Теоретический материал к заданию № 7 ЕГЭ по русскому языку


Типы грамматических ошибок
1.Неправильное употребление падежной формы существительного
с предлогом
Запомните, что предлоги БЛАГОДАРЯ,СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:
благодаря (кому) другу
вопреки (чему) ожиданию
согласно (чему?) расписанию
Предлог «ПО» управляет предложным падежом:
по приездЕ в Казань по завершении школы
по истечениИ срока
по прибытиИ домой
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Большинство возражали против подобных изменений в плане работы верно: большинство возражало).Запомните правила:
1. согласование сказуемого со словами: РЯД,БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО,МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, ЧАСТЬ.
А).Сказуемое ставится в единственном числе, если при данных словах нет зависимых слов( меньшинство поддержало оратора).
Б).Единственное число и при  неодушевлённых подлежащих( ряд школ ввёл в свои программы элективные курсы по праву).
В). Множественное число в остальных случаях:
Ряд педагогов выступили за дополнительные часы по русскому языку (одушевлённое существительное).
Часть вырученных средств пойдут на лечение больных детей ( если и  подлежащем есть причастие или придаточное со словом КОТОРЫЙ).
Несколько писателей и поэтов присутствовали на вечере (если несколько подлежащих или   сказуемых).
Множество предложений по поводу изменения структуры выступления было предложено коллегами (если между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения).
                                                                                                                                                                                               
Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:
Если подлежащее имеет только единственное число, например: молодёжь, крестьянство, народ, студенчество.
Например: Народ проголосовал аз принятие новой Конституции.
Если подлежащее имеет в своём составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО.
Например: Много лет прошло со дня окончания школы.
Если перед подлежащим есть частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ.
Например: Лишь небольшая часть читателей предпочитает классику.
Если подлежащим является местоимение КТО и слова, образованные от него
( никто, кое-кто и д.т.)
Например: Кто встал на путь добра, не может не быть счастливым.
Если в качестве подлежащего выступают составные числительные , последнее слово в котором - ОДИН + существительное.
Например: Двадцать один человек пришёл на собрание.                                                 
 3.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Если приложение - название чего-либо, берущееся в кавычки, то такое приложение является несогласованным. Как же верно его употреблять?
Если перед приложением есть нарицательное существительное, то приложение употребляется в именительном падеже:
Я читаю книгу Л.Н.Толстого « Война и мир» ( Им.п.)
Моя мама работает на фабрике « Заря».
Если же нет такого нарицательного существительного, то приложение употребляется в том падеже, который необходим по контексту:
Я восхищаюсь « Войной и миром» ( Тв.п.)
Она работает на « Заре» ( П.п.)
Какая же бывает ошибка в задании № 7?
Пример:
Она работает на фабрике « Заре» (верно: на фабрике « Заря»).
Я читаю книгу Л.Н.Толстого «Войну и мир»( верно: книгу « Война и мир»).
4.Ошибка в построении предложения с однородными членами
Нельзя употреблять в качестве однородных членов полное и краткое прилагательное:
Она была красивая и счастлива (красива и счастлива ЛИБО красивая и счастливая)
Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:
В корзине лежали фрукты, яблоки, груши (верно: в корзине лежали фрукты: яблоки, груши).
Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически
несовместимых :Отъезжающие шли с сумками и радостными лицами.
Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:Настроение было НЕ ТОЛЬКЕО главным для создателя, НО И для читателей
( верно: настроение было главным НЕ ТОЛЬКО для создателя, НО И для читателей).
Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО  вызывающе, А И просто ужасно (верно: он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, НО И просто ужасно).
Нельзя употреблять один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:
Народ был повсюду: НА улицах, площадях, скверах (верно: народ был повсюду: НА улицах, площадях, В скверах).Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:
На конференции речь шла о многих писателях: Тургенев, Толстой, Чехов
 (верно: на конференции речь шла о многих писателях: Тургеневе, Толстом, Чехове)Неверно, если однородные члены- существительное и инфинитив:
Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом (верно: я люблю чтение, музыку и занятия спортом).
5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Сначала вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом- сказуемым.
Правильное употребление деепричастного оборота:
Запомните, что в правильно построенном предложении субъект действия - подлежащее- может одновременно выполнять и основное действие (сказуемое), и добавочное (деепричастие). В таких предложениях деепричастие легко заменить глаголом.
Например: Готовясь к экзамену, я повторил все правила  (я готовлюсь и повторяю)
Правильным будет и односоставное определённо-личное, так как в нём подлежащее легко можно вставить в предложение.
Например:
Готовясь к экзамену, повторяю правила (я готовлюсь и повторяю).
Правильными будут и безличные предложения, но помните одно очень важное условие: в предложении должен быть инфинитив и следующие слова: МОЖНО, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО, СЛЕДУЕТ, ХОЧЕСТЯ, РЕКОМЕНДУЕТСЯ, ТРЕБУЕТСЯ, НЕЛЬЗЯ.
Например:
Готовясь к экзамену, нужно вспомнить правила.
Примеры неправильного употребления деепричастного оборота:
Поднявшись на гору, стало очень холодно (в безличном предложении нет субъекта, который совершил бы добавочное действие, выраженное деепричастием).
Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа (подлежащее не может выполнить добавочное действие).6.Нарушения в построении предложения с причастным оборотом
Нарушение согласования между определяемым словом и причастным оборотом. Необходимо задать вопрос от определяемого слова к причастию, и по его окончанию определить, какое окончание будет у причастия.
Например:
Браконьерам, нарушающИХ закон, грозит серьёзный штраф (браконьерам каким? нарушающИМ).
Нельзя определяемое слово употреблять внутри причастно оборота. Оно должно стоять либо ДО, либо ПОСЛЕ него.
Например:
Причалившая лодка к берегу вызвала подозрение (верно: лодка, причалившая  к берегу).
7.Неправильное построение предложения с косвенной речью
Прямая речь - это чья-то речь, переданная без изменений. Косвенная речь - это передача чужой речи, её смысла в форме сложноподчинённого предложения. В  предложениях с косвенной речью нельзя употреблять местоимения 1 и 2 лица, нужно только 3 лицо.
Примеры.
 Неверно:
Некрасов писал, что « я лиру посвятил  народу своему»  (неправильное употребление 1 лица).
Верно:
Некрасов писал, что ОН «лиру посвятил народу своему»,
Таковы основные типы грамматических ошибок, примеры на которые  предложены в демоверсии 2015 года. Конечно, ошибок подобного рода значительно больше. В следующей статье я напомню их вам. Пока учите данные правила, выполняйте побольше тестовых заданий.