Педагогический проект по физической культуре на темуФормирование и развитие образованной, нравственно и физически здоровой личности путём внедрения и использования коллективного способа обучения (КСО)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тацинская общеобразовательная школа № 2











ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ



Формирование и развитие образованной, нравственно и физически здоровой личности путём внедрения и использования коллективного способа обучения (КСО)
на занятиях по физической культуре.






Автор: Севрюгин В.С.- учитель
физической культуры
МБОУ Тацинской средней
общеобразовательной школы № 2
















СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:

Введение:
Актуальность выбранной темы.3
Паспорт проекта4
Противоречия учебно-воспитательного процесса..5
Путь решения.5

Основная часть:

1. Планирование деятельности .6
2. Этапы реализации проекта........7-8
3. Метод взаимного обмена заданиями по КСО..9-10
4. Критерии продуктивности метода взаимообмена
заданиями10
5. Способы контроля.11-12
6. Итоги деятельности......12-14
7. Анализ деятельности...................14

Заключение.15

Ресурсное обеспечение..16
План - конспект коллективного учебного занятия17-19




«Приучай ученика работать.
Приучай его к тому, чтобы он
самостоятельно думал, искал,
проявлял себя, развивал свои
дремлющие силы»
Дистервег

1. Введение

Задача современного учителя состоит в коренной перестройке
учебно-воспитательного процесса на основе решительного повышения самостоятельности учащихся и всемерного усиления коллективизма.
Проблема обучения учащихся самостоятельно приобретать знания была и остается одной из актуальных проблем в педагогике.
Целью самостоятельной работы школьников является обеспечение глубокого и прочного усвоения ими учебного материала, формирование активной жизненной позиции.
Решение этой проблемы может осуществляться различными способами, в том числе с помощью коллективного способа обучения (КСО).
На мой взгляд, именно коллективный способ обучения (КСО) на занятиях по физической культуре, как показывает опыт моей работы, дают не только высокое качество знаний и умений, но и развивают педагогические и творческие способности детей, формируют самостоятельность, а в итоге нравственно и физически здоровую личность.
Двадцатилетний опыт моей работы по КСО дает возможность анализировать положительные стороны, накапливать и внедрять методики в учебный процесс.



3
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта



Формирование и развитие образованной,
нравственно и физически здоровой личности путём внедрения и использования коллективного способа обучения (КСО) на занятиях по физической культуре.

Автор проекта

Севрюгин В.С.- учитель
физической культуры


Цели и задачи проекта

- Подготовка физически образованной, нравственно и физически здоровой, самостоятельной, ответственной, компетентной личности.
-Анализ и корректировка концепции, программ, технологии сотрудничества в обучении (по КСО)
-Разработка дидактического материала
-Разработка и внедрение метода взаимообмена заданиями (по КСО) на занятиях физической культуры.
- разработка и апробация методики и содержания входной и итоговой диагностики для каждого года обучения

Продолжительность реализации проекта
4 года




4
Почему школе необходим коллективный способ обучения (КСО)?
Существуют шесть основных противоречий группового способа обучения ГСО в современном учебном заведении, которые обусловливают необходимость перехода к КСО:

Между конечной, отдаленной целью обучения и воспитания в школе и целями ближними, актуальными, постоянными.
Между созерцательными и действенно-преобразовательными процессами деятельности ученика.
Между единым одинаковым темпом работы группы (класса) и большим различием в способностях и трудолюбии учеников.
Между индивидуальным характером преподавания при ГСО и коллективной (общественной) сущностью воспитания.
5. Между структурами общения в жизни и их применением в школе, на учебных занятиях.
В жизни человека общение с разными людьми по очереди является основным. Именно оно присуще всем. Без группового общения люди обходятся, а если и прибегают к нему, то в порядке исключения. Следуя терминологии
А. Г. Ривина, общение с каждым человеком по очереди можно назвать диалогическими сочетаниями.
Путь решения, на мой взгляд, один,- коллективный способ обучения.
Коллективные занятия в школе это и есть внесение в учебный процесс диалогических сочетаний или включение естественной (основной) структуры общения между людьми.
Диалогические сочетания, или общение в парах сменного состава, или общение каждого с каждым по очереди (все это одно и то же) не только основная структура общения, но и главное средство индивидуального развития.

5
Планирование деятельности заключается в изучении методического материала по коллективным учебным занятиям, разработке авторских (рабочих) программ, необходимого дидактического материала, методических разработок,
технологических карт коллективных занятий, способов и методов контроля коллективных занятий, в анализе работы.
























6
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы
Сроки реализации
Краткое описание


1-й,
Подготовительный
2012-2013 учебный год
Изучение опыта и теории технологии педагогики сотрудничества (КСО). Подготовка и согласование проекта и необходимой сопроводительной документации.
Согласование и распределение ролей и функций участников проекта.
Составление индивидуальных планов

2-й,
Основной (исследовательский)
2013-2014 учебный год
Разработка и апробация рабочих программ изучения учебного материала по физической культуре, варианты методик коллективных занятий, учёта изученного и контроля над успеваемостью и качеством знаний, способы достижения результатов в обучении и развитии.
Разработка системы методического обеспечения обучения.
Разработка дидактического обеспечения учебного процесса.

3-й,
Итоговый
(внедренческий)
2014-2015 учебный год
Разработка и апробация методики и содержания входной и итоговой диагностики для каждого года обучения.
Подведение итогов работы по КСО

4-й,
Аналитический
2015-2016 учебный год
Обобщение материалов исследования
Публикация методических материалов и рекомендаций для распространения опыта работы по КСО на занятиях по физической культуре.









8

Метод взаимного обмена заданиями по КСО
на занятиях по физической культуре
На протяжении 20 лет в своей педагогической деятельности используем метод взаимообмена заданиями по коллективному способу обучения. Последние три года вплотную заняты разработкой и внедрением данного метода на занятиях по физической культуре в Тацинской средней общеобразовательной школе № 2 в 3- 5 классах.
Как же выглядит работа учебного коллектива в целом? Сначала организуется по нескольку групп делением группы класса по 57 учеников в каждой группе. Самое трудное - «запуск»: в классе учеников может работать одновременно 56 групп и по разным темам. Например, первая группа приступает к выполнению заданий по теме 1: «Передача баскетбольного мяча», вторая по теме 2: «Техника выполнения броска баскетбольного мяча в корзину», третья по теме 3: «Техника ведения баскетбольного мяча» и т. д.
В начале коллективного занятия готовится мультимедийная доска (для просмотра презентаций и др.), учебная доска, на которой отражается: дата занятия, темы, цели занятия, оборудование; указывается алгоритм (ход) занятия, таблица учета передачи тем (таблица учета работы учеников).
Итак, алгоритм метода взаимообмена заданиями по КСО выглядит следующим образом:
Изучи и закрепи практическими упражнениями данную тему 1:
Свою готовность к работе в паре сменного состава отметь в таблице учета на учебной доске знаком + напротив своей фамилии и своей темы 1
Как только будет готов рассказать и показать упражнения по тему 2 другой ученик, создается пара сменного состава, ученики работают вместе и работают в паре:
каждый обучает своему заданию, упражнению другого, анализируют свою деятельность (ошибки, недочёты, успехи и т.д.) по своим темам;
9
проверяют усвоение теоритического и практического материала
Первую передачу своей темы отмечают в таблице учета обведением знака + в кружок.
Вступает в сотрудничество с учеником готовым научить своей
теме 3 (или 1,2) работает в паре сменного состава
Очередную передачу темы отмечает в таблице учета обведением знака + во второй кружок; очередную передачу своей темы другому следующим обведением знака + в кружок.
Идет сдавать зачет учителю по всему разделу (не всегда обязательно)

Как определить продуктивность метода, формы?
На мой взгляд, надо исходить из главных критериев продуктивности, а именно:

- развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся;
- реализация методов и приёмов «педагогики сотрудничества»

Условия развития познавательной активности и самостоятельности учащихся я вижу во включении всех обучаемых в самостоятельную поисковую мыслительную деятельность и в обязательном развитии мыслительных способностей (умении анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, отстаивать свою точку зрения).

Условия реализации методов и приёмов «педагогики сотрудничества» является следующие:

- владение учителем своим предметом;
- владение педагогической технологией;
- владение методикой;
10
- умение организовать работу учащихся;
- умение сопереживать учащимся;
- владение педагогическим тактом;
- наличие педагогических новаций;
- умение управлять собой, сохранять здоровье.

«Значение контроля в том, что он позволяет получить информацию о ходе
процесса формирования личности» Я. Турбовский


Способы контроля усвоения знаний,
используемые на коллективных занятиях:
1. Альтернативный ответ - ученику даётся вопрос и два возможных ответа, из которых необходимо выбрать правильный.
2. Анализ - выявление сильных и слабых сторон учебной деятельности с целью повышения эффективности обучения.
3. Анкета – структурированное письменное интервью.
4. Аудитивный устный – оценивание способности ученика слушать, интерпретировать, выражать идеи и поддерживать разговор
5. Журнал ведение учениками записей своего собственного прогресса
6. Изучение обстоятельств – предоставление ученикам возможности показывать свои навыки в принятии решений
7. Итоговая оценка – измерение конечного уровня достижения по учебному результату.
8. Компетенция – способность выполнять определённую деятельность в соответствии со стандартами.
9. Оценка по ссылке на норму – сравнение успеваемости ученика с успеваемостью других.
11
10. Практическое упражнение - предоставление учащимся возможности проявлять практические навыки.
11. Процесс – навыки процедуры и мыслительные процессы, демонстрируемые во время деятельности.
12. Ролевая игра – предоставление ученикам возможности проявить поведенческие и межличностные навыки.
13. Самоотчёт – классификация любой формы оценки, при которой ученики производят свидетельства их успеваемости, прогресса, опыта, отношения и личных чувств.
Главное это то, что коллективные занятия по физической культуре приобретают личностно-ориентированный подход. Физическая культура становится не только средством укрепления здоровья и развития физических кондиций человека, но и явлением общечеловеческой культуры, проявляющейся в культуре здоровья, культуре телосложения, культуре движения, и как способ жизнедеятельности человека, проявляющийся через творческую активность, культуру поведения и общения, культуру взаимодействия с людьми.Здесь необходим образовательный процесс, ориентированный на целостное развитие личности учащихся, на единство их физического, психического и нравственного развития. В качестве такого процесса выступает процесс формирования самостоятельности учащихся, самостоятельного мышления и инициативности, готовности проявлять творческий подход и искать нестандартные способы решения, активно включаться во взаимодействие с людьми и положительно относиться к новациям. Как следствие этого, для формирования самостоятельности учащихся в содержание образования по физической культуре впервые вводятся темы по обучению школьников разнообразным способам физкультурной (двигательной) деятельности, которые используются как в индивидуальных, так и коллективных формах занятий.
12
Ориентация на самостоятельную деятельность, связанную с удовлетворением индивидуальных интересов, побуждает учащихся к самообразованию, самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию соответствующей информации, активному взаимодействию и творческому сотрудничеству, как со своими сверстниками, так и взрослыми людьми. Таким образом, содержание образования по физической культуре, ориентированное в государственном стандарте на формирование самостоятельности, посредством обучения учащихся основам физкультурной (двигательной) деятельности, создает возможности целостного развития личности, способной творчески заниматься собственным физическим развитием и укреплением собственного здоровья.

Автоматически решается проблема дисциплины.

Ребёнок формируется как физически и нравственно здоровая личность.

У учащихся развивается речь, память, мышление, ораторские и организаторские способности, формируется ответственность, самостоятельность вырабатывается активная жизненная позиция.
Всё это прямо указывает на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
На коллективных занятиях царит деловая, рабочая обстановка. При этом учитель индивидуально работает с каждым учеником: объясняет, показывает, если надо оценивает. Ярко проявляется организаторская и вместе с тем воспитательная функция учителя.

13
Работа в парах сменного состава обеспечивает высокую успеваемость, и высокое качество знаний учеников, которые проявляются на итогах занятий, контрольных работ, зачетах, экзаменах.

Успеваемость 100%, качество знаний 80-90% и выше.

Диаграмма качества знаний учащихся обучающихся по КСО:

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Учащиеся неоднократно становились и становятся победителями и призёрами школьных, районных спортивных соревнований и олимпиад. Опросы, проводимые с детьми и их родителями, показывают положительные отзывы о коллективных учебных занятиях.


14

Заключение

Обучение может осуществляться либо вместе, либо порознь. Наиболее эффективно обучение проходит, если оно осуществляется и вместе, и порознь, т.е. если оно ведется в следующих четырех формах: коллективной, групповой, парной и индивидуальной.
Возникла острая необходимость у каждого учителя, у каждого учащегося осваивать коллективную форму организации учебной работы, разрабатывать методики изучения всех учебных предметов в условиях перехода от ГСО к КСО.
В современных условиях нуждаются в коренных преобразованиях, способных поднять всю работу на качественный уровень, ограничиться частными, несущественными поправками, просто нельзя.
В отдельных случаях методические приемы, творчество учителей-новаторов стали выходить за рамки ГСО. Так, в своем опыте они иногда прибегают к коллективной форме учебных занятий и делают попытки организовать в процессе обучения совместную работу учащихся. Все это - явление прогрессивного характера. Но если весь новаторский опыт не приводит к перестройке классно-урочной системы, этот опыт утрачивает свою прогрессивность.
Применяя на протяжении 20 лет коллективный способ обучения на учебных занятиях, я пришел к выводу, что именно данный способ обучения гарантирует не только высокое качество знаний учащихся, но и формирует активную жизненную позицию молодых людей, дает возможность развитию педагогических способностей, самостоятельности, инициативы учащихся, формирует чувство ответственности перед обществом и государством.
Попытки выдвинуть какие-то новые приемы обучения или новые педагогические теории должны рассматриваться и оцениваться по тому,
насколько они способствуют объективному ходу развития учебного процесса, помогают освободиться от старой системы обучения и перейти к новой, более прогрессивной.
15
Ресурсное обеспечение:

Дьяченко В.К. «Сотрудничество в обучении»- Москва, 1991.
Дьяченко В.К. «Общие формы организации процесса обучения»- Красноярск, 1984.
Дьяченко В.К. «Организационная структура учебного процесса и ее развитие» - Москва, 1989.
Казакова А.Г. «Организация нетрадиционных форм обучения»,- Иркутск, 1990.
Гульчевская В.Г. « Концептуальные основы организации образовательного процесса в системе индивидуального обучения», Ростов-на – Дону 1998.

















16

Технологическая карта
коллективного учебного занятия № 62

Предмет: « Физическая культура»
Класс 5
Дата: 11.02. 2014г.
Количество времени: 45 мин.
Раздел: «Баскетбол»
Темы: 1. Техника ведения баскетбольного мяча.
2. Техника передачи баскетбольного мяча.
3. Техника броска баскетбольного мяча в корзину

Цели занятий:
Воспитательная: Воспитать дисциплинированность, чувство ответственности, культуру поведения, сознательность, формировать общечеловеческие ценности, самостоятельность. Формировать организаторские способности. Формировать педагогические способности, а также взаимовыручку, чувство коллективизма.
Развивающая: Развивать физическое совершенствование, укреплять здоровье. Развивать речь, память, логику, мышление, внимание, умение работать с в парах сменного состава, умение анализировать, давать оценку деятельности.
Образовательная:
Знать и соблюдать: Инструкцию по ТБ
Овладеть приёмами: игры в баскетбол по упрощенным правилам; выполнять
технические приемы: ведения баскетбольного мяча, передачи баскетбольного мяча, броска баскетбольного мяча в корзину.
Дать необходимый объем знаний и умений по разделу; акцентировать внимание учащихся на приёмах выполнения упражнений, а также терминах и понятиях.
17



Методические указания:
Прежде чем приступать к выполнению заданий, необходимо ознакомиться с материалом учебной литературы по обсуждаемым темам и вопросам.
Проверить состояние здоровья учащихся, психофизическое состояние.
Провести инструктаж по ТБ. Провести физическую разминку.
Методы обучения:
1. Словесные - сообщение информации при помощи слова;
2. Наглядные - сообщение учебной информации при помощи наглядных средств;
3. Практические – получение информации на основании практических действий;
4. Репродуктивные - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний;
5. Поисковые – овладение обучаемыми методами научного познания, развить логическое мышление, постепенная подготовка к самостоятельной постановке и решении проблем;
6. Методы самостоятельной работы ( взаимообмена заданиями по КСО )- развитие самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;
7. Информационно - перцептивный- организация усвоения информации путём сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия
8 Соревновательный (игровой) - круговая тренировка
Межпредметные связи: Химия, биология, физика, статистика, медицина.
Наглядные пособия и технические средства к занятию:
М.Я. Виленский;.. Физическая культура. 5-7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений . - М.: Просвещение, 2012.Стр. 158-162 Инструкция по ТБ. Аптечка медицинская Спортивная форма и обувь секундомер, свисток. Баскетбольные мячи. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
18


План коллективного занятия:
1.Организационная часть: приветствие, отметка отсутствующих объявление темы, постановка целей и задач занятия, раздача тем (запуск).
2. Работа в парах сменного состава:
2.1Работа с текстом (книгой): анализ текста, составление плана ответа,
контрольных вопросов к тексту.
2.2.Отметка готовности к сотрудничеству в паре сменного состава
в таблице учета на доске знаком +.
2.3.Передача своей темы 1 товарищу с темой 2 (рассказ своей темы,
выслушивание темы своего товарища, практическая работа по закреплению
приёмов деятельности)
Цель учащихся на занятии непросто передать тему, показать, но и научить
овладеть практическими приёмами.
2.4.Отметка в таблице учета передачи темы обведением знака + в кружок.
2.5.Смена пары (вступает в сотрудничество с товарищем с новой темой 3)
2.6.По окончании, отметка в таблице учета передачи темы обведением
знака + вторым кружком.
3.Сдача зачета преподавателю (по необходимости)
Таблица учета работы (учет передачи тем)
учеников 5 класса на коллективных занятиях по физической культуре

Фамилия студентов
Тема 1
Тема 2
Тема 3

1.
Иванов С.
+



2.
Сидоров А.

+


3.
Петров В.





4.Подведение итогов занятия, выставление отметок (зачета).
5.Дифференцированное творческое домашнее задание:
(по усмотрению преподавателя) рефераты, тесты, сообщения, соцопрос и т.п.
Учитель физической культуры: Севрюгин В.С.
19













Root Entry