Работа с текстом по литературному чтению. 4 класс


Вариант 1.
Прочитай текст.
Ливень
Земля долго ждала дождя. Дождь начался на рассвете.
Ветер волной пробежал по ниве, пригнул одинокую берёзку у оврага и вдруг взметнул столбы пыли, расстелил до земли колосья ржи. Упали первые крупные, тяжёлые капли. Они падали всё чаще и чаще, пошли мелкой дробью, потом разом хлынул неукротимый ливень.
Ливень шумел по косогорам, земля набухла и почернела. После долгих засушливых дней она задышала и ожила. Живительная влага напоила поле.
Дождь кончился внезапно. С неба брызнули солнечные лучи. Солнце и тёплый ветер подсушили колосья, рожь поднялась. В небо глянули синие глаза васильков.
2.Озаглавь части текста.
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
3. Определи главную мысль текста.
_________________________________________________________
4.Определи тип речи: повествование, описание, рассуждение.
________________________________________________________
5.Что сделал ветер? Выпиши глаголы из текста.
______________________ по ниве
______________________ столбы пыли
ВЕТЕР ______________________ берёзку
_______________________ колосья ржи
6. Выпиши из последнего абзаца предложение, содержание которого соответствует рисунку.

__________________________________________________________
7. Выпиши из второго абзаца предложение, которое соответствует схеме.~~~~~~~~~~ __________ ___________ _ _ _ _ _ _ _ .
___________

Какая? Что? Что сделала? Что?
____________________________________________________________________________________________________________________
8. Выдели корни в однокоренных словах. Подчеркни лишнее слово.
поле соринка
полевой сорняк
полочка сорвал
полюшко насорил
9. Вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.
По….вилась в небе клякса- ( ___________________________)
Уд…вительная плакса! – ( ____________________________ )Если клякса зар…вёт – (_______________________________)Разб…жится весь народ!( _____________________________)
Только ветер был х...тёр: (_____________________________)
Нал…тел и кляксу стёр!(______________________________)
Что это? (А.Масленников)
10. Вставь пропущенные буквы. Спиши предложения, дополняя каждое именем прилагательным.
Св…ркнула молния. Прок..тился удар грома. Прибл..жалась гроза. П..лил дождь. Капли стуч..ли по ст..клу.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 2.
1.Прочитай текст
КОШКА И ЁЖ
Наша кошка увидела ежа. Насторожилась она. Прилегла на пол и смотрит. Ёж тоже на неё смотрит. Прыгнула кошка, тронула лапкой ежа. Ёж спрятал голову и подставил свои иглы. Наколола кошка лапу, отошла, села и начала лизать лапку. А на ежа и не смотрит.
Вот вечером начал ёж свою беготню. Смотрит на него кошка, хочется ей с ежом поиграть. Долго смотрела. Ёж пробежал возле неё, она как прыгнет. Перескочила через ежа и лапки не уколола.
Понравилось кошке эта игра. И стала она с ежом играть. Приляжет кошка и ждёт, смотрит. Ёж подбежит к неё, а она прыгнет через него. Да скоро забыла кошка, какие у ежа колючие иглы. Захотелось её ежа схватить. Прыгнула она, да лапками на иглы и упала. Ушла кошка в сторону и стала лапки лизать.
С тех пор уж она на ежа не прыгала.
2. Определи тип речи: повествование, описание, рассуждение.
__________________________________________________________
3.Определи главную тему текста.
4.Озаглавь части текста.
1.______________________________________________________
2.______________________________________________________
3.______________________________________________________
5.Отметь рисунок, который не относится к содержанию текста.



__________________________________________________________ 7. Почему кошка перестала играть с ежом?
________________________________________________________
8. Из первого абзаца выпиши предложение соответствующее схеме.
___________ ___________ , _________ _ _ _ _ _ И _________ .
9.Вставь пропущенные буквы. Запиши текст от имени ежика.
Мы х…дили в л..сную ч..щ… за гр..бами. неожиданно навстречу выскочил ёж…к. мы аккуратно взяли его в руки и прин…сли д..мой.
Мы напоили ёж..ка м..л..ком. вечером отн…сли его обратно в л…сок и выпустили на волю.
10.Соотнаси действия с предметами. Поставь стрелки от названия животного к действиям, которое оно производит.
прятал насторожилась
понравилась КОШКА подставил
прыгнула ЁЖИК перескочила
наколола прилегла