Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему: Простые и сложные предложения


Разработка урока русского языка в 5 классе на тему: «Простые и сложные предложения»
Учитель: Корякина Екатерина Семеновна,
учитель русского языка и литературы, МБОЙ «Кюсюсрская СОШ»
Ход урока
Организационный момент.
-Здравствуйте ребята, садитесь! Сегодня у нас открытый урок. Мы продолжаем изучать тему «Предложение».
Актуализация знаний.
Ответьте на несколько вопросов:
-Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные)
-по интонации? (Восклицательные и невосклицательные)
-по наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные и нераспространенные)
-Что такое грамматическая основа предложения?
Перед вами карточки с предложениями. Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. (Выполняется проверка на доске)
На доске записаны предложения .1.Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это, вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.
Учитель. Прочитайте 2,4 и 5,6 предложения. Найдите в них общее. (Это простые предложения, осложненные однородными сказуемыми)
Прочитайте 1,3, 7 предложения. Отметьте в них общее (в этих предложениях по две грамматические основы)
- О чем этот текст, ребята? Чему он нас учит? (Случай с бобрятами. Текст о происшествии с бобрами. Любить и охранять природу.)Формулировка темы и цели урока.
Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие – сложными?
(Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, в предложения с несколькими грамматическими основами - сложными).
Попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на тему. Используйте также опорные слова, написанные на экране.
Познакомиться с … и …;
Учиться различать … и …;
Учиться ставить…
ЦЕЛЬ: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.
Изучение нового материала.
Итак, мы свами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. А теперь еще раз прочитайте сложные предложения и скажите, сколько простых предложений в каждом сложном? (В каждом сложном по два простых предложения).
Прочитайте первые простые предложения, входящие в состав сложных. Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения? Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?(Первые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонацию конца предложения и связаны со вторыми простыми предложениями по смыслу).
Обобщите наши рассуждения. Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного? (Простые предложения, входящие в состав сложного, связаны между собой по смыслу и интонационно).Посмотрите на первое сложное предложение. Чем, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного? (Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза).
Предложения могут быть союзными – простые предложения соединяются с помощью союзов, а еще могут быть бессоюзными – части соединяются при помощи смысла и интонации.
С помощью какого знака разделяются простые предложения, входящие в состав сложного? (Учитель выделяет запятые)
(Простые предложения в состав сложного разделяются запятыми).Обобщите наши рассуждения по плану:
Какие предложения называются простыми, а какие – сложными?
Из чего состоит сложное предложение?
Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?Какие сложные предложения называются союзными, а какие – бессоюзными?
Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?Прочитайте новый материал по учебнику. Сравните его с нашими выводами. Что еще мы узнали нового?
Закрепление изученного материала.
А сейчас проведем небольшой эксперимент.
Какие это предложения? Составьте их схемы.
Пришла осень. Пришла осень и позолотила листья на деревьях. Пришла осень, и лес надел золотой наряд.
Игра «Определи предложение по структуре». (Учащиеся показывают руками. Если предложение простое, поднимают одну руку, а если сложное, то две руки)Пришла долгожданная весна.
Пригрело солнышко, и на деревьях набухли почки.
Появились первые клейкие листочки.
Лесные певцы вернулись из теплых стран, и лес наполнился веселыми голосами.
Выбирается из берлоги медведь.
Скоро весь лес покроется молодыми листочками, зазвенят птичьи голоса.
Ребята, сегодня мы очень хорошо поработали, пришло время проверить, чему научились. Вам предложены задания, выполните их. (Провенрочная работа в форме теста)
Проверять работу будете сами, поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.
(Ключ с ответами на экране)
Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание.
Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, у нас получился очень увлекательный урок. Пришла пора подвести итог урока!
Домашнее задание. Придумать и записать 7-8 сложных предложений разных типов.