Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка (5-9 кл.).


Статья
Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся
с ОВЗ на уроках русского языка.

Окулова С. Ш., учитель русского языка
ГКОУ СО «Верхнесинячихинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», п. Верхняя Синячиха
Проблема подготовки учащихся с нарушением интеллекта к самостоятельной жизнедеятельности, их успешная социализация и интеграция в общество выступает как главная, ведущая в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушением интеллекта. Более значимой становится проблема социализации этих детей в условиях учебной и воспитательной работы школы-интерната.
Интеграция детей с интеллектуальной недостаточностью в общество проходит с затруднениями, обусловленными сложностью при налаживании социальных связей, коммуникативных и межличностных отношений. Этому способствуют особенности их психического и речевого развития. Опыт работы с учащимися коррекционной школы указывает на трудности вхождения их в сложный современный мир взрослой жизни.
Большинство старшеклассников с нарушением интеллекта не умеют поддерживать беседу, не знают, как начать разговор, как ответить на вопрос собеседника, затрудняются в формулировании вопроса, просьбы. Ответы учащихся могут быть чрезмерно пространными или излишне сжатыми, а подчас ограничиваются только словами «да» или «нет».
В связи с этим особое значение приобретает формирование коммуникативных умений и навыков, так как степень их сформированности влияет на процесс социализации ребёнка и развития личности в целом. Л. С. Выготский выделял общение как определённый вид деятельности, на что следует обратить особое внимание в работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность.
Моей первостепенной заботой стал поиск эффективных путей развития коммуникативной компетенции учащихся. Важно не то, чтобы ученик знал как можно больше, а чтобы он мог использовать приобретённые знания, опыт в самостоятельной жизнедеятельности.
Поэтому на уроках грамматики в 5-9 классах я создаю условия для развития коммуникативных умений обучающихся через организацию речемыслительной деятельности:
при работе со специально подобранными текстами по жизненно важным сферам деятельности человека;
моделирование речевых ситуаций, которые помогут в ориентировании учащихся в различных условиях общения с окружающими и оформлении речевого высказывания;
В своей работе применяю практико-ориентированную методику развития коммуникативных навыков у старшеклассников на уроках грамматики и чтения и учитываю принципы коммуникативной направленности, единства развития речи и мышления.
Эффективности обучения учащихся грамматике способствует осуществляемая интеграция на уровне межпредметной связи с уроками СБО, которая помогает продлевать время обращения к темам социально-бытовой ориентировки, что повышает уровень социальной адаптации и подготовки к самостоятельной жизни выпускников, способность применять накопленный социально-коммуникативный опыт учащимися в различных жизненных ситуациях.
Исходя из этого, мною был разработан Сборник с практическими речевыми ситуациями. В нём собраны речевые ситуации, помогающие в ориентировании учащихся в разных условиях общения с окружающими и оформлении речевого высказывания. Речевой материал подобран в соответствии с изучаемыми разделами предмета социально-бытовой ориентировки. Речевые ситуации вписываются во многие грамматические темы, не говоря уже о работе над различными видами деловых бумаг, и используются на разных этапах в зависимости от цели и задач урока, а так же включаю в систему работы со словарными словами. Так на уроках делового письма по теме – поздравительная открытка, письмо родителям, другу, объявление, телеграмма применяю следующие речевые ситуации – обращение, приветствие, поздравление, пожелания, благодарность и т. д. При работе с новыми словами, представленные в виде тематического словаря, использую тематические речевые ситуации, которые предлагают и сами дети. Моделируем ситуации – просьба, обращение и привлечение внимания, совет, знакомство, прощание и другие, а так же составляем мини диалоги по заданной ситуации. Учащиеся ведут специальную тетрадь практических речевых упражнений, в которой записывают образцы речевых высказываний по различным ситуациям общения.
Используемый на уроке просмотр на компьютере видиозаписей с просьбами и обращениями самих учащихся в естественных условиях, позволяет поддерживать их интерес к данному виду деятельности, умение анализировать ситуацию и накапливать свой практический опыт.
Для закрепления у обучающихся полученных знаний, умений, навыков по грамматике и развития их коммуникативно-речевых умений я разработала задания практической и коммуникативной направленности по основным разделам и темам уроков грамматики, оформленные в «Дидактический материал по грамматике» отдельно для каждого класса. Речевой материал для текстов и заданий подбирается соответственно темам СБО на основе использования материалов «Справочника выпускника» С. А. Львовой, учебного пособия для специальных (коррекционных) школ 8 вида В. Л. Субчевой «Социально-бытовая ориентировка», сборника практических речевых ситуаций, интернет-ресурсов. Данный материал включается в качестве дополнительного материала на уроке, в обобщающие уроки, проверочные и самостоятельные работы.
Учитывая тот факт, что взаимодействие всех сторон языка (фонетики, лексики, морфологии) проявляется на уровне синтаксиса (предложения), использую предложение как фундамент для отработки произносительных навыков, для обучения точному отбору слов и правильному их формообразованию. Поэтому работу над предложением определяю как главное условие работы по формированию коммуникативных навыков учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Исходя из опыта работы, считаю эффективными и результативными следующие упражнения и задания, способствующие развитию речевых и коммуникативных навыков:
восстановление деформированного предложения и текста;
постановка учащимися вопросов к предложениям;
при грамотном оформлении ответа на вопрос, развёрнутого объяснения, рассуждения использую специальные речевые опорные схемы в качестве необходимой помощи (алгоритм ответа на вопрос, модель построения рассуждения), что позволяет запоминать правило ответа на любой вопрос, учит строить своё объяснение или рассуждение.
Использую вопросы, которые наталкивают учащихся на составление сложных предложений. Так, вопросы почему? зачем? где? когда? при каком условии? стимулируют составление сложноподчинённых предложений благодаря применению в данной работе модели построения рассуждения. Таким образом, подача материала на синтаксической основе способствует одновременному обогащению, уточнению и активизации лексического запаса школьников с нарушением интеллекта, формирует умения осмысленного владения лексическими средствами, укрепляет взаимосвязь между лексическими знаниями учащихся и умением пользоваться лексическим запасом языка, т. е. в такой работе происходит формирование коммуникативных навыков учащихся.
В школе апробирован и внедрён в практику подготовленный мною Сборник практических речевых ситуаций, которым пользуются учителя и воспитатели школы-интерната в учебно-воспитательном процессе. Опыт работы представлен перед педагогическим сообществом на педагогических чтениях, организованных в своём ОУ и на областном семинаре.
Мониторинг успеваемости и сформированности коммуникативно-речевых навыков с учётом принципов коммуникативной направленности, единства развития речи и мышления показывает, что однозначно, постепенно повышается уровень коммуникативных возможностей и способностей обучающихся: формируются навыки практического владения речью и использования речевого опыта в новых условиях коммуникации.
Сборник практических и речевых ситуаций апробирован и внедрен в практику, которым пользуются учителя и воспитатели школы – интерната в учебно-воспитательном процессе. Опыт работы я представляла перед педагогическим сообществом на педагогических чтениях своего образовательного учреждения и областном семинаре коррекционно-развивающего объединения «Коррекционно-развивающая работа по формированию у обучающихся среднего и старшего возраста эмоциональной стабильности и коммуникативных навыков».

Приведу примеры.
Пример №1.
8 класс. Тема: Согласование имён прилагательных с существительными.
Задание №1. Установи последовательность слов в предложениях.
Задание №2. Укажи стрелкой связь прилагательного с существительным во 2-ом и 3-ем предложениях.
Правила безопасной работы с препаратами бытовой химии.
1.Быть, одежда, для, должна, удобной, уборки. 2.Перчатках, только, работать, в, резиновых, можно.
3.Моющего, попадания, остерегаться, средства, уши, в, глаза, тела, части, открытые, на. 4.Помещение, хорошо, проветривать.
Задание №3. Ситуация. Вам нужно купить чистящее средство для посуды. В какой магазин пойдёте? Что скажете продавцу? Запишите просьбу предложением.
Эти знания, умения и навыки можно получить при выполнении системы заданий, которые максимально приближены к жизненным ситуациям.
Усвоение и объяснение новых слов даётся не в готовом виде, а через самостоятельное уяснение их значения (обращение к словарям русского языка, выбор определения слова среди представленных значений в электронной презентации на уроке, толкование слова с помощью демонстрации картинки на экране компьютера), а также через анализ словообразовательной или морфологической структуры слова, с помощью смысловой сходности или противоположности значения слов.