Методическая разработка. Методические рекомендации по семинарским занятиям по учебной дисциплине УД.01 Искусство для специальности 44.02.01 Дошкольное образование

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОТРАДНЕНСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ»













Методические рекомендации
для студентов
по  подготовке к семинарским занятиям
по учебной дисциплине УД. 01 ИСКУССТВО



Специальность:
44.02.01Дошкольное образование (гуманитарный профиль)








Разработал:
Рассмотрено:
Утверждено:

Преподаватель русского языка и литературы:
___________/_________/.

На заседании ПЦК ООД
Протокол №
От «___» _________201__ г.
Председатель ПЦК ООД:
/___________/
Подпись:_________________
На заседании МС
Протокол №
От «___» _______201__ г.
Председатель МС
/_________/
Подпись:______________


г.о. Отрадный
2016
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данные методические рекомендации определяют порядок подготовки к семинарским занятиям по учебной дисциплине УД. 01 Искусство по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, объем и содержание учебного материала, предусмотренного для обсуждения, а также требования к  структуре, объему, содержанию и оформлению реферата.
Методические рекомендации предназначены для подготовки и выполнения самостоятельных работ в форме докладов, сообщений, рефератов в соответствии с ФГОС СПО и требованиями программы учебной дисциплины УД. 01 Искусство по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
Целью методических рекомендаций является реализация требований к результатам освоения  учебной дисциплины УД. 01 Искусство, оказание помощи студентам в планировании и организации самостоятельной работы при изучении материала.
Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом по данной дисциплине во внеаудиторное время.
Формами самостоятельной работы студента по дисциплине являются:
- подготовка к семинарским занятиям,
- подготовка учебных (индивидуальных) проектов,
- написание докладов, рефератов, сообщений.
Выполнение таких видов работ способствует формированию у студента навыков самостоятельного исследования, творчества, реализации междисциплинарных связей,  повышению уровня его общекультурной подготовки, глубокому усвоению учебного материала.
Семинарское занятие – одна из основных форм практических занятий, представляющая собой коллективное обсуждение студентами теоретических вопросов под руководством преподавателя.
Доклад - вид самостоятельной работы, который способствует формированию навыков исследовательской работы и публичных выступлений, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада по заданной теме студенты составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения. К докладу по большой теме могут привлекаться несколько студентов, которые распределяют между собой вопросы выступления. Доклады по содержанию мало чем отличаются от рефератов и могут являться зачетной работой студента по дисциплине.
Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания проведенного исследования по теме.
Для успешного овладения навыками самостоятельной работы студент учится работать с учебной, научной и справочной  литературой, узнает основные методы поиска необходимой информации в различных источниках и находит информацию в библиотечных фондах (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств), использует Интернет-ресурсы, выбирает в них нужную информацию, учится правильно ее обрабатывать.
Основные умения работы с учебной, научной и справочной литературой:
- умение находить нужную информацию в доступных источниках;
- умение накапливать информацию;
- умение ее осмысливать и творчески перерабатывать;
- умение представлять новую информацию;
- умение планировать свое время работы.

ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Целью семинарских занятий является формирование умений самостоятельной работы с учебной, специальной, научной и справочной литературой, анализ источников и выработка собственной точки зрения, углубление и расширение знаний студентов по учебной дисциплине,  проверка глубины понимания учебного материала и формирование умения устного и письменного изложения своих мыслей, развитие творческой активности у студентов. Студенты могут работать индивидуально или микро-группами.
Подготовка к семинарским занятиям включает в себя следующее:
- ознакомление с планом семинарского занятия, в котором содержатся основные вопросы, выносимые на обсуждение, формулируются цели занятия, даются краткие указания по подготовке;
- изучение первоисточников, соответствующих разделов учебника, учебного пособия, содержания других рекомендованных источников, выписывание основных терминов и их заучивание наизусть;
- изучение дополнительной литературы по теме семинара, выписка информации, которая понадобится при обсуждении на семинарских занятиях;
- подготовка сообщения, доклада с обязательным формулированием своего мнения по каждому вопросу и аргументированным его обоснованием;
- записывание возникших во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросов, чтобы затем на семинарском занятии получить на них ответы;
- обращение за консультацией к преподавателю, в случае необходимости.
Необходимо составить развернутые планы ответов по каждому вопросу семинарского занятия. Примерное время ответов: 5-8 минут. В этом случае участие студента в работе на семинарском занятии состоит в следующем:
- выступление с докладом, сообщением по определенному вопросу плана занятия;
- участие в обсуждении остальных вопросов и выступлений семинара;
- ведение записей наиболее важных положений из выступлений.
Реферат - это самостоятельная письменная работа студента, где раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Тематика рефератов, обычно определяется преподавателем, но студент может выбрать тему самостоятельно.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД РЕФЕРАТОМ
1. Формулирование темы, выбор и согласование с преподавателем темы;
2. Подбор и изучение основных источников по теме (не менее 10-12 различных источников, причем Интернет-издания должны составлять не более 40% от всего объема литературных источников).
3. Составление библиографии.
4. Обработка и систематизация информации. Анализ имеющейся литературы (информации) по изучаемой проблеме;
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата, текстовое оформление работы;
7. Публичное выступление с результатами работы.
После каждого этапа выполнения плана самостоятельной работы студенты могут обращаться за индивидуальной консультацией к преподавателю.  

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА РЕФЕРАТА
1. Титульный лист
2. Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт)
3. Введение. Формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указывается цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы.
4. Основная часть (каждый ее раздел, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего).
5. Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).
6. Список использованной литературы (в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора) 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА
Объем реферата может колебаться в пределах 5-14 печатных листов. Размер шрифта - 12-14, интервал – полуторный, выравнивание текста – по ширине, шрифт – Times New Roman, абзацный отступ – 1,5 см, поля: низ, верх -2 см, слева – 3 см, справа - 2 см. Приложения не входят в объем работы.
Реферат должен быть выполнен грамотно (без орфографических и стилистических ошибок), с соблюдением культуры изложения.
Обязательно должны иметься ссылки на использованную литературу.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕФЕРАТА
- Актуальность и новизна темы работы.
- Соответствие содержания реферата теме.
- Глубина осмысления материала.
- Наличие и правильность выводов;
- Полнота использования источников.
- Соответствие оформления реферата требованиям.

ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Список использованных источников, который является составной частью реферата, доклада или курсовой работы размещается после раздела «Заключение». Например: Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебник для 10 класса [Электронный ресурс]. – М.: Академия, 2008.

ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ССЫЛОК
При написании рефератов и курсовых работ студенту приходится обращаться к цитированию работ различных авторов. В этом случае необходимо оформлять ссылку на тот или иной источник.
Кроме соблюдения основных правил цитирования (нельзя вырывать фразы из текста, искажать его произвольными сокращениями, цитату необходимо брать в кавычки). Необходимо обратить внимание на точное указание источников цитат.
Существуют различные способы указания источников цитат в зависимости от характера работы. В рефератах и курсовых работах, как правило, используются внутритекстовые ссылки, которые оформляются в квадратных скобках с указанием номера источника по списку литературы и номера цитируемой страницы. Например:  (5, с.210)












Образец оформления титульного листа

Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Отрадненский нефтяной техникум»




Р Е Ф Е Р А Т  (шрифт 18) по дисциплине__________________________________ (шрифт 16) на тему________________________________________ (шрифт 16)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Выполнил(а) Студент(ка)________________ Группа ____________________ Специальность_____________
Проверил Преподаватель______________ (шрифт 14) ___________________________
















г.о. Отрадный
2016
СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
по учебной дисциплине УД.01 Искусство  
Семинар №1
Тема: Художественная культура Древнего Востока
Цель семинарского занятия: осуществить поиск и критический отбор необходимой  информации в источниках различного типа, оценить художественные особенности наиболее выдающихся памятников культуры Древнего Востока, высказать о них собственное суждение.

Форма семинара: беседа по заранее разработанному плану
Форма отчетности: конспект, устный ответ
Вопросы для обсуждения:
Храмовая архитектура Индии и скульптурный декор.
Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. Ступа в Санчи. Особенности буддийского рельефа. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты. Индуистский храм – мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Особенности индуистской храмовой архитектуры и скульптурного декора. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо.

Художественная культура Китая
Гармония инь и ян  – основа китайской культуры. Архитектура как модель Вселенной. Древняя столица Чанлань – образец дворцовой застройки. Садово-парковое искусство.

Художественная культура Японии 
Культ природы – кредо японской архитектуры. Святилище Аматэрасу в Исе. Японский дом – «прибежище пустоты». Японские сады – сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Типы японских садов.

Литература и источники:
Основные источники:
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебное пособие для СПО М., 2007.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебник для 10 класса (Электронный ресурс). М., Академия, 2008.
Соколова.  Мировая художественная культура: учебник для вузов. М., Владос, 2008.
Дополнительные источники:
Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века. М., 2003.
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 2000.
Емохонова Л.Г. Художественная культура буддизма. М., 2007.
Искусство: энциклопедический словарь школьника. Сост. П.Кошель. М., 2000.
Китай. Земля небесного дракона. Под общ. ред. Э.Л. Шонесси. М., 2001.
Мифы и легенды народов мира. Древний мир. Сост. Н.В. Будур и И.А.Панкеев. М., 2000.
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: учебник для 10,11 класса. М., Владос, 2008.
Интернет-источники:
 1.Коллекция «Мировая художественная культура»
      http://artclassic/edu.ru
2. Мировое искусство
    http://www.world.art
3.Народы и религии мира.
   http://www.cbook.ru/peoples/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Семинар № 2
Тема: Художественная культура Средневековой Европы.

Цель семинарского занятия: осуществить поиск и критический отбор необходимой  информации в источниках различного типа, оценить художественные особенности наиболее выдающихся памятников культуры архитектуры Средневековой Европы, высказать о них собственное суждение.

Форма семинара: беседа развернутому плану, групповая работа

Форма отчетности: конспект, устные выступления,

Вопросы для обсуждения:
Романский стиль западноевропейского Средневековья
Романские монастырские базилики. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии. Либмургский собор в Германии. Пизанский собор и Пизанская башня в Италии. Книжная миниатюра.
Готическое искусство Средневековой Европы
Готический архитектурный стиль . Собор Нотр-Дам в Шартре. Церковь монастыря Сен-Дени. Капелла Сент-Шапель в Париже. Готическая скульптура как неотъемлемая часть ансамбля собора.

Литература и источники:
Основные источники:
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебное пособие для СПО. М., 2007.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебник для 10 класса (Электронный ресурс). М., Академия, 2008.
Соколова  Мировая художественная культура: учебник для вузов. М., Владос, 2008.
Дополнительные источники:
Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа. Сост. Н.В. Будур и И.А. Панкеев. М., 2000.
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: учебник для 10,11 класса. М., Владос, 2008.
Интернет-источники:
 1.Коллекция «Мировая художественная культура»
      http://artclassic/edu.ru
  2.Archi-tec.ru – история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура
    http://www.archi-tec.ru
  3.ARHTYX.ru.  Всеобщая история искусств.
    http://www.artyx.ru
  4. Мировое искусство
    http://www.world.art
   5. Замки Европы
   http://www/castles.narod.ru

Семинар № 3
Тема: Северное Возрождение

Цель семинарского занятия: осуществить поиск и критический отбор необходимой  информации в источниках различного типа, оценить художественные особенности Северного Возрождения и стилистические особенности наиболее выдающихся представителей эпохи и их вклад в развитие мировой художественной культуры, высказать о них собственное суждение.

Форма семинара: беседа по развернутому плану, групповая работа

Форма отчетности: конспект, устные выступления, синквейн

Вопросы для обсуждения:
Возрождение в Нидерландах
Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). Смеховой характер. «Битва Карнавала и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». Иероним Босх. Символика бестиария. Алтарные триптихи «Страшный суд», «Поклонение волхвов»
Возрождение в Германии
 Альбрехт Дюрер. Мистический характер. Гравюры из серии «Апокалипсис»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Картина «Четыре апостола».
Возрождение во Франции
Светский характер французского Ренессанса. Архитектура и интерьеры замка Франциска I и Генриха II в Фонтенбло как отражение новой эстетики.

Литература и источники:
Основные источники:
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебное пособие для СПО. М., 2007.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебник для 10 класса (Электронный ресурс). М., Академия, 2008.
Соколова  Мировая художественная культура: учебник для вузов. М., Владос, 2008.
Дополнительные источники:
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: учебник для 10 - 11 класса. М., Владос, 2008.
Интернет-источники:
 1.Коллекция «Мировая художественная культура»
      http://artclassic/edu.ru
1.Archi-tec.ru – история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура
    http://www.archi-tec.ru
2. ARHTYX.ru.  Всеобщая история искусств.
    http://www.artyx.ru
3. Мировое искусство
    http://www.world.art
4. Виртуальный музей живописи
   http://www.museum-online.ru
5. История изобразительного искусства.
   http://www.arthistory.ru/
   
Семинар № 4
Тема:  Романтизм как внутренний мир души человека

Цель семинарского занятия: осуществить поиск и критический отбор необходимой  информации в источниках различного типа, оценить особенности романтизма как художественного направления, определить вклад наиболее выдающихся представителей направления в развитие мировой художественной культуры, высказать о них собственное суждение.

Форма семинара: беседа по развернутому плану, работа в группах

Форма отчетности: конспект, устный выступления, кластер

Вопросы для обсуждения:
Романтизм в музыке
Музыка - ведущий жанр романтизма: песни (Ф. Шуберт), программные произведения (Г. Берлиоз), опера (Р. Вагнер), фольклор (И. Брамс).
Живопись романтизма
 Ее роль в оформлении жилого интерьера. Пейзаж в романтической живописи (К.-Д. Фридрих, У. Тёрнер). Революционный романтизм Ж. Л. Давид, Э. Делакруа и Ф. Гойи. Романтизм в русской живописи (О. Кипренский, В. Тропинин)

Литература и источники:
Основные источники:
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебное пособие для СПО. М., 2007.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебник для 10 класса (Электронный ресурс). М., Академия, 2008.
Соколова  Мировая художественная культура: учебник для вузов. М., Владос, 2008.
Дополнительные источники:
Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1998.
Даниэль С.М. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи. СПб., 2000.
Искусство: энциклопедический словарь школьника. Сост. П.Кошель. М., 2000.
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: учебник для 10-11 класса. М., Владос, 2008.
Русская живопись: энциклопедия под ред. Г.П.Конечна. М., 2003.
Сарабьянов Д.В. История русского искусства. М., 2001.
Интернет-источники:
 1.Коллекция «Мировая художественная культура»
      http://artclassic/edu.ru
2.Музыкальная коллекция
      http://music.edu.ru
3. «Культура России»
     http://www.russianculture.ru
4. Музеи России
    http://www.museum.ru
5. ARHTYX.ru.  Всеобщая история искусств.
    http://www.artyx.ru
6. Belcanto.Ru – в мире оперы.
    http://www.belcanto.ru
7. Классическая музыка
    http://www.classic-music.ru
8. Мировое искусство
    http://www.world.art
9. Виртуальный музей Лувр.
   http://louvre.historic.ru
10. Государственный Русский музей.
   http://www.rusmuseum.ru
11. Государственная Третьяковская галерея.
   http://www.tretyakov.ru
12. Государственный Эрмитаж.
   http://www.hermitagemuseum.org
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Семинар № 5
Итоговое семинарское занятие

Цель семинарского занятия: углубление и расширение знаний студентов по самостоятельно выбранной теме,  защита рефератов, проверка глубины понимания материала и сформированности исследовательских умений.

Форма семинара: защита рефератов

Форма отчетности: реферат, проект
           
Темы для самостоятельного изучения и рефератов:
Культура Доколумбовой Америки
Крито-микенская культура
Храмовое зодчество первых христиан  
Арабо-мусульманская художественная культура
Музыка и театр эпохи Возрождения
Музыка барокко
Театр французского классицизма
Эстетика Просвещения в музыке
Рококо в живописи и декоре
Рококо в архитектуре  России
Модернизм в музыке
Синтез в искусстве.
Театр и кино эпохи модернизма

Литература и источники:
Основные источники:
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебное пособие для СПО. М., 2007.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебник для 10 класса (Электронный ресурс). М., Академия, 2008.
Соколова.  Мировая художественная культура: учебник для вузов. М., Владос, 2008.
Дополнительные источники:
Баженова Л.М., Некрасова Л.М. и др. Мировая художественная культура 20 века (кино, театр, музыка). СПб., Питер, 2008.
Герман М.Ю. Модернизм. СПб., 2005.
Даниэль С.М. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи. СПб., 2000.
Даниэль С.М. Рококо. СПб., 2007.
Искусство: энциклопедический словарь школьника. Сост. П.Кошель. М., 2000.
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: учебник для 10-11 класса. М., Владос, 2008.
Русская живопись: энциклопедия под ред. Г.П. Конечна. М., 2003.
Сарабьянов Д.В. История русского искусства. М., 2001.
Энциклопедия искусства XX века. Сост. О.Б.Краснова. М., 2003 г.
Интернет-источники:
 1.Коллекция «Мировая художественная культура»
      http://artclassic/edu.ru
2.Музыкальная коллекция
      http://music.edu.ru
3.Архитектура России
     http://www.archi.ru
4. «Культура России»
     http://www.russianculture.ru
5. Музеи России
    http://www.museum.ru
6.Archi-tec.ru – история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура
    http://www.archi-tec.ru
7. ARHTYX.ru.  Всеобщая история искусств.
    http://www.artyx.ru
8. Belcanto.Ru – в мире оперы.
    http://www.belcanto.ru
9. Классическая музыка
    http://www.classic-music.ru
10. Мировое искусство
    http://www.world.art
11. Виртуальный музей живописи
   http://www.museum-online.ru
12. Виртуальный музей Лувр.
   http://louvre.historic.ru
13. Государственный Русский музей.
   http://www.rusmuseum.ru
14. Государственная Третьяковская галерея.
   http://www.tretyakov.ru
15. Государственный Эрмитаж.
   http://www.hermitagemuseum.org
16. Древний мир. От первобытности до Рима. Электронное приложение к учебнику по МХК.
   http://www.mhk.spb.ru
17. История изобразительного искусства.
   http://www.arthistory.ru/
18. Российская история в зеркале изобразительного искусства.
   http://www.sgu.ru/rus_hist/
19. Современная мировая живопись.
   http://www.wm-painting.ru
20. Энциклопедия Санкт-Петербурга.
   http://www.encspb.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13PAGE 15


13PAGE 141415