Разработка заданий по Информатике и ИКТ с использованием кадетского компонента 5-11 класс


Кадетский компонент в преподавании информатики и ИКТ
Хорош Г.И.,
учитель информатики
Задания по теме "Кодирование информации"
(5-7 класс)
При обучении информатики в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов определённой учебной деятельности, имеющих надпредметный характер: кодирование информации; моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.
В Кадетском морском корпусе предмет «Информатика и ИКТ» вводится с 5 класса, обучение направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 5 -7 классах необходимо решить следующие задачи:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов).
В этих условиях особую значимость приобретают такие формы и методы работы, как формирование умений работать с различными видами информации.
Представленные виды занятий являются определённым дидактическим материалом и могут быть использованы при изучении темы "Кодирование информации". Выбор тематики заданий обусловлен задачами реализации кадетского компонента и направлен на раннюю профилизацию учащихся 5-7 классов.
Предлагаемый материал имеет следующую структуру:
кодированная таблица
образец кодированного текста
задание к этим текстам.
Сборник кодированных текстов можно использовать целостно, как самостоятельный учебный материал, так и фрагментарно, отдельными задания на различных этапах уроков.
Задача 1.
Дана кодовая таблица флажковой азбуки:

Помогите раскодировать помощнику Врунгеля кодовое сообщение.

2. С помощью флажковой азбуки зашифруйте фразу "Учение да труд к славе ведут".
3. С помощью флажковой азбуки запишите свое имя и фамилию.Задача 2.
Дана кодовая таблица азбуки Морзе:

1. Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано (буквы отделены друг от друга пробелами)?
2. Закодируйте с помощью азбуки Морзе слова ИНФОРМАТИКА, ДАННЫЕ, АЛГОРИТМ.
3. Закодируйте с помощью азбуки Морзе свои имя и фамилию.
Задание 3
Русская семафорная азбукаСуществующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров.
Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Она не содержит цифр и знаков препинания. Их передача производится по буквам, словами. Например, цифра «7» будет передана словом «семь», а знак «,» — словом «запятая».
Каждой букве и условному знаку соответствует определенное положение рук с флажками. Семафорное сообщение состоит из слов, составленных из букв, изображаемых соответствующим положением флажков.
Русская
семафорнаяазбука Международная
семафорнаяазбука (рус/лат) Положение
флагов
А N
Б H
В B
Г F
Д Z
Е, Э C
Ж Y
З Q
И, Й D
К X
Л
М L
Н A
О G
П J
Р P
С E
Т R
У U
Ф V
Х I
Ц S
Ч M
Ш
Щ T
Ъ, Ь
Ы K
Ю O
Я W
1) Расшифруйте сообщение, переданное с корабля:

2) Составьте сообщение для передачи на корабль с иностранным флагом.
Зашифрованное сообщение разместите в текстовом документе используя картинки из файла "семофорная азбука". Разместите их в положенном порядке.
Примечание: Данную семафорную азбуку можно использовать также при выполнении физминутках на уроках информатики.
Задания по теме "«Табличные вычисления на компьютере»
(9-10 класс)
Практическая работа
Моделирование баллистического движения и исследование зависимости дальности полета снаряда от угла бросания
Ход работы
Цель работы: выяснить, как зависит дальность полета тела, брошенного под углом к горизонту от угла бросания через построение модели в электронной таблице.
Оборудование: компьютер с установленной ОС Windows .
I этап Постановка задачи. В процессе тренировок артиллеристов используются тренажеры по попаданию снаряда в определенное место полигона.
Цель. Задать начальную скорость снаряда V0 = 18 м/с. Исследовать дальность полета снаряда, брошенного под углом к горизонту, когда сопротивлением воздуха можно пренебречь.
II этап Разработка информационной модели.
Ускорение свободного падения направлено вертикально вниз, поэтому по оси Х движение тела будем считать равномерным. Это означает, что проекция скорости υх остается постоянной, равной ее значению в начальный момент времени υ0х. По оси Y движение является равнопеременным, так как вектор ускорения свободного падения постоянен. Следовательно, баллистическое движение тела можно рассматривать как результат сложения двух прямолинейных движений: равномерного движения по оси Х и равнопеременного движения по оси Y.
Закон равномерного движения снаряда по оси Х имеет вид:
х = х0 + υ0хt (1)
Закон равнопеременного движения по оси Y можно представить в виде:
y = y0 + υ0yt + аy t2 / 2 (2)
В выбранной системе координат
x0 = 0; y0 = 0; υ0х = υ0 cos α; υ0y = υ0 sin α.
Ускорение свободного падения направленно противоположно оси Y, поэтому
ay = -g.
Подставляя x0, y0, υ0х, υ0y формулы (1) и (2), получаем закон баллистического движения в координатной форме:
x = (υ0 cos α) t; y = (υ0 sin α) t - g t2/ 2.
III этап Построение компьютерной модели.
Порядок выполнения работы.
1) Постройте в ЭТ таблицы подобные образцу
2) Занесите числовые значения в ячейки В1 и В2 соответственно обозначениям.
V0 = 18 м/с
g = 9.8 м2/с
2) В ячейку G2 запишите величину угла – 40о, в Н2 - формулу (= РАДИАНЫ(G2)) для получения радианной меры градусной величины угла .
3) используя автозаполнение для диапазона ячеек А10:А30, занесите значения времени t от 0 до 3 с шагом 0,2.
4) Для построения значений Х1 – дальности полета, в ячейку В10 занесите формулу: =$B$1*COS($H$2)*A10
5) Для построения значений Y1 – высоты полета, в ячейку С10 занесите формулу: =$B$1*SIN($H$2)*A10-$B$2*A10^2/2
6) Заполните всю таблицу, используя функцию автозаполнение.
В зоне построения графика, заранее подготовленной, по расчетной таблице выстроен График 1
IV этап Проведение эксперимента.
1) Изменяя величины углов, 30 и 80. Запишите в таблицу № 1 величины дальности полета. Запишите результат анализа.
2) Изменяя величины углов, 23 и 67, 35 и 55. Запишите в таблицу № 1 величины дальности полета. Запишите результат анализа.
3) Задайте величину 45о. Запишите в таблицу № 1 величину дальности полета. Запишите результат анализа.