Выступление на семинаре Современные формы работы с семьей по формированию у дошкольников толерантности


Муниципальное автономное дошкольное
Образовательное учреждение
Современные формы работы с семьей
по формированию у дошкольников толерантности.
Воспитатель: Гараева Л.Х.
МАДОУ №44 «Золушка».
Г. Наб. Челны
г. Набережные Челны 
Преобразования, происходящие не только в педагогической науке, но и педагогической практике, обусловлены стремлением к изучению новых возможностей дошкольного детства, к поиску инновационных форм, методов организации и управления дошкольным образованием.
Использование проектного метода позволяет создать в ДОУ условия для планомерной и эффективной образовательной работы. Проектный метод позволяет объединить детей, родителей, воспитателей в совместной деятельности [1].
Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли не только люди самостоятельные, но и обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции. Формирование основ толерантной культуры у старших дошкольников базируется на обучении их навыкам бесконфликтного взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Воспитание у дошкольников толерантного взаимоотношения между детьми обеспечит в дальнейшем их успешную адаптацию и к условиям обучения в школе.
Понятие толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «...проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Таким образом, толерантность имеет социально активную окраску и рассматривается как условие успешной социализации.
Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур. Таганрог – город со сложившимися традициями толерантности во взаимоотношениях представителей разных народов, вероисповеданий, с особым укладом дружелюбия и взаимопомощи. Этническая принадлежность семьи, её социально-экономический статус – важные факторы в развитии ребёнка, влияющие на стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы и, в итоге на индивидуальность человека в целом. Не различия сами по себе порождают проблемы, а отношения к ним отдельных людей и общества в целом.
В связи с вступлением в силу «Федеральных государственных требований...» воспитание толерантности отражено в образовательных областях «Социализация» и «Коммуникация» и является обязательным для любого дошкольного образовательного учреждения. Формирование толерантного взаимодействия у детей начинается в совместной деятельности с взрослым, в том числе и в стенах дошкольного образовательного учреждения.
Педагоги дошкольного учреждения знакомят детей с традициями, духовными ценностями, вводят ребёнка в социальную систему взаимоотношений. От взрослого зависит характер взаимоотношений между детьми в коллективе. Чем более неоднородным становится общество, тем труднее становится поддерживать мир и спокойствие в нём.
Учитывая специфику нашего ДОУ, где 50 % старших дошкольников имеют тяжёлые нарушения речи (ТНР), проблема формирования толерантной культуры стоит особо остро. Дети с ТНР испытывают значительные трудности в коммуникации, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка; неспособность к построению развёрнутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленная недостатками когнитивно-речевой деятельности. Это в значительной мере затрудняет процесс социализации таких детей. Воспитание толерантности, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребёнка, особенно с недоразвитием речи, может и должно служить средством в коррекционно-развивающей работе.
Учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели как субъекты образовательного пространства, создают условия, обеспечивающие эффективность воспитания толерантности дошкольников:
систематические комплексные занятия, с учётом специфики использования различных методов и средств развития у детей представлений о толерантном поведении;
осуществление дифференцированного личностно-ориентированного подхода к дошкольникам, в том числе и с особыми образовательными потребностями, и вовлечение их в разнообразную практическую деятельность с целью обеспечения интеграции с социокультурной средой общества.
Учитывая актуальность обозначенной проблемы, возникла необходимость создания динамической системы взаимодействия детского сада и семьи, направленной на формирование социокультурной толерантности, способствующей развитию гармоничной личности.
Оптимальной формой работы считаем реализацию педагогического проекта «Формирование основ толерантной культуры старших дошкольников».
Цель: формирование основ толерантной культуры личности дошкольника.
Задачи:
Систематизировать работу по развитию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего и других народов.
Содействовать формированию толерантного поведения дошкольников, через развитие коммуникативных способностей посредством народных игр.
Организовать систему взаимодействия детского сада и семьи по данной проблеме.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста общеобразовательных и логопедических групп, родители, воспитатели, педагог-психолог учитель-логопед.
Предполагаемый результат: создание условий для приобретения детьми навыка бесконфликтного социального взаимодействия и развитие у старших дошкольников навыков коммуникации.
Принципы реализации проекта: системность, учёт специфики работы с детьми дошкольного возраста, интеграция в работе детского сада и семьи.
Деятельностно-процессуальный подход к реализации проекта:
Деятельность педагогов: диагностируют, создают условия, модифицируют дидактический материал, анализируют, оценивают результат проекта.
Деятельность детей: создают, обучаются, выполняют, контролируют.
Деятельность родителей: участвуют в проектах, развлечениях, беседах.
Методы проекта – диагностика, анкетирование, наблюдение, беседы, консультации. А также проведение тематических занятий, развлечений, народных игр.
Основные формы реализации проекта:
1. Изучение особенностей когнитивного и эмоционального компонента толерантности старших дошкольников.
2. Обобщение опыта работы педагогов ДОУ в систему воспитания толерантной культуры.
3. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей.
Организация условий:
Педагогическая поддержка интереса дошкольников к культурно-историческому наследию разных народов;
Осознание педагогами и родителями важности культурного многообразия для самореализации личности ребёнка;
Развитие умений и навыков бесконфликтного взаимодействия носителей разных культур посредством игровой деятельности.
Повышение педагогической компетенции через умение вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, страны, этнической группы.
Этапы работы над проектом:
1. Организационный:
Провести анализ проблемы, поставить цель и определить задачи проекта.
Выявить национальный состав семей воспитанников детского сада.
Установить партнёрские взаимоотношения педагогов с родителями:
– беседы и просмотры домашних праздников (фотоматериалы);
– анкетирование родителей (выявить особенности отношения родителей к проявлению этнотолерантных установок и выявление знаний родителей о необходимости, задачах, средствах и методах воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста).
Изучить особенности проявления толерантности у детей 5–7 лет:
– определить уровень знаний детей о расовых, национальных и культурных особенностях людей;
– определить уровень развития эмоционального компонента толерантности у старших дошкольников;
– выявить уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.
2. Формирующий:
Воспитание любви и уважения к своей Родине, нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, родителям.
– цикл тематических занятий по группам: «История моей семьи», «Моя страна и её соседи», «Генеалогическое древо семьи», «Мои друзья»;
– защита детских проектов «Древо моей семьи»;
– развлечения с детьми: «Русские народные игры», «Игры разных народов»;
– игровой тренинг «Пойми меня»;
– консультации для родителей: «Диалог с ребёнком» (деловая игра), «Воспитание толерантности – основа современного культурного общества»;
– семинар-практикум для педагогов «Не оценивать, а ценить» с элементами тренинга эффективного взаимодействия;
– конкурс народных игр (педагоги – дети – родители).
3. Обобщающий:
Становление ценностного отношения, интереса к культуре родной страны, своего этноса и других народов и национальностей.
– развлечение «Сказки разных народов»;
– презентация детско-родительских проектов «Народный костюм»;
– «Праздник народной игры»;
– презентация проекта в рамках педагогического совета, родительского собрания;
Оформление в виде буклета-публикации для родителей.
Обновление картотеки народных игр [3].
Библиографический список
 
1. Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности : учеб.-метод. пособие. –  М. : Академический проект, 2004. – 240 с.
2. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика. – Ростов н/Д. : Изд-во РГПУ, 2003.
3. «Диалог культур» : проект программы поликультурного образования детей 3–7 лет. – Тимашевск, 2012. – 117 с.