Статья ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Н.В.Шипилова
Россия, Борисоглебск


В последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, особенно литературы: зачастую книгу заменяет компьютер, а школьное сочинение уступает место сухому, не рассчитанному на полёт творческой фантазии и точному ЕГЭ.
Поэтому задача преподавателя состоит как раз в том, чтобы заинтересовать ребят своим предметом. А для этого необходимо использовать в работе приёмы и методы, направленные на развитие самостоятельности, инициативы учащихся, на умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Ведь современному обществу требуются образованные люди, не столько вооружённые знаниями, сколько умеющие их добывать. Важную роль в этом играет метод проектов, который в настоящее время достаточно широко применяется в педагогической практике.
Вот уже несколько лет я работаю с учащимися по теме «Проектная деятельность во внеурочной работе по литературе». Ребята исследуют творчество поэтов родного края. Интерес к литературному краеведению не случаен.
Перед началом работы было проведено анкетирование среди учащихся 5-9 классов. Были заданы следующие вопросы:
- Каких поэтов нашего города вы знаете?
- Знакомы ли вам прочитанные нами стихотворения?
- Хотели бы вы узнать о жизни и творчестве поэтов города Борисоглебска?
Двадцать опрошенных учащихся на первый и второй вопросы ответили нет, но хотели бы познакомиться с творчеством поэтов – земляков. Этим обусловлено наше обращение к данной теме.
С учениками мы готовим как групповые работы, так и монопроекты. Мне лично нравится заниматься коллективными проектами. Почему? Потому что вовлекается большее число детей, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся учатся деловому творческому общению.
Я расскажу о работе над проектом «»Подвижник красоты»( о жизни и творчестве Е.П. Порошенкова).
На первом этапе, ценностно – ориентированном, учащиеся определили источники необходимой информации, сформулировали цель своей работы. Они отметили, что в последнее время молодёжь, к сожалению, стала меньше увлекаться поэзией. А ведь Иосиф Бродский предупреждал: «Не читая стихов, общество опускается до такого уровня, при котором оно становится добычей демагога или тирана». Поэтому они своей работой смогут пробудить интерес к личности поэта, его творчеству, выяснить, в чём притягательность его лирических произведений, какова их тематика, поучиться у поэта умению любить родной край, быть неравнодушным к судьбе России.
На втором этапе, конструктивном, учащиеся, объединяясь в группы по 3-4 человека, собирали информацию по проекту. Одни разрабатывали вопросы для интервью, встречались с поэтом, изучали его биографию, другие фотографировали, третьи анализировали его поэтические произведения, работали с литературой в библиотеке, четвёртые делали презентацию, пятые оформляли работу.
Следующий этап – оценочно – рефлексивный. Он важен потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученную всей группой информацию, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта. На данном этапе на основе рефлексии может проводиться корректировка проекта (учёт критических замечаний учителя, товарищей по группе). Учащиеся продумывают следующее: как можно улучшить работу, что удалось, что не получилось, каков вклад каждого участника в работу.
В результате они пришли к выводу, что реферативная часть должна состоять из трёх частей:
1) Е.П. Порошенков. Очерк жизни.
2) О путешествиях поэта по литературным местам.
3) О творчестве Е.П. Порошенкова.
Подготовили презентацию.
Завершающий этап – защита проектов. Она проходила на городской краеведческой конференции школьников. Ученики остались довольны своей работой. В заключении они отметили, что знакомство с Евгением Павловичем, его поэзией оставило неизгладимый след в их сердцах. Они благодарны ему за то, что
Он поведал тайны своего искусства.
Искусство видеть, таинства творить,
Таланта в каждый день влюбляться
И всем самоотверженно светить,
И как весна всегда возобновляться
Работая над проектом, учащиеся получили максимальную возможность для самореализации аналитических, художественных, музыкальных, коммуникативных способностей, которые при традиционном процессе обучения нередко остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту «не заметить». Обязательная задача педагога при работе над проектом – дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела. Проектная деятельность во внеурочное время помогает каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учёбе и работе, сделать мир вокруг себя ярче, убедить ученика в том, что он – кладезь возможностей и талантов.














Заголовок 115