Методическая статья Реализация здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе


Реализация здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе. Практические аспекты.
В современном мире приоритетным становится забота о здоровье и его укреплении – это естественная потребность культурного человека.
Формировать культуру здоровья можно не только на уроках физической культуры, но и историко-обществоведческого цикла, учащимся приходится много читать, писать, а потому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Обществознание – очень жизненный предмет, способствующий социализации личности, он вмещает в себя всю мудрость и весь исторический опыт народа. Он позволяет задействовать для саморазвития и воспитания личности крылатые выражения и поговорки на все случаи жизни. Их можно объединить в «Копилку мотивирующих афоризмов». В рамках недели историко-обществоведческих наук мы с ребятами экспонируем по всей школе иллюстрированные листовки следующего содержания:





Так же увлекательным для учащихся занятием является подбор «здоровьесберегающих» афоризмов. Желательно, чтобы ученики завели такую «Копилку» дома, в личном компьютере и делали в ней записи:
 Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды”,
“По яблоку в день – и доктор не нужен”,
“Ешь просто - доживёшь лет до ста”,
«Здоров на еду, да хил на работу».
«Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест».
На уроках обществознания полезны мини-диспуты по анализу привычек и традиций, собственных, семейных, общества в целом, с привлечением пословиц и поговорок на тему «Здоровье»:
«В здоровом теле здоровый дух»,
«Отдых – это перемена занятий»,
«Здоровье женщины – здоровье нации» и т.д.
«Пешком ходить - долго жить»,
«Будешь двигаться - через хребет перевалишь, будешь сидеть - в яму скатишься»,
«Систематически заниматься спортом - значит заботиться о своём здоровье»,
«Воздух, солнце и вода – три кита здоровья».
«Хороший смех оздоравливает душу»,
«Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём»,
«Улыбка – лучшая таблетка».
Чтобы формировать ценности здоровья учащихся через содержание уроков, целесообразно проводить презентации мини-проектов на темы: « Что такое здоровье», « Что может человек – что могу я?», « А мир прекрасен если…», « Мое поведение и мое здоровье» и т.д.
На уроках широко использую для анализа, в качестве практических, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни и мышления, спорт, туризм, экологическое мышление , бережное отношение ко всему живому.
С точки зрения популяризации ЗОЖ и общего развития учащихся эффективны рубрики урока «Информация к размышлению» или «Знаете ли вы?»
Тут важен и сам подбор заданий по определенной тематике, связанной с философией здоровья, спортом. Например, при изучении темы: «Спорт в Древней Греции» можно детям предложить такой текст:
 В Древней Греции огромное значение придавали силе и красоте гармонически развитого тела. Недаром именно здесь зародились олимпийские игры... Это было одно из наиболее почитаемых празднеств Эллады. Победители олимпийских игр пользовались исключительным почётом и уважением. В их честь сочинялись хвалебные оды, им ставились памятники. Спортсмены освобождались от налогов и пожизненно обеспечивались питанием за счёт государства. Олимпийские игры считались праздником мира. Во время их проведения прекращались все военные действия между враждовавшими государствами.
 Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго дозировать объём всех видов информации, тестов и бесед.
На своих уроках использую динамические паузы, смену видов деятельности, рациональное использование видов деятельности на уроке, приёмы морального стимулирования и поощрения.
Насколько полученные здоровьемотивирующие знания эффективны и применимы на практике, покажет время, но уже сейчас очевидно одно – учебно-воспитательный процесс таким образом становится более комфортным для его участников, творческим, увлекательным.
Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №32 Бурмистрова Ирина Владимировна