Методы фиксации и оценивания учебных достижений


Методы фиксации и оценивания учебных достижений
Морозова Татьяна Борисовна, учитель английского языка
Одним из важных факторов влияния на заинтересованность ученика в приобретении знаний является оценивание всех видов его труда, т.е. выставление оценок за деятельность разного рода. Отметка, получаемая на уроке, позволяет влиять на уровень интереса к учёбе, а отметка за четверть – очень значимый результат для ученика. При выставлении  итоговой отметки за четверть или полугодие учитываю три вида оценки: тестовые, контрольные и среднюю из текущих, полученных на уроках. Причем в рейтинге: контрольная – главная; на втором месте - тестовая; на третьем – текущая.
I. Контрольные работы и тесты  (контрольные работы, тестовые работы, словарные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:
Виды работ Оценка «3» Оценка «4» Оценка «5»
Контрольные работы От 50% до 69% От 70% до 90% От 91% до 100%
тестовые работы,словарные диктанты От 60% до 74% От 75% до 94% От 95% до 100%
 
II.Текущие оценки (творческие письменные работы, имеют скорее стимулирующий и диагностический характер; они служат в основном стимулом для формирования навыка непрерывной самостоятельной подготовки.
Творческие письменные работы(письма, разные виды сочинений, эссе, проектные работы, вт.ч. в группах) оцениваются по пяти критериям:
1.Содержание (соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем уровне, соблюдение норм вежливости).
2.Организация работы (логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы);
3.Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);
4.Грамматика(использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);
5.Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил расстановки запятых).
 
Критерии оценки творческих письменных работ
(письма,  сочинения, эссе, проектные работы, в т.ч. в группах)
 
Баллы Критерии оценки
«5» 1.Содержание: коммуникативная задача решена полностью.
2.организация работы: высказывание логично, использованы средства логической связи, соблюден формат высказывания и текст поделен на абзацы.
3. лексика: лексика соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения.
4. грамматика:использованы разнообразные грамматические конструкции в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку, грамматические ошибки либо отсутствуют, либо не препятствуют решению коммуникативной задачи.
5. Орфография и пунктуация:орфографические ошибки отсутствуют, соблюдены правила пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдены основные правила расстановки запятых.
«4» 1.Содержание: коммуникативная задача решена полностью.
2.организация работы: высказывание логично, использованы средства логической связи, соблюден формат высказывания и текст поделен на абзацы.
3. лексика: лексика соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения. Но имеются незначительные ошибки.
4.грамматика:использованы разнообразные грамматические конструкции в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку, грамматические ошибки незначительно препятствуют решению коммуникативной задачи.
5. Орфография и пунктуация:незначительные орфографические ошибки, соблюдены правила пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдены основные правила расстановки запятых.
«3» 1.Содержание: Коммуникативная задача решена,
2.организация работы: высказывание нелогично, неадекватно использованы средства логической связи, текст неправильно поделен на абзацы, но формат высказывания соблюден.
3. лексика: местами неадекватное употребление лексики.
4.грамматика:имеются грубые грамматические ошибки.
5. Орфография и пунктуация: незначительные орфографические ошибки, не всегда соблюдены правила пунктуации: не все предложения начинаются с заглавной буквы, в конце не всех предложений стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также не соблюдены основные правила расстановки запятых.
«2» 1.Содержание: Коммуникативная задача не решена.
2.организация работы: высказывание нелогично, не использованы средства логической связи, не соблюден формат высказывания, текст не поделен на абзацы.
3. лексика: большое количество лексических ошибок.
4.грамматика:большое количество грамматических ошибок.
5. Орфография и пунктуация:значительные орфографические ошибки, не соблюдены правила пунктуации: не все предложения начинаются с заглавной буквы, в конце не всех предложений стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также не соблюдены основные правила расстановки запятых.
 
Критерии оценки устных развернутых ответов
(монологические высказывания, пересказы, диалоги, проектные работы, в т.ч. в группах)
 
Устные ответы оцениваются по пяти критериям:
1.Содержание (соблюдение объема высказывания, соответствие теме, отражение всех аспектов, указанных в задании, стилевое оформление речи, аргументация, соблюдение норм вежливости).
2.Взаимодействие с собеседником(умение логично и связно вести беседу, соблюдать очередность при обмене репликами, давать аргументированные и развернутые ответы на вопросы собеседника, умение начать и поддерживать беседу, а также восстановить ее в случае сбоя: переспрос, уточнение);
3.Лексика(словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);
4. Грамматика(использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);
5. Произношение(правильное произнесение звуков английского языка, правильная постановка ударения в словах, а также соблюдение правильной интонации в предложениях).
 
Оценка Содержание Коммуникативное взаимодействие   Лексика Грамматика Произношение
5 Соблюден объем высказывания. Высказывание  соответствует теме; отражены все аспекты, указанные в задании,
стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на уровне, нормы вежливости соблюдены. Адекватная естественная реакция на реплики собеседника. Проявляется речевая инициатива для решения поставленных коммуникативных задач.
  Лексика адекватна поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку.
  Использованы разные грамматич. конструкций в соответствии с задачей и требованиям данного года обучения языку.
Редкие
грамматические ошибки не мешают коммуникации. Речь звучит в естественном темпе, нет грубых фонетических ошибок.
 
 
4 Не полный объем высказывания. Высказывание  соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании,
стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация не всегда на соответствующем уровне, но нормы вежливости соблюдены. Коммуникация немного затруднена. Лексические ошибки незначительно влияют на восприятие речи учащегося.
  Грамматические незначительно влияют на восприятие речи учащегося.
  Речь иногда неоправданно паузирована. В отдельных словах допускаются фонетические ошибки (замена, английских фонем сходными русскими).
Общая интонация
обусловлена влиянием родного языка.
3 Незначительный объем высказывания, которое не в полной мере  соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании,
стилевое оформление речи не в полной мере  соответствует типу задания, аргументация не на соответствующем уровне, нормы вежливости не соблюдены. Коммуникация существенно затруднена, учащийся не проявляет речевой инициативы. Учащийся делает большое количество грубых
лексических
ошибок.
  Учащийся делает большое количество грубых грамматических ошибок.
  Речь воспринимается с трудом из-за большого количества
фонетических ошибок. Интонация обусловлена влиянием родного языка.
 
 
Текущие отметки выставляются:
учителем,
учащимися друг другу (взаимооценка),
как результат самооценки.
1) Выставляются учителем:
а) заучивание теоретического материала, конспекта лекции (проверка домашнего задания) осуществляется через индивидуальный опрос ( ответы у доски), фронтальный опрос, проведение диктанта и т.п. Важность этой работы высока: она формирует теоретическую базу ученика;
б) самостоятельные работы;
в) выполнение исследовательских заданий;
г) доклады, подготовленные учащимися;
2) взаимооценка учащихся во время работы в группах и парах
а) урок- зачёт.
Готовлю к уроку вопросы, написанные на отдельных листочках (по количеству учеников в классе) по определённой теме.
На уроке формируются группы (по четыре человека ) с учётом того, что в каждой группе должен быть лидер – хорошо успевающий и интересующийся предметом ученик.
Каждый ученик получает листок с вопросом. Начинается работа в группе. Первым отвечает лидер, все обсуждают и ставят ему оценку. Затем отвечает второй ученик, его ответ оценивает тот, кто уже ответил (в данном случае лидер). Далее одновременно отвечают два оставшихся члена команды (право принимать зачёт имеет каждый ответивший ученик, а их теперь двое). Листок с оценками отдают учителю.
Начинается дополнительный контроль. Командиры вытягивают жетоны с надписями : « выбор» ( отвечающего выбирает учитель), « делегат» (отвечающего выбирает команда), « доверие» (никто не отвечает, предварительные оценки заносятся в журнал), « первый по списку», « последний по списку» и т.п. Согласно жетонам от каждой команды у доски отвечает один человек. Если он подтверждает оценку, которую ему поставила команда, то всем членам команды в журнал выставляются их отметки без изменения. Если отвечает хуже, чем должен согласно своей отметке, то все члены команды получают оценку на балл ниже.
б) Иногда провожу игру « Задай вопрос соседу». Теперь вопросы составляю не я, а каждый ученик получает листочек бумаги, пишет заранее продуманный вопрос по определённой теме. Собираю листочки с вопросами. После формирования групп повторяется всё, как в первом случае. В данном варианте игра сложнее, потому что некоторые ученики затрудняются правильно и грамотно сформулировать вопрос.
в)Самостоятельное изучение материала учебника можно организовать следующим образом. Ученики работают в группе из 4 человек. Каждому из них по учебнику необходимо изучить какую-то часть материала (я на доске выписываю вопросы, которые они распределяют между собой). Затем ученики объясняют «свой» вопрос товарищам в паре или группе. Получается, что все ученики узнают ответ не только на свой, но и на все предложенные вопросы. Проверяю это так. Задаю любой из предложенных вопросов любому члену команды, которая подготовилась первой. И так « прохожу» все вопросы. Если каждый ученик отвечает на предложенный вопрос то всем членам команды выставляется «5».Если ученик не знает ответ, он может попросить помощи у команды, но тогда все получат «4».Если вся команда не знает ответ на два вопроса, то отметка –«3».Далее ребята проверенной команды выполняют роль учителя и оценивают знания других учащихся.
Отметки, выставленные в результате взаимооценки учащихся в группах перед выставлением в журнал проходят дополнительный контроль.
3)самооценка учащихся
Урок самооценки знаний.
Пишу тему занятий на доске. После изложения и разъяснения материала даю время на повторение (рассказ самому себе) и самооценку. Прошу объявить отметки и ставлю их в заранее подготовленный столбец чисел, соответствующих количеству учеников в классе; каждое число – это номер фамилии ученика в классном журнале. Если кого-то нет, то эти числа стираются, присутствующим отметки ставлю рядом с номером. Запись выглядит так: 1(4), 2(3), 3(5), 4(3) и т.д. Далее приглашаю любого постороннего человека ( библиотекаря, учителя другого предмета и т.д.) и прошу его зачеркнуть два или три числа – «номера». ( Можно эти числа определить жеребьёвкой). Если зачёркнутыми оказались числа 3; 5; 7; то ученики, чьи фамилии в классном журнале имеют эти номера, должны устно ответить у доски. Когда устные ответы подтверждают отметки, поставленные учениками самим себе, то я всему классу выставляю самооценки в журнал; если нет, то не ставлю отметки никому, кроме тех, кто отвечал у доски.
Таким образом можно осуществить проверку домашнего задания.
Применяемое мной сочетание разных форм контроля существенно повышает интерес учащихся к предмету. Учащиеся получают возможность оценить свои знания и умения, проявляющиеся в учебных действиях ( или действиях товарищей), проверить и обосновать их правильность, найти ошибку и самому исправить её, следовательно, более чётко осознать и понять способ оперирования с материалом, его внутреннюю логику. Воспитывается ответственность, честность и милосердие. Происходит формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся. Улучшается психологический климат на уроках. Создаётся мотивация на добросовестную подготовку к уроку, повышается внутренняя мотивация обучения.
б)Раздаю упражнения на карточках, дети выполняют задания самостоятельно, по истечении времени ученики проверяют правильность выполнения заданий также самостоятельно (ответы записываю на доске).Очень часто учащиеся обмениваются карточками (результаты перепроверяю).