетради №63 – 65)
2. Выполнение тестового задания по темам «Питание», «Дыхание», «Транспорт веществ в организм» (см. приложение 1): записать в тетради номера утверждений, верные – обвести кружочками, сверить с эталоном на доске, оценить свою работу.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
IV. Восприятие и осмысление нового материала.
1. Обмен веществ – основное условие жизни. (Рассказ, слайд№3, работа учащихся с текстом учебника на стр. 86, 2 – 3 абзацы.)
2. Фотосинтез и его значение в обмене веществ и энергии у растений (слайд №4) . (Беседа, демонстрация табл. «Клеточное строение листа»; работа учащихся с текстом учебника на стр. 86, 4 абзац (можно повторить стр.58); составление схемы на доске, слайд№5):

углекислый газ вода свет

ФОТОСИНТЕЗ

кислород
3.Роль почвенного питания в осуществлении обмена веществ и энергии у растений. (Беседа, демонстрация табл. «Строение корня»; составление схемы на доске (слайд№ 6).

пары воды

ПОЧВЕННОЕ ПИТАНИЕ

вода с минеральными веществами

4. Дыхание и его значение в обмене веществ и энергии у растений. (Беседа, демонстрация табл. «Клеточное строение листа»; составление схемы на доске, слайд№7)
кислород углекислый газ

ДЫХАНИЕ
V. Первичное закрепление и применение знаний:
– составление схемы взаимосвязи процессов питания и дыхания как основы обмена веществ (доска)
дыхание выделение


ОБМЕН ВЕЩЕСТВ
И ЭНЕРГИИ

Фотосинтез питание почвенное
VI. Самоконтроль по усвоению нового материала:
– учащиеся выполняют тест (см. приложение 2), сверяются с ответами на доске, оценивают свою работу.
1 – Б, 2 – А, В 3 – В 4 – Б, В 5 – В
VII. Рефлексия, обсуждение результатов работы.
VIII. Дом.зад. &14 стр. 86 – 87 (1 абз.), в РТ № 66, 68.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Какие утверждения верны?
1. Только растения могут непосредственно усваивать солнечную энергию.
2. При фотосинтезе в качестве побочного продукта выделяется углекислый газ.
3. Питание – это процесс приобретения организмом необходимых ему веществ и энергии.
4. Животные потребляют готовые органические вещества.
5. Все живые организмы дышат.
6. Устьица – органы дыхания дождевого червя.
7. Кислород участвует в расщеплении сложных органических веществ на более простые, в результате чего выделяется энергия.
8. Перемещение воды в растении идет благодаря корневому давлению и испарению воды листьями.
9. Органические вещества растений перемещаются по сосудам древесины.
10. Растения и грибы не имеют специальных выделительных систем.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Тест
1. Кислород необходим растению для:
А – образования органических веществ;
Б – дыхания;
В – испарения воды;
Г – удаления продуктов обмена.

2. Через устьица происходит:
А – газообмен;
Б – поглощение света;
В – испарение воды;
Г – поглощение минеральных веществ.

3. Углекислый газ необходим растению для:
А – дыхания;
Б – испарения воды;
В – образования органических веществ;
Г – поглощения воды и минеральных веществ.
4. Растения обеспечивают жизнь другим организмам потому, что:
А – дышат;
Б – образуют органические вещества;
В – выделяют кислород;
Г – испаряют воду.

5. Обмен веществ происходит:
А – только у растений;
Б – только у животных;
В – у всех живых организмов;
Г – у всех живых организмов, кроме простейших.







Приложение № 2
Примеры дифференцированных заданий по закреплению и применению знаний
Примеры дифференцированных работ с использованием типов продуктивных заданий. Пример 1. Даны элементы цепи питания в неправильном порядке: «травянистая растительность», «орёл», «жаба», «уж», «саранча», «микроорганизмы» Задание для 1-й группы. Восстановить порядок в цепи питания, с указанием всех трофических связей. Задание для 2-й группы. Восстановить порядок в цепи питания, с указанием всех трофических связей, а также определить консументы различных порядков, продуценты, редуценты. Задание для 3-й группы. Выполнить задание для 2-й группы. Придумать свои несколько вариантов. Пример 2. Дана задача: Коков был генотип родителей, если во втором поколении расщепление по двум признакам шло в соотношении 2:4:4:6 Задание для 1-й группы. Решите задачу. Задание для 2-й группы. Решите задачу. Определите фенотипы родителей и полученных гибридов 1-го поколения. Задание для 3-й группы. Выполнить задание для 2-й группы. Определите фенотипы и генотипы родителей и 2-х поколений гибридов.
Примеры дифференцированных заданий по объему учебного материала. Пример 1. Основное задание: Опишите строение цветка клевера, ромашки, яблони. Дополнительное задание: Подумайте, какие виды насекомых приспособлены к опылению этих цветков, в чём это выражается? Пример 2. Основное задание: Определите с помощью гербария виды растений. Дополнительное задание: Приведите примеры растению тех же видов, определяя род и семейство.
Примеры дифференцированных вопросов по теме «Кишечнополостные. Репродуктивные вопросы: 1) Какие основные части имеет тело гидры? 2) Какой образ жизни ведет пресноводный полип гидра? 3) Почему гидру называют полипом? 4) Какие животные относятся к типу кишечнополостные? Расширяющие вопросы: 1) Какое значение в жизни медузы имеет ее куполообразная форма тела со свисающими вниз щупальцами? 2) Коралловые полипы образуют известковый скелет. Откуда они берут известь для строительства скелета? Развивающие вопросы: 1) Почему кишечнополостные животные обитают преимущественно в соленой воде морей и океанов? 2) Актиния – многоклеточное животное, способное реагировать на воздействия окружающей среды (прикосновение руки). Как осуществляется реакция и каковы ее сходства и отличия от одноклеточных животных?
Приложение № 3
Разработка урока по теме «Заболевания органов кровообращения, их предупреждение» (8 класс)

Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о заболеваниях органов кровообращения, о мерах по их предупреждению.
Задачи: - способствовать пониманию причин и факторов, ведущих к заболеваниям органов кровообращения; выработать умения по оказанию первой помощи при различных видах кровотечений;
- продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в дополнительной литературе, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативность учащихся.
Оборудование: дидактический материал (см. приложение), компьютер, мультимедийный проектор, СД-диск (материалы к уроку), перевязочный материал.
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Мотивация (сообщение темы, формулирование совместно с учащимися целей урока).
III. Актуализация знаний – «Конкурсная программа».
1.«Разминка»
1) Разгадайте загадки:
Вмиг связаться с кислородом
Может только он один.
Он «живет» в эритроцитах.
Как зовут? . (Гемоглобин)
Этот орган кровь качает,
Орган главный, каждый знает,
А внутри есть клапан – «дверца»,
Что за орган? Это .. (Сердце)
2)Прочитайте «таинственное» письмо (см. приложение 1)
Ответ: Кровь – жидкость особого свойства.
2.Подведение итогов выполнения домашней работы в рабочих тетрадях (№ 106 – 109)
***(В листах инд. работы уч-ся ставят количество баллов.)
3.Конкурс «Термины» (см. приложение 2)
Каждый уч-ся получает карточку с текстом, в котором пропущены слова. Вместо многоточий надо вставить пропущенные слова – термины по изучаемой теме «Кровь. Кровообращение».
Выполнив задание, уч-ся обмениваются карточками и проводят взаимопроверку, сверяя ответы с образцом; оценивают работы.
***(В листах инд. работы ставится оценка.)
4.Конкурс «Разгадай кроссворд» (см. приложение 3)
Каждый уч-ся получает карточку с кроссвордом, в течение 5 минут решает его, затем сверяет с ответами и оценивает свою работу.
***(Результат заносит в лист инд. работы.)
IV.Восприятие и осмысление нового материала.
1.Причины заболеваний органов кровообращения.
Наше сердце при средней продолжительности жизни человека в 70 лет сокращается свыше 2,5 млн раз. За это время перекачивается огромное количество крови, для перевозки которой потребовался бы состав из 4 000 000 железнодорожных цистерн. И эта работа выполняется органом, масса которого немногим больше 300 г, а толщина мышечной стенки не превышает 10-15 мм.
Вопрос к учащимся. Почему же такой совершенный механизм начинает давать сбои? В чем причина заболеваний органов кровообращения? Почему в мире на первом месте среди причин смертности людей стоят именно болезни сердечно-сосудистой системы?
Ответ – результат обсуждения с учащимися:
– гиподинамия;
– избыточное, несбалансированное питание;
– курение;
– алкоголь.
2.Сообщения, подготовленные учащимися:
– «Вредное влияние гиподинамии»;
– «Питание и заболевания кровеносных сосудов»;
– «Влияние табака на сердце и сосуды»;
– «Влияние алкоголя на сердце и сосуды»
***(В листах индивидуальной работы записать тему и оценку)
3.Значение тренировки сердца для предупреждения заболеваний сердечно-сосудистой системы.
О вредных привычках мы поговорили, теперь речь пойдет о факторах, которые положительно влияют на работу сердца и сосудов. Нормальной работе сердца способствуют физические упражнения, посильный труд, активный образ жизни.
Вопрос. Как физическая нагрузка может повлиять на работу сердца?
В процессе обсуждения учащиеся формулируют вывод:
– увеличивается объем крови, протекающей через сердечную мышцу;
– улучшается снабжение ее кислородом и питательными веществами;
– это способствует укреплению сердечной мышцы и ее развитию.
В то же время следует помнить, что у детей и подростков рост сети кровеносных сосудов отстает от роста сердца, поэтому сердце затрачивает дополнительные усилия на проталкивание крови через узкие просветы сосудов. В этот период физические нагрузки нужны, но в пределах возможности каждого.
4.Первая помощь при кровотечениях.
По кровеносным сосудам человека циркулируют около 5 л крови. При уменьшении количества крови падает кровяное давление, нарушается снабжение кислородом головного мозга, сердца и других органов. Потеря 2-2,5 л крови при кровотечениях смертельна для человека.
Кровотечение бывает внутренним и наружным. Внутреннее кровотечение очень опасно, так как кровь может изливаться в плевральную или в брюшную полость, а также в полость черепа. Но точный диагноз может поставить только врач. Поэтому пострадавшего нужно как можно быстрее доставить в больницу.
При наружном кровотечении оказывают первую помощь в зависимости от вида поврежденных сосудов. Кровотечение может быть артериальным, венозным, капиллярным.
V. Первичное закрепление и применение знаний и умений.
1)Изучить памятку по оказанию первой помощи при кровотечениях (см. приложение 4).
2)Выполнить практическое задание по карточкам (см. приложение 5).
VI. Рефлексия, обсуждение результатов работы.
VII. Д/З: повторить темы «Внутренняя среда организма», «Кровообращение».
Приложение 1.

«Таинственное» письмо.
Приложение 2.
«Назови термины». 1.Движение крови по кровеносным сосудам . .
2.Самый крупный сосуд - . .
3.Красные кровяные клетки - .
4.Кровь, насыщенная кислородом - .
5.Невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям - . .
6.Сосуды, несущие кровь от сердца - .. .
7.Путь крови от левого желудочка до правого предсердия - ..
8.Белые кровяные клетки - .. .
9.Самые мелкие сосуды - . .
10.Ритмичные толчки на запястье - .

Приложение 3.
Кроссворд «Кровь. Кровообращение».

1.






А









2.


О











3.


Р










4.


Т








5.



А






1.Клапаны, расположенные между предсердиями и желудочками.
2.Клетки крови, функция которых связана с процессом свертывания крови.
3.Центральный орган кровообращения.
4.Сколько литров крови в организме человека?
5.Сосуд, несущий кровь к сердцу.

Приложение 4.
Памятка по оказанию первой помощи при кровотечениях.
Капиллярное кровотечение:
– промыть рану перекисью водорода или кипяченой водой;
– обработать края раны йодом или «зеленкой»;
– наложить обычную стерильную повязку.
Венозное кровотечение:
– поднять конечность вверх;
– наложить давящую повязку (а если вена крупная – то и жгут);
– доставить пострадавшего в больницу.
Артериальное кровотечение:
– пальцевое прижатие (кратковременное);
– наложить жгут, подложив кусок ткани (лето – 2 ч., зима – 1 ч., обязательно – записка с датой и временем наложения);
– на рану наложить стерильную повязку;
– доставить пострадавшего в больницу.
Внутреннее кровотечение.
Признаки: пострадавший бледнеет, покрывается потом, дыхание учащается, пульс становится частым и слабым.
Действия:
– уложить или придать полусидячее положение;
– к предполагаемой области кровотечения приложить холод;
– срочно доставить пострадавшего в больницу.
Приложение 5.
Карточки – задания для практической работы.
У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье, кровь идет сильными толчками, цвет крови – алый.
У пострадавшего рана на внутренней стороне левого запястья, довольно сильное кровотечение, цвет крови – темный.
У пострадавшего порез большого пальца левой руки, кровь темная, вытекает медленно.
У пострадавшего обширная ссадина на правой ладони, кровотечение слабое, рана загрязнена.

Приложение № 4
Разработка внеклассного мероприятия о многообразии и значении культурных растений «Осенний марафон» (5 - 7 классы)
Задачи: - способствовать углублению знаний учащихся по биологии, пониманию роли овощей и фруктов в питании человека, расширению представлений о многообразии культурных растений;
- развивать мышление, внимание, наблюдательность, умение разгадывать загадки;
- воспитывать трудолюбие, чувство товарищества, любовь к природе, умение видеть прекрасное вокруг.
Оформление: - бумага, ручки;
- карточки с вопросами;
- тарелки, яблоки;
- мел;
- розетки с вареньем
На доске: - плакат с названием праздника;
- декоративные ветки и листья растений.
Участники: - ведущий;
- команды учащихся 5 - 7 классов;
- жюри.
Ход мероприятия
1. Разминка – «Назови автора»
Отвечает команда: необходимо назвать автора известных строк об осени.

1. Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось. (С. А. Есенин)

2. Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась (А. С. Пушкин)

3. Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой. (А. А. Фет)

4. Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит,
Лед неокрепший на речке студеной,
Словно как тающий сахар лежит (Н. А. Некрасов)

5. Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу. (А. Майков)

6. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса. (А. С. Пушкин)
2. Конкурс «Знаек»
По 2 человека от каждой команды.
1. Кто быстрее принесет с улицы 5 листьев от разных деревьев или кустарников и назовёт их. Листья должны быть чистыми и красивыми.
2. Кто напишет быстрее и больше названий: овощей, ягод, фруктов. (1 мин.)
3. Конкурс «Куплеты»
Каждая команда по очереди читает частушки или куплеты (кто больше знает тот и победит).
4. Конкурс «Пословицы и поговорки»
А сейчас поговорим о яблоках (знать поговорки, пословицы о яблоках): команда должна сказать продолжение.
Каково деревце, таковы и (яблочки)
Криво дерево, да яблоки(сладки)
Яблочко от яблоньки(недалеко падает)
На второй спас и нищий яблочко (съест)
Не растут на ели (яблоки)
От яблоньки – яблочко, а от ели(шишка)
В какой сказке у хрустального моста растут золотые яблоки? (Волшебное кольцо)
В какой сказке принцесса съела лесное яблоко? (Дикие лебеди)
По какому блюдцу катится наливное яблочко? (По серебряному)
В какой сказке царь хотел помолодеть с помощью яблок? (Молодильные яблоки)
В какой сказке царевна съела кусочек отравленного яблока? (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
В какой сказке яблоня спасла детей от преследовавших их гусей? (Гуси – лебеди)
5. Конкурс «Быстрые и ловкие»
От команды по 1 человеку. Перенести яблоки из одной тарелки в другую, не используя рук.
6. Конкурс «Дегустаторов»
От команды по 1 человеку. Определить по вкусу какое варенье в розетках и записать на листочках бумаги.

7. Викторина для любознательных.

Каждая команда выбирает свои карточки с вопросами и быстро дает ответы. (Для каждой команды свой цвет карточек с вопросами.)

Какое огородное растение имеет самый длинный стебель? (тыква)
В каком случае рак становится рыбой? (на безрыбье)
Какие животные всегда спят с открытыми глазами? (рыбы)
В народе его величают синим, хотя на самом деле он фиолетовый, а вот в его настоящем названии и намека нет на его цвет. (баклажан)
Почему птицы для отлета осенью выбирают холодный день, а весной прилетают обязательно в теплый? (выбирают попутный ветер)
Какие растения используют для изготовления тканей? (лен, хлопчатник)
Какое второе название имеет гриб боровик? (белый)
Кем работал крокодил Гена в зоопарке? (крокодилом)
Сидит ворона на ветке. Как спилить эту ветку, не потревожив ее?
(подождать, пока сама улетит)
Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (когда открыта дверь)
Он бывает горький, сладкий, красный, желтый и болгарский. (перец)
Этой рыбы боятся даже крокодилы? (пиранья)
Скажите по-китайски «пожиратель бамбука». (панда)
Какие цветочные часы плавают по воде? (кувшинка)
Какие растения используют для получения сахара? (тростник, свекла, клен)
Почему гриб опенок получил такое название? (растет около пня)
Как далеко может забежать заяц в лес? (до середины)
Какое транспортное средство приводилось в движение рыбой? (печь)
Считается, что это живое существо первым поднялось в воздух. А в русской литературе оно служит символом беззаботности и легкомыслия. Кто это? (стрекоза)
Кто носит шляпу на ноге? (гриб)
Из зерен какого культурного растения вырабатывают хлопья «Геркулес» (овес)
Какое дерево у нас цветет последним в году? (липа)
Мы вместо хлеба употребляем картофель, а китайцы? (рис)
Листья какого растения варят, но не едят? (лавр)
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]«Морковка и скороговорка»
Кто быстрее съест морковку и скажет скороговорку: «Проворонила ворона вороненка»
9. Конкурс капитанов
  Вопросы конкурса
Вареные в воде фрукты. (Компот.)
Какой город носит название сухофрукта? (Изюм.)
Фрукт, который обожают боксеры. (Груша.)
Абрикос, объявивший сухую голодовку. (Курага.)
Чем, согласно правилам этикета, чистят мандарины и апельсины? (Мандарины - рукой, апельсины - ножом.) 
Какой фрукт поражают специальные стрелки, попадая прямо в середину мишени? («Яблочко».)
Какой плод, если верить телерекламе, может подарить нам «райское наслаждение»? (Кокос.)
Любимый фрукт обезьян. (Бананы.)
Кто автор самой «фруктовой сказки», среди персонажей которой есть Мандарин, Апельсин, Лимон и Лимончик? (Джанни Родари.)
О каком человеке говорят: «Ну, ты и фрукт!»? (О неприятном, подозрительном или ненадежном человеке.)
Чем хлеб в печь сажают? (Тестом.)
Какую ягоду называют северным виноградом? (Крыжовник.)











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Рисунок 1 
·