Презентация: Проблема терминологической компетентности специалиста осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.


Проблема терминологической компетентности специалиста осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. Учитель-дефектолог, сурдопедагог высшей категории, кандидат педагогических наук Бабиева Л.Г.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно великот детей практически нормально развивающихся, но испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. Столь принципиальные различия наблюдаются не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей. Спецификауровень психического развития ребенка с ОВЗ зависит не только от медицинского диагноза, но и от качества предшествующего обучения и воспитанияВследствие неоднородности состава группы, диапазон различий в требуемом уровне и содержании дошкольного и впоследствии школьного образования тоже должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностям всех детей с ОВЗ, включая как полное среднее образование, сопоставимое по уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся сверстников, так и возможность обучения на протяжении всего школьного возраста основным навыкам жизни вместе с близкими людьми. {93296810-A885-4BE3-A3E7-6D5BEEA58F35}Не употребляемая терминология Употребляемая терминологияДефектНарушениеИнвалидРебенок с инвалидностьюДебилЛегкая умственная отсталостьЭмбицилТяжелая умственная отсталостьИдиотГлубокая умственная отсталостьУмственная отсталостьНарушение интеллектуального развития, интеллектуальное недоразвитие {93296810-A885-4BE3-A3E7-6D5BEEA58F35}Устаревший терминУпотребляемый в настоящее времяСлепоглухонемой, слепоглухойСложные сенсорные нарушения, бисенсорные нарушения.Глухонемой.Дети с нарушением слуха, с нарушением слуховой функции, неслышащий, слабослышащийглухойДети с кохлеарной имплантацией,пользователи системы кохлерной имплантации Как показывают исследо-вания у неслышащих детей дополнительные нарушения развития разного генеза встречаются в 2 раза чаще, чем у детей с нормальным слухом. Спектр имеющихся у детей первичных нарушений чаще всего принято обозначать как « сложный дефект» или «сложная структура нарушения». В соответствии с современными представлениями, к сложным нарушениям относятся сочетание двух или более первичных психофизических нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности социальной адаптации ребенка. Виды комбинации дефектов, имеющихся у одного и того же ребенка. 1. Наличие одного нарушения влечет за собой вторичные и последующие нарушения (глухота --- вторичное недоразвитие речи и отставание в умственном развитии);2. Взаимосвязь, при которой одни нарушения осложняют проявления других (осложненные формы олигофрении). Органическое поражение ЦНС Диагноз «органическое поражение ЦНС» очень общее понятие, предполагающее возможность поражения разных отделов головного мозга и, как следствие, множественных нарушений различной степени тяжести. При выраженном нарушении интеллекта различить отдельные расстройства часто невозможно, поэтому мы говорить о тяжелом множественном нарушении без уточнения, какой из выявленных дефектов является «осложнением». При выраженном нарушении интеллекта различить отдельные расстройства часто невозможно, поэтому в таком случае вернее говорить о тяжелом множественном нарушении без уточнения, какой из выявленных дефектов является «осложнением». Термины «сложные дефект», «сложные нарушения развития» довольно часто используются для характеристики детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, имеющих негрубые сенсорные, двигательные нарушения, хотя в этих случаях более целесообразно говорить об осложненной умственной отсталости. Дети с ЗПРВ группу детей с ЗПР относят:соматически ослабленных детей,детей со своеобразием развития, обусловленным ДЦП,с шизофренией, с эпилепсией,с минимальной мозговой дисфункцией,органическими поражениями ЦНС,различными неврологическими заболеваниями,педагогически запущенных детей. Разработка концепции ФГОСТ для детей с ОВЗ предполагает новый подход к образованию данной категории детей. Ребенок сможет получать образование, уровень которого определяется, прежде всего, его индивидуальными возможностями. При значительном ограничении и определенной упрощенности содержания «академического» компонента образования акцент может быть сделан на максимально доступном для данного воспитанника уровне развития жизненной компетенций соответствии с разрабатываемой для него индивидуальной образовательной программой. Спасибо за внимание!