Мастер класс Использование научно-исследовательских технологий в работе с одарёнными детьми.


Методический семинар на конкурс: «Учитель года – 2016»  Использование научно – исследовательских технологий в работе с одарёнными детьмиВыполнила: Шайхисламова Гульнара АмержановнаПедагог дополнительного образования МАОУ ДОД «ДДТ» МР Учалинского района Республики Башкортостан «Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли, требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»  Сухомлинский  В. А. Актуальность темыВ целях обеспечения развития общего образования с сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны был введён Федеральный государственный образовательный стандарт.На сегодняшний день в Доме детского творчества принята основная образовательная программа, компонентом которой является работа с одаренными детьми. Образовательный процесс и его направления корректировались в соответствии с потребностями детей данной категории в сторону расширения, усложнения, систематизации.Именно на таких детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Именно одаренные дети являются опорой для процветания общества. О Основные проблемы в организации работы с р одарёнными детьмиОтсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;Ориентация образования на «уравнение» под «среднего» без прогноза на индивидуальное развитие;Функционально- целевая направленность образования в плане развития интеллекта. Основные признаки одарённых детейДемонстрацией ранней зрелости;Последовательном поведением, собственном и самостоятельным обучением;Внутренней мотивированной жаждой знаний, повышенным интересом, высокой концентрацией. Категории одарённых детей:Дети с высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении целиДети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области  знаний, дисциплин. Дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в обучении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству. Цель семинара: Создание необходимых методических условий для выявления , развития и сопровождения одарённых детей. Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;принцип возрастания роли внеурочной деятельности;принцип индивидуализации и дифференциации обучения;принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога;принцип свободы выбора обучающихся помощи, наставничества. Формы деятельности педагога при работе с одарёнными детьми: учебно-педагогическая диагностика; разработка индивидуальных стратегий обучения; индивидуальное консультирование. Список профессиональных умений педагога для работы с одарёнными детьми: Помощь одаренным детям в самореализации: Гибкий и мобильный учебный планНезависимое продвижение при изучении отдельных предметов.Планирование и принятие решений самими воспитанниками.Конструирование учебного плана на базе интересов обучающихРабота по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничестваСистема творческих конкурсов, фестивалей, олимпиадДетские научно практические конференции и семинары Не существует сколько – нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой исследовательской работе. А. Н Колмагоров Задачи научно – исследовательской работыактуализация исследовательской потребности учащихся;вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность ;помощь в выработке индивидуальной стратегии познания;создание условий, стимулирующих познавательную активность;повышение результативности изучения предмета;развитие личностных, метапредметных и надпредметых умений учащихся через проектно-исследовательскую деятельность. Виды проектов Информационные поисковые проекты – предлагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления: доклада или реферата ;Исследовательские проекты – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез ;Продуктивные – дают возможность воспитанникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газет, видеофильма, плаката, рисунка и т.д.;Практико-ориентированные – направляют действия учащихся на решение реальных проблем. ИК- технологии (ЭОР) использование компьютера при подготовке и проведении занятий; использование электронных учебников; использование ресурсов сети Интернет;  Цель экологического образования:понимание проблем окружающей среды;развитие критического отношения у обучающихся к результатам деятельности человека;развитие у обучающихся  умения  анализировать собственное поведение в природе;формирование личной ответственности обучающихся за состояние окружающей среды;развитие умений и навыков у обучающихся проводить исследовательскую деятельность (ставить задачи и решать их). Основные принципы экологического образования:принцип целостности (формирования понимания единства мира);принцип межпредметных связей (раскрывающих единство и взаимосвязь окружающего мира);принцип непрерывности (вовлечение детей всех возрастов);принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующих вовлечению обучающихся в исследовательскую деятельность;принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой Результаты работы проектно – исследовательской технологий: Ребята научились навыкам работы с тестовыми заданиями различного характера, что показывает предметную направленность. Обучающие могут самостоятельно разбираться в научно-популярной литературе, анализировать и делать итоги, выводы, высказывать свою точку зрения, аргументировать факты, связывать разнообразную информацию. А это надпредметная компетентность обучающихся. Ребята изучили правила оформления научно-исследовательских работ. Обучающиеся научились сотрудничеству, толерантности, коллективному созидательному творчеству. Скажи мне, и я забуду,Покажи мне, и я запомню,Дай мне действовать самому,И я научусь (Древнекитайская мудрость). Спасибо за внимание!