Современные образовательные технологии и методики, эффективность их применения.


Современные образовательные технологии и методики, эффективность их применения.
Эммануил Ильенков сказал: "Каждый ребёнок есть однажды случающееся чудо!", и я считаю, что каждый ребёнок талантлив по-своему, только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо любить каждого ребёнка. 
С 2004 года работаю над проблемой «Развитие коммуникативных и логических компетенций на уроках русского языка и литературы, украинского языка и литературы». Владение языком означает ориентацию на развитие языковой личности. Уровень владения языком определяется не только теоретическими знаниями о языке и правилами правописания, но и практическими навыками, выражающимися в речевой деятельности школьников, в их творческой и исследовательской работе над словом. Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенций.
Умение заинтересовать изучением родного языка – дело не простое. Много зависит от того, как поставить вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в процесс изучения темы. Активность учащихся, успех урока зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету? Как выработать у ученика стремление к творчеству? Конечно же, через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемных ситуаций, разнообразие методов обучения.
Как учитель-предметник стараюсь не «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникших перед ними задач.
На своих уроках я применяю элементы современных образовательных технологий:
деятельностные и проблемно-поисковые;
компетентностно-ориентированные;
информационно-коммуникационные;
здоровьесберегающие;
интерактивные.
Использование данных технологий в моей работе обосновано следующими задачами:
Деятельностные и проблемно-поисковые технологии:
осуществление преемственности между начальным и основным звеном;
формирование самостоятельности в овладении знаниями;
формирование ключевых интеллектуальных умений, раскрывающих принцип практического мышления, а именно умение анализировать, синтезировать, обобщать, находить аналогии и ассоциации, самостоятельно делать выводы и прогнозы, доказывать или опровергать утверждения;
формирование навыков познавательной исследовательской деятельности;
повышение заинтересованности к процессу познания;
формирование умения учащихся переносить полученные знания на решение новой практической задачи, т.е. в новую ситуацию.
Компетентностно-ориентированные технологии:
формирование навыков самостоятельно конструировать свои знания;
обучение ориентированию в информационном пространстве;
развитие творческого мышления, умения видеть, сформулировать и решить проблему;
формирование готовности учащихся использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации;
формирование информационной культуры.
Информационно-коммуникативные технологии:
повышение интереса к предмету;
развитие коммуникативных способностей учащихся;
формирование умения использовать на практике полученные знания;
формирование умения учащихся грамотно пользоваться источниками информации, оценивать её достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями.
Здоровьесберегающие технологии:
возрастание учебной нагрузки, повышение утомляемости на уроке;
неумение учащихся самостоятельно преодолевать усталость;
повышенная степень тревожности из-за боязни не быть успешным.
Использование интерактивных технологий на уроках:
наиболее полно обеспечивает комфортные, бесконфликтные и благоприятные условия развития учащихся,
всесторонне реализует их природный потенциал,
воспитывает личность, способную к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию,
помогает глубже осмыслить актуальные явления общественной, культурной, международной жизни
Для меня, как учителя русского языка и литературы, украинского языка и литературы, важно, чтобы ученики имели глубокие знания, владели способами их получения и могли использовать их на практике. Это достигается путем применения деятельностного, проблемно-поискового способа, информационно-коммуникационного, интерактивного обучения. Мотивация деятельности, проблемный характер изучаемого материала, поиск выхода из любой ситуации, рефлексия деятельности позволяют говорить о развитии разных сторон мышления учащихся, расширения запаса их интеллектуальных умений, способности четко мыслить, полноценно логически рассуждать.
Здоровьесберегающие технологии:
на уроках соблюдаю требования САНПиНа;
создаю обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата;
при планировании урока предусматриваю смену деятельности, чередую различные виды активности: интеллектуальная – эмоциональная, двигательная;
использование динамических пауз, минут для здоровья (профилактические упражнения для глаз, упражнения для формирования правильной осанки) для снятия напряжения, усиления работоспособности;
стараюсь осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей и способностей;
Особенности методики преподаванияВ основе педагогической деятельности опираюсь на закономерности психологических механизмов развития личности.
Использую такие методы и приемы обучения:
– работа в парах и группах;
– «круг идей» (метод, который привлекает всех учеников к дискуссии. Он хорошо работает, когда задают вопросы или выступают докладчики от малых групп. Этот метод является эффективным в решении острых спорных вопросов и базовым для создания списка общих идей);
– «Займи позицию» или «Измени позицию» (эффективный метод, который полезен при проведении в классе дискуссии на противоречивую тему. Он дает возможность высказываться каждому ученику, продемонстрировать разные мнения по теме, обосновать свою позицию или изменить позицию в любое время, если вас убедили);– «Дерево решений» (выбрать проблему литературного произведения. На доске записать суть проблемы. Обсудить с классом решения проблемы. 3-4 идеи записать на доске. Каждая группа предлагает решения этих проблем);– «Незаконченное предложение». Может быть устным и письменным. Например: «Для меня сегодня важно было ...», «Сегодня я научился ...».
Особенности урока. Обучение происходит согласно принципам сотрудничества на основе типологии уроков личностно-ориентированного обучения. Как правило, в начале уроке подается учебная проблема, которую необходимо решить. В процессе такой деятельности ученики сами определяют тему урока, учебные цели, способы изучения учебного материала. Распределение ролей для работы в группах и парах способствует формированию у учащихся лидерских качеств, умению не только управлять, но и выполнять поручения, отвечать за себя и за своих одноклассников. Элементы рефлексии (тематической, интеллектуальной и социальной) на заключительных этапах урока помогают ученикам осознавать собственное развитие, отслеживать движение вперед, выявить преблемы. Работа в группах формирует умение доказывать свою точку зрения, представлять результат работы.
Такая структура урока способствует определению рациональных способов усвоения учебного материала, а также формированию индивидуального стиля учебной деятельности, что очень важно как для личностного и интелектуального развития, так и для формирования коммуникативных способностей и лексического запаса.
Систематически на уроках использую дидактический дифференцированный материал формирующего характера, который помогает обеспечивать обучение на уровне природных способностей и задатков, а также дает возможность работать в зоне ближайшего развития ученика. Диагностический дифференцированный материал по русскому и украинскому языку в виде тестовых заданий дает возможность отслеживать качество усвоения учебного материала на каждом уроке.
Мой опыт позволяет сделать вывод о том, что реализация принципов речевого развития учащихся на уроках русского и украинского языков в средних и старших клaccax гимназии даёт положительные результаты. За период работы над проблемой «Развитие коммуникативных и логических компетенций на уроках русского языка и литературы, украинского языка и литературы» я использовала различные приёмы активизации речевой деятельности учащихся. Работая над проблемой, пришла к выводу, что урок, проведенный на разнородном, никак не связанном материале, «рассыпает» для всех учащихся урок, весь изученный на уроке материал, поскольку за это время они не получают цельного представления о том, как использовать этот материал в жизни на примере хотя бы одной речевой, лексической темы, одной речевой ситуации. Учащиеся не получают материала, ценного в коммуникативном отношении. Такой урок не даёт ничего коммуникативноценного детям, не развивает их речь, а, следовательно, не развивает в полной мере и логическое мышление детей, не расширяет их кругозор, не развивает творческие способности. Поэтому на любом уроке я во главу обучения ставлю речь, обучение речевой деятельности во всех её видах: аудирование, говорение, чтение и письмо; стараюсь вводить речевой материал, которому подчиняется языковой материал, изучаемый на уроке, т. к. такой урок обеспечивает речевую активность детей, вооружает их умением использовать полученный грамматический материал в речи, помогает ориентироваться не только в речевых, но и жизненных ситуациях. Овладение речью становится «способом познания действительности». В результате моей работы повысилась активность и осознанность действий школьников, интенсифицировалось их интеллектуальное и речевое развитие. Средний качественный показатель ЗУН учащихся постоянно повышается.
В 20012 году я выпустила 11-А класс, в котором была и классным руководителем. Мои ученики заняли 1 место по сдаче ВНО по украинскому языку и литературе по г.Симферополю. В 2015 году я выпустила 11-А класс, в котором также была классным руководителем. Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации в форме ГВЭ - 60% от числа участвующих.