Проект по технологии Авоська из полиэтиленовых пакетов


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Одинцовская средняя общеобразовательная школа №3
Областной конкурс научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся «Юный исследователь»
Секция: Экологическая
Тема:
«Авоська из полиэтиленовых пакетов»
Автор работы: Седлова Дарья Сергеевна, 13 лет
Научный руководитель: Талалаева Галина Викторовна
Одинцово
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ стр.
I. Введение ……………………………………………………………….. 2
II. Основная часть ……………………………………………………….. 3
История создания пакета……………………………………… 4
Экологические проблемы, связанные с полиэтиленовыми
пакетами ………………………………………………………….. 5
Исследование, анализ проблемы …………………………….. 6
III. Технологическая часть ……………………………………………….. 8
IV Экономическая часть ……………………………………………….... 9
V. Реклама ………………………………………………………………. 11
VI. Заключение – Вывод ……………………………………………….. 11
VII. Литература …………………………………………………………. 11
VIII. Приложения ……………………………………………………….. 12
 «Человечество погибнет не от атомной бомбы
и бесконечных войн, оно похоронит
себя под горами собственных отходов».
Нильс Бор
ВВЕДЕНИЕ
В нашей жизни есть много действий, которые мы выполняем не задумываясь. Например, почти каждый день, приходя в магазин, мы покупаем продукты, упаковываем их в пакет, а, придя домой, перекладываем в холодильник. А пакет? Он отправляется в мусорное ведро. На этом его полезная для нас жизнь заканчивается. И начинается совсем другая, которую сложно даже представить. Трудно представить себе жизнь без полиэтиленового пакета. Он всегда под рукой, под ногой, на земле, в воде или, как флаг, болтается на ветру в кустах. С каждым днем пакетов становится все больше. В среднем «жизнь» пакета в человеческих руках длится полчаса.
То, что мы превратили Землю в сплошную мусорную свалку, ни для кого уже не новость. И ничего, живём же. Но, оказывается, не замечаем, что всё вокруг утыкано минами замедленного действия. И речь в данном случае идёт о безобидном, казалось бы, предмете нашего быта - пластиковых пакетах. Они, как известно, бывают разные - и маленькие прозрачные, и красивые цветные, и самые огромные чёрные, в которых люди выволакивают всё ненужное к подъезжающей в конкретный час мусорной машине. Во всём мире пакетами пользуются каждый день миллионы людей. Среди материалов, которые человечество создало за тысячелетия своей истории, полиэтилен стал настоящей революцией. Гибкий, прочный, не пропускает воду, легко окрашивается, дешевый… Настоящий технологический переворот.
А медленно разлагаться на свалке (и это еще в лучшем случае!), выделяя вредные вещества, самый обычный полиэтиленовый пакет будет более 150 лет. И срок, в течение которого он будет приносить вред, в 2 миллиона 628 тысяч раз длиннее того срока, который он принес пользу. И, когда типичный пакет-«майка» исчезнет с лица земли, правнуки того, кто им некогда воспользовался и в тот же день забыл об этом, уже успеют состариться.
Пластиковые пакеты, если их разбрасывать, а не перерабатывать, представляют серьезную опасность, для сохранения богатств природы. И я подумала, если мы не в силах сейчас найти альтернативу пластиковым пакетам, так давайте попробуем уменьшить негативное влияние путем многоразового использования уже произведенных пакетов.
Цели исследования:
Пробуждение интереса сверстников и взрослых к экологическим проблемам, которые связаны с использованием полиэтиленовых пакетов.
Задачи исследования:
выяснить, насколько вредными для окружающей среды оказались свойства полиэтиленовых пакетов;
увеличить срок эксплуатации полиэтиленовых пакетов на благо человека.
Используемые методы исследования:
анализ различных источников информации;
работа с фотоматериалами, документами;
технологический метод.
Актуальность проблемы:
Когда-то, лет тридцать назад, в качестве упаковочного материала преобладала бумага. Но потом появился пластик:
- удобный;
- гигиеничный;
- экономичный (электроэнергии меньше тратится);
- экологически выгодный (не надо деревья уничтожать);
- предмет многоразового пользования;
- лёгкий по весу;
- компактный.
Преимуществ - масса! Со временем пакеты стали ещё и рекламой фирмы, магазина, так что их стали распространять бесплатно.
Как результат столь длительного использования пакетов – вся земля засорена этим великолепным изделием, и это касается нашего любимого и родного уголка, где мы живем. Вот они - всегда под рукой, под ногой, на земле, в воде или, как флаги, болтаются на ветру в кустах. Я думаю, что мало кому хочется, чтобы это было так, поэтому, исследовав эту проблему, я могу предложить попробовать ее решить, хотя бы частично.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
История создания пакета
Пакеты являются самым популярным видом упаковки для малогабаритной продукции. Однако мало кто знает, что созданы они были сравнительно недавно, примерно в середине 19-го века.
До того момента, люди складывали покупки в корзины, сумки, сундучки и полотняные мешки. Это было удобно, пока преобладала оптовая торговля. С концентрацией населения в городах, стала развиваться реализация товаров в розницу. У владельцев торговых точек на первое место встал вопрос, каким образом упаковывать для продажи сыпучие товары.
Первыми сориентировались британские производители бумаги. Зная, что в 1859 году изобретатель Уильям Гудейл запатентовал машину для производства пакетов из бумаги, они применили новую технологию и начали изготовление кульков. На каждый кулек наносилось название продукта. Но при всех плюсах, назвать кульки практичной тарой можно было лишь с большой натяжкой. Проблему решил изобретатель Лютер Кроуэлл. Он придумал бумажный пакет с плоским дном, и в 1870-м году запатентовал технологию его изготовления. Новинка зарекомендовала себя великолепно. Сначала пакеты были однотонными, но потом на них начали наносить рисунок, используя плоскую печать. Таким образом, владельцы магазинов получили возможность размещать на упаковке свою рекламу. Позднее, к пакетам стали приделывать ручки. Форма же оставалась неизменной. Бумажными пакетами с плоским дном во всем мире пользуются и сегодня, разнятся лишь виды бумаги, способы печати изображения и технологии художественной обработки [1].
Альтернативы бумажному пакету не существовало до 1957 года, когда в США была разработана и запущена первая в мире автоматическая машина для производства пакетов с боковыми швами из недавно изобретенного материала – полиэтилена. Скоро упаковка нового вида поступила в продажу и тут же потеснила бумажные пакеты с рынка. Начался настоящий полиэтиленовый бум. В 1966 году уже 30 % хлебобулочных изделий в США фасовались в полиэтиленовые пакеты. В США начался полиэтиленовый бум, плавно перешедший в Европу. В 70х годах появились первые пакеты с ручками и тогда же Западная Европа производила 11,5 миллионов пакетов в год. А в начале 80х появился популярный ныне пакет «майка». В 1996 году полиэтиленовые пакеты заняли 80% рынка упаковки [2].
В нашей стране полиэтиленовые пакеты начали появляться в обиходе где-то в конце 50-х – начале 60-х годов. В него можно было завернуть бутерброды, носить в кармане на случай непредвиденной покупки вместо авоськи. Его берегли, мыли, сушили и использовали многократно.
Сегодня в мире, по самым приблизительным оценкам, используется около 4 млрд. полиэтиленовых пакетов и сумок, но еще больше пакетов уже использовано и переполняет поистине вечные свалки, все туже затягивают вокруг городов «пластмассовую петлю» …
Однако, уже к концу 80-х гг. экологи начали бить тревогу. Дело в том, что полиэтилен имеет длительный период разложения, а его уничтожение теми методами, которые применяются сейчас, наносит вред окружающей среде. Во многих странах, таких как Бангладеш, Индия и Китай, выпуск пакетов был существенно сокращен, а в Ирландии власти ввели налог на полиэтиленовые пакеты, чем в несколько раз уменьшили их потребление.
Теперь ученые работают над созданием недорогих в производстве пакетов, которые не будут ухудшить экологическую ситуацию. Осенью 2004 года в Великобритании были запущены в производство первые в мире биоразлагаемые пакеты для хлеба. Новый материал, из которого производятся пакеты, распадается на углекислый газ и воду за четыре года. А в Норвегии крупные столичные универмаги оснастили само ликвидирующимися пакетами для пищевых продуктов. Они изготовлены из полимера на основе кукурузного крахмала, выдерживают большой вес и не наносят ущерба природе. Единственным недостатком этой упаковки является ее дороговизна. Но пока изобретения ученых еще не поступили в массовое производство, полиэтилен продолжает пользоваться огромным спросом, и конкурировать с этой упаковкой могут только старые добрые бумажные пакеты.
2. Экологические проблемы, связанные с полиэтиленовыми пакетами
К недостаткам полиэтиленовых пакетов относят то, что они производятся из важнейших невосстанавливаемых природных ресурсов - газа, угля, нефти. Кроме того, они очень долговечны и с трудом разлагаются, что серьезно угрожает нашей экологии. После 10-12 лет службы прочность полиэтилена уменьшается всего на 25%. В этом-то и беда, что сослужив свою короткую службу и оказавшись в придорожной канаве, реке или на свалке, полиэтиленовые изделия остаются там на многие десятилетия. Не солнечные лучи, не влага, не природные микроорганизмы до сих пор не могут справиться до конца с первыми их образцами, как справляются они с бумажной, деревянной и даже металлической упаковкой. Тем временем производятся в больших количествах новый и новый полиэтилен, а использованный никуда не исчезает и накапливается в больших количествах. Пора понять, что природа не в состоянии переработать этот материал – он ей чужероден и наносит очень большой невосполнимый ущерб флоре и фауне нашей планеты.
Согласно исследованиям, проведенным учеными, пакеты из полиэтилена уже составляют около 9% мусора. Срок разложения полиэтилена составляет более 500 лет, а при сжигании полимерных материалов выделяются ядовитые канцерогенные и мутагенные вещества, способствующие развитию в организме человека раковых клеток и возникновению генетических мутаций [3].
Брошенные пакеты разносятся ветром, забивая ливневые стоки и нарушая работу городских коммуникаций. 
Катастрофический вред наносят пакеты живым организмам планеты. Рыба в море или корова на лугу заглатывает эти пузыри и погибает, поскольку у неё закупоривается пищеварительный тракт. Черепахи тоже в числе жертв – они, видимо, принимают пластиковые кульки за медуз.
Немного статистики…
По данным Комитета ООН по охране природы, ежегодно пластиковые отходы становятся причиной смерти 1 миллиона птиц, 100 тысяч морских млекопитающих и неисчислимого количества рыб.
Примерно 6 миллионов 300 тысяч тонн мусора, большую часть которого составляет пластик, ежегодно сбрасывается в мировой океан.
Почти каждый кусочек, КОГДА-ЛИБО произведенного пластика, до сих пор существует (4).
Функциональная «жизнь» упаковки невелика, и она очень быстро отправляется на свалки, часто стихийные. Все это создает огромную проблему: сейчас ежегодно население земного шара увеличивается на 1,5-2 %, зато объем мусорных свалок — на 6%!
Избавиться от использованного пластика практически невозможно. До недавнего времени существовало лишь два пути решения проблемы: захоронение и сжигание пластикового мусора. Но пластик не разлагается в почве, а при его сжигании выделяются крайне токсичные для человека вещества и выделяется большое количество углекислого газа, разрушающего озоновый слой. Проникая в почву, «отрава» попадает в грунтовые воды, а потом и в водопровод. Ученые находят пластик уже в организмах прибрежных океанских морских животных и рыб, откуда для него прямой путь в организм человека.
Вынося из дома мусор, мы редко задумываемся о том, что же с ним происходит дальше. А происходит вот что: в России бытовые отходы свозятся либо на специальные полигоны, либо идут в печь мусоросжигательных заводов (МСЗ). Оба способа малоэффективны для борьбы с все более возрастающим объемом отходов, кроме того – они наносят немалый вред окружающей среде. Даже обустроенные по последнему слову техники полигоны создают целый комплекс экологических проблем.
Срок службы полиэтиленовых пакетов очень короток. И здесь возникает вопрос об их вторичном использовании или утилизации. B чем плюс такого изделия? A в том, что мы помогаем продлить жизнь изделиям, которые при утилизации загрязняют природу. Мое изделие можно использовать долгое время, не отправляя его на утилизацию. Полиэтилен со временем не ссучивается, не перетирается, не сваливается, а это значит, что изделие можно распустить и связать новое.
Исследование, анализ проблемы
Мне понравилось несколько идей, которые я подсмотрела в Интернете [5,6].
Во всех моделях не хватало, по моему мнению, современности, молодежности. И я сделала эскиз авоськи-клача (Приложение 1).
Требования к изделию
1. Доступная технология изготовления.
2. Небольшой расход материала.
3. Интересный внешний вид.
4. Функциональное в пользовании.
5. Невысокая стоимость материалов.
6. Полезно для всех членов семьи.
7. Степень сложности вязания.
Выбор лучшей идеи
Идея Критерии выбора Сумма баллов
1 2 3 4 5 6 7 1 (авоська простая) + + - + + + + 6
2 (авоська ажурная) + + + + + + - 6
3 (авоська с длинными ручками+ + - - + + + 5
4 (авоська складная) + + + + + + + 7
Вывод: оценив все результаты, я решила связать авоську раскладную.
Теперь мне нужно ответить на несколько вопросов.
Что такое авоська? Я задала этот вопрос в поисковой системе Интернета и на сайте www.wikipedia.org прочитала, что авоська или сетка — разговорное название сетчатой, сплетённой из верёвки хозяйственной сумки, используемой преимущественно для посещения магазинов.
Какие авоськи бывают по внешнему виду? (с ручками, на веревке, с узором).
Из чего можно связать авоську? (из веревки, прочных ниток, синтетических материалов, полиэтиленовых пакетов).
Какого цвета должна быть нить для вязания? (ярких цветов).
Кто мне может помочь в работе? (бабушка, учитель).
Что использовать в качестве инструмента? (спицы, крючок).
Анализ проблемы

Цветовая Материал Размер
гамма
Технология Картина Эскиз
изготовления
Советы преподавателя, подруг Время
изготовления
Выявление основных параметров и ограничений
Изделие должно соответствовать следующим требованиям:
Изделие должно быть выполнено аккуратно.
Изделие должно соответствовать выбранной стилистике.
Изделие должно быть красивым.
Изделие должно быть прочным.
Изделие должно быть практичным.
Изделие должно быть легким.
Изделие должно быть компактным.
Какого размера будет авоська?
Авоська должна вмещать определенный объем продуктов. Ориентируюсь на сумку, с которой мама ходит в магазин за продуктами.
Вывод: основание 25х21 см, высота
Выбор полиэтиленовых пакетов для вязания.
Виды пакетов



Пакеты с рисунком
Большие пакеты-майки
Маленькие пакеты-майки
Пакеты для мусора

Вывод: выбираю маленькие пакеты-майки, так как они имеют яркое окрашивание и тонкую структуру, которая позволит сделать веревку более тонкой, а значит и более удобной для вязания.
Выбор дополнительных материалов.
оранжевый

красный

Цвет пакетов

зеленый

желтый


черный
розовый
синий

Вывод: для дна выбираю яркие цвета, контрастирующие между собой, для придания авоське более веселого характера, а основной цвет сетки авоськи выберу синий, он не маркий и уравновешивает остальные цвета.
III. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Теоритические сведения - основные виды петель [7] (Приложение 2).
Планирование и технология изготовление изделия.
B вязании все очень просто. Самое главное - это терпение и аккуратность, как и в любой другой работе.
Начинаем работу с подготовки «пряжи». Для этого необходимо сложить пакет вдоль в полоску 3-4 см и нарезать на полоски шириной 4 см, затем, закольцовывая полоски, получаем узловое соединение и т.д. (Приложение 3). Затем, используя условные обозначения нарисовать схему вязания (Приложение 4).
Изделие состоит из дна, сетки и ручек. Технологическая карта Приложение 5
Дно. Начинаем вязать с цепочки из 5 воздушных петель, которые замыкаем в кольцо.
Связала синей нитью столбиками с накидом два полукруга шириной 20 см, состоящих из 4-х синих рядов, 1-го красного, 1-го зеленого и 1-го оранжевого рядов. Из синей нити связала вставку из 5 столбиков с накидом длиной с основание полукругов и привязала столбиками с накидом к обеим частям. Получилось плотное дно авоськи.
Сетка. По периметру дна набираем и провязываем синими нитками в каждую четвертую петлю столбик без накида и 5 воздушных петель. В каждом последующем ряду столбик вяжем под цепочку предыдущего ряда. Связанная таким образом сетка хорошо растягивается. Провязав 17 см. сетки, необходимо разделить весь периметр на 4 части. Каждую часть вязать отдельно, убавляя при этом по 1 дуге.
Ручки. Когда осталось по 4 дуги на каждой из четырёх частей, связать на
8- ми дугах (по 4 с каждой стороны) по одному шнуру по схеме
Каждый шнурок пришиваем к 8-ми свободным дугам (цепочкам). Получились ручки, состоящие из 4-х шнуров каждая. Далее вяжем столбиками без накида плотную ленту под руку шириной 8 см, длиной 12 см. Сшиваем столбиками без накида длинные стороны этих лент так, чтобы внутри ленты оказались ручки из шнуров. Чтоб это дело обыграть, связала по схеме (Приложение 6) цветочки - три штуки на полукруге. Связала цепочку из 20 воздушных петель три штуки и сформировала из них форму восьмерки. Это получились застежка. Каждую из них пришила на другой половинке дна, чтобы не потерялись. Складывая авоську, застёгиваю на восьмёрки. Получается стильная, веселая, маленькая авоська-клатч, так я ее назвала.
IV. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Расчет денежных средств.
Если бы я приобрела материалы в магазине, то для изготовления авоськи понадобилось бы упаковка пакетов (100 шт.)
Материал Количество Условная цена за единицу, руб. Всего
Руб.
Пакеты синие 78 0,5 39
Пакеты красные 5 0,5 2,5
Пакеты зеленые 7 0,5 3,5
Пакеты оранжевые 10 0,5 5
Итого 50
Вывод: Изготовление авоськи мне обойдется в 20 рублей, так как цветные пакеты и 30 синих пакетов мне помогли собрать одноклассники и родственники. Крючок нужного размера мне предоставила учитель технологии.

Заказы подруг, знакомых
Продажа на рынке
Сдавать для реализации в магазин

Рынок сбыта


Использовать в качестве подарка
Работа и дополнительный заработок для надомниц и инвалидов.

Контроль качества
Готовое изделие отвечает следующим требованиям:
Все элементы выполнены ровно и аккуратно, в соответствии с технологией.
Работа оформлена в конечное изделие.
В целом изделие производит благоприятное впечатление.
Цветовое сочетание материалов гармонично.
Изделие очень функционально.
Имеет маленькие габариты, легкое.
Прочное, выдерживает большой вес, долговечное.
Хорошо моется, быстро сохнет.
Наконец, изделие закончено. Я думаю, что моя работа выполнена удачно и будет оценена. У меня получилась отличная авоська. А ведь из порванного полиэтиленового пакета можно еще сделать кухонный фартук, напольный коврик. Продление жизни полиэтиленовым пакетам могло бы успешно расширить количество рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями. Таким образом, мы можем внести свой вклад в решение экологической проблемы.
V.РЕКЛАМА
Если бы мне пришлось продавать свое изделие, то я бы создала фирму «Волшебный крючок». А реклама изделия могла бы звучать так:
Моё чудное творенье
Будет всем на удивленье!
Всё воздушно и ажурно,
Даже очень всё гламурно! [8]
Жду ваших предложений
VI. ВЫВОД
Всего каких-нибудь 20 с небольшим лет назад, чтобы пойти в магазин в России, необходимо было иметь с собой авоську, хозяйственную сумку, или заранее купленный где-нибудь модный заграничный пакет. Но авоська лучше: она маленькая и ее можно положить в карман. Но никто не думал, что пакет, который помогает нам донести продукты из магазина домой, может являться реальной угрозой.
А что же сейчас? Ведь каждый человек может помочь нашей планете – увеличить срок службы этих пакетов. Чем я и занялась.
Обидно, что многие люди не задумываются о своем будущем. Сейчас каждый из нас может уменьшить кучу мусора, используя многоразовые авоськи. Рассказывайте друг другу о полиэтиленовой проблеме.
VII. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Что же лучше: бумажный или полиэтиленовый пакет? [электронный ресурс]: www.killerkott.org2. Википедия свободная энциклопедия [электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org 3. Вред полиэтиленовых пакетов [электронный ресурс]:
http://festival.roza.kg/vred-polietilenovyh-paketov 4. Полиэтиленовые пакеты опасны для окружающей среды [электронный ресурс]: http://bellona.ru/2014/08/22/polietilenovye-pakety-opasny-dlya-okr/ 5. Электронный ресурс: http://www.paketprint.com.ru/ 6. Журнал ELLE, №2, 2016.
7. Учимся вязать. М.: Рипол классик, 2001.
8. Электронный ресурс: http://www.rukodeliya.ru