СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ.
Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Трудно растить детей в сложном современном мире. Сегодняшнее общество очень сложное. Оно насыщено экономическими и политическими кризисами. На семью извне давит множество социальных, материальных и других проблем. Под этим натиском очень трудно сохранить благоприятный климат, который так необходим для полноценного развития личности ребенка, а особенно в дошкольном детстве, ведь детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.
Искусство воспитания имеет одну особенность: всем оно кажется делом знакомым, понятным и легким. И чем менее человек знаком с теорией и практикой воспитания, тем легче оно ему кажется. К сожалению, до сих пор в подходе к воспитанию у родителей преобладает подобное мнение.
Передо мной встает вопрос - как привлечь внимание родителей к ценным советам, как предотвратить отчуждение семьи от детского сада, семьи от интересов творческого и свободного развития личности ребенка. Для того, чтобы определить круг проблем и наметить пути решения я использую некоторые методы исследования семьи, а именно беседу и анкетирование
После обработки результатов анкетирования выявились некоторые негативные тенденции: молодые родители не стремятся зарегистрировать свои отношения, браки через короткое время распадаются и дети растут в неполной семье.
Серьёзной проблемой является занятость родителей. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
В беседе со мной родители очень часто подчеркивают, что им не хватает времени на выполнение всего того, что необходимо ребенку. Действительно, нельзя не согласиться с тем, что у современных родителей нет избытка времени. Однако мои наблюдения показывают, что увеличение того количества времени, которое родители проводят со своими детьми, само по себе не приводит к повышению эффективности воспитания. Не время, как правило, ограничивает родительскую любовь, и проблема не только в количестве времени, сколько в его содержании.
Все чаще приходится сталкиваться с проблемой низкого образовательного уровня родителей. Достаточно частыми становятся случаи запущенности ребенка в семье. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Считаю, что должна работать так, чтобы родитель смог:
•Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
•Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
•Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
•Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.
В работе с родителями я использую много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.
Одной из эффективных форм работы с родителями я считаю родительские собрания, где обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы. При подготовке к родительскому собранию я придерживаюсь следующих правил:
собрание должно быть целенаправленным;
отвечать запросам и интересам родителей;
иметь четко обозначенный практический характер;
проводиться в форме диалога;
Подготовку к собранию веду по определенному плану:
анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются родителями дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.
при необходимости, с детьми изготавливаем приглашения каждой семье (в виде аппликации, рисунка, открытки и т.д.).
изготовление памяток, буклетов с советами на тему собрания.
При проведении собраний учитываю потребность родителей в знаниях, а чтобы они не являлись пассивными слушателями, организую различные обсуждения, «размышлялки» такие как- «здоровье моего ребенка-это…» или « мой ребенок счастлив, когда…», даю небольшие групповые задания- например: составьте схему вашего общения с ребенком дома. Родители становятся особенно активными, если использовать игровые упражнения, тренинги: "Верно - неверно", кокон, солнышко. и т.д.
Вошло в традицию, рассаживать родителей на те места, где сидит их ребенок. Это рационально: родитель наглядно узнает, где сидит его ребенок, видит его рабочее место, аккуратно ли оно содержится, может ознакомиться с родителями соседа по столу
Я активно использую в своей работе с родителями разнообразные формы . Их вы видите на экране.
•Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;
•Педагогические беседы с родителями;
•Круглый стол с родителями;
•Тематические консультации;
•Конференции с родителями;
•Совместные досуги;
•Буклеты, памятки
•Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей;
•Организация “уголков для родителей”,папки-раскладки;
•Посещение семьи;
•Оформление витрин (фотомонтажей);
•Дни открытых дверей;
•Родительские университеты;
•Работа с родительским активом группы.и тд.
Но мне хочется остановиться на одной из интересной и эффективной форме работы с родителями -это выполнение творческих заданий совместно с детьми. Например « Счастлив тот, кто счастлив дома». Работа предполагалась в интересной, необычной форме представить свою семью. Была организована выставка не только в группе, но и выставлена на городской конкурс « Я и моя семья» в городской библиотеке. Данная работа была отмечена грамотой. Такая совместная творческая деятельность не только объединила нас, но и принесла свои плоды. Родители стали более общительнее, пошли на контакт со мной, стали предлагать свою помощь.
Я считаю, что благодаря правильно выбранным формам работы - родители в моей группе стали более заинтересованны в успехах своих детей, в жизни группы.
С большим интересом родители участвуют вместе с детьми в творческих проектах:
городские конкурсы рисунков :" Годы опаленные войной", " Мы живем на Баме", "В Резиденции Деда Мороза",
участие в акции по изготовлению листовок посвященных 9 мая , которые расклеили по всему городу, а также городской конкурс листовок "Спорт - альтернатива вредным привычкам", Олимпиада Сочи 2014"
III место в городском конкурсе «Безопасная дорога» занял рисунок Солодковой Влады.
участие во всероссийском конкурсе рисунков "Русская народная сказка"
приняли активное участие в городском конкурсе поделок из овощей "Наш веселый урожай".
В современном образовании появляются новые, инновационные технологии, но ни одна, даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективна, если в этой системе нет места семье. Ребенок не может существовать вне семьи. Если дошкольное учреждение и семья “закрыты” друг для друга, ребенок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание неуверенность.
Я считаю, что эти две значимые для ребенка системы должны стать открытыми. Это не означает, что дома должны быть созданы условия как в детском саду, а детский сад будет решать проблемы семьи. Главной должна стать атмосфера добра, доверия, и взаимопонимания между педагогами и родителями. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка.
И еще об одном моменте в работе с родителями мне хотелось бы сказать. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. И в этом нуждаются наши родители. “Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях”, - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это сказано точно. В конце года на последнем собрании мы с родительским комитетом отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.
Несмотря на различия всех этих форм, их объединяет одно назначение – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.
В заключении я хочу сказать, что выбранные мною формы работы с родителями не могут быть стандартом, думаю, они должны быть гибкими к запросам семьи. И если мы привлечем родителей к взаимодействию, преодолеем сопротивление, нежелание, настороженность, то работа даст удовлетворение, внесет перемены в отношениях родителей и педагогов.
И основное правило в работе с родителями – никогда не жалуйся, не говори о ребенке плохо. Мы одна семья, мы вместе и навсегда!