План конспект урока Шиповые столярные соединения

Технология 7 класс.
Дата: 6.12.2015.

Раздел программы: Технология обработки древесины. Элементы машиноведения.
Тема урока: Шиповые столярные соединения.
Цели урока:
Образовательная - расширение представлений учащихся о шиповых столярных соединениях;
Воспитательная – приветь качества аккуратности и собранности при выполнении расчета размеров шиповых соединений рамки;
Развивающая - развить навыки при выполнении расчетов шиповых соединений.
Методы проведения занятий: Объяснительно – наглядный, беседа, самостоятельная работа под контролем преподавателя.
Межпредметные связи: математика, графика.
Материально-техническое оснащение:
Инструменты для выполнения разметки.
Плакаты.
Учебник.
Литература для учителя:
1. Технология VII класс [Текст]: для общеобразоват. учреждений / под редакцией В.Д. Симоненко – М. 2003. 193с.
Ход урока
1. Организационная часть – 3 мин.
1.1. Контроль посещаемости.
1.2. Проверка готовности к занятию, объяснение цели и темы урока.
2. Повторение пройденного материала - 7 мин.
Вопросы к классу:
Как должна располагаться режущая кромка относительно подошвы струга?
Как настраивают и крепят нож на стругах с деревянной колодкой?
Как настраивают и кренят нож на стругах с металлической колодкой?
Для чего служит стружколоматель?
Как прочищают засорившийся леток?
Перечислите правила безопасности при очистке летка.
3. Изложение нового материала 25 мин.
3.1. Шиповые столярные соединения
Шиповые соединения деревянных деталей на клею отличаются большой прочностью и нашли широкое применение при изготовлении дверных и оконных переплетов и блоков, мебели и различных деревянных конструкций.
Элементами шипового соединения являются шип, соединяемый с гнездом (рис. 18, б) или проушиной (рис. 17; рис. 18, в).

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415





Шипом называют выступ на торце деревянной детали.
Гнездом называют отверстие в другой детали, которое соединяется с шипом.
Проушиной называют паз на торце детали, соединяемый с шипом.
Профили и размеры шипа и проушины должны совпадать. Длина шипа должна равняться ширине присоединяемого бруска.
В зависимости от толщины деталей применяют шипы: одинарные, двойные (рис.17), тройные и т. д. (рис. 19, в). При толщине заготовок до 40 мм обычно применяют одинарные шипы, от 40 до 80 мм двойные, свыше 80 мм тройные и многократные. «Шип» от немецкого «середина». Проушина промежуток между ушками (щечками, шипами).
Шиповые соединения бывают трех видов: угловые концевые (рис. 19, а), угловые серединные (тавровые) (рис. 19, б), угловые ящичные (рис. 19, в).
С целью наибольшей прочности шипового соединения установлены следующие толщины шипов и ширины проушин угловых концевых и серединных соединений:

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Для углового ящичного соединения (рис. 19, в)
S1 = S3 = 6, 8, 10, 12, 14, 16.
l = S0, S2 = 0,3 S0.







4. Самостоятельная работа учащихся - 40 мин.
Практическая работа
Расчет размеров шиповых соединений рамки
Получить задание у учителя на изготовление рамки с шиповым соединением.
Рассчитайте размер шипа.
Рассчитайте толщины щечек проушины.
Составьте эскизы на шип и проушину с простановкой размеров.

4.1. Первый обход - проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.
4.2. Второй обход - проверить правильность выполнения шипов и проушин.
4.3. Третий обход - проверить правильность усвоения знаний. Оценка знаний.
5. Заключительный инструктаж - 3 мин.
5.1. Анализ характерных ошибок и их причин.
5.2. Сообщение оценки работы каждого учащегося.
5.3. Домашнее задание: повторить §8, подготовить § 9.
6. Уборка рабочих мест - 3 мин.