Разработка Технология сотрудничества на уроках английского языка

Мукаева Салима Шакировна
Технология сотрудничества (Cooperative learning) на уроках английского языка

Когда людей станут учить не тому,
что они должны думать, а тому,
как они должны думать, то тогда
исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг

В современном обществе любому специалисту, желающему преуспеть в своей области, владение английским языком жизненно необходимо. Поэтому мотивация к его изучению резко возросла.
Научить школьников общаться на английском языке в условиях учебного процесса - задача достаточно сложная. Недостаток активной устной практики на уроке иностранного языка, стремление повысить эффективность обучения побудило меня использовать групповую работу учащихся (обучать в сотрудничестве). Так как в процессе обучения они обмениваются идеями, мнениями, информацией, учатся друг у друга.
Я считаю технологию обучения в сотрудничестве наиболее успешной альтернативой традиционным методам и активно применяю ее на своих уроках.
Обучение в сотрудничестве это совместное (поделенное, распределенное) обучение, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде.
Основная идея этой технологии – создать условия для активной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. В классе все дети разные: одни схватывают сразу всю необходимую информацию, другим требуется значительное время для осмысления, им трудно, они замыкаются и вскоре оказываются вообще выключенными из учебного процесса. Если же объединить ребят в небольшие группы по 3–4 человека и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого в выполнении этого задания, то возникает ситуация, когда ученик отвечает за результат не только своей работы, но и всей группы в целом. Практика показала, что наиболее удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен, но не эмоционален; другой обладает личным опытом, но слабо успевает; третий мало знает, но интересуется данным вопросом. В процессе работы возникает чувство сотрудничества, взаимной поддержки. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Кроме того, в процессе работы учащихся в группах происходит их самообучение и взаимообучение. Самообучение осуществляется во время самостоятельного изучения школьником фрагмента темы, взаимообучение – в ходе обмена усвоенной информацией.
Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Вне всякого сомнения, самым сложным является дискуссия. Считаю, что для начального этапа обучения иностранным языкам наиболее эффективными и доступными являются такие формы группового общения, как драматизация и ролевая игра.
Метод обучения в сотрудничестве помогает решить проблему разной степени подготовленности учащихся. Согласно этому методу предполагается, что оказание помощи «слабым» ученикам дети в состоянии взять на себя, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого.
Для иллюстрации приведу опыт работы во 8 «Б» классе, где применение этого метода ведется с 4-ого класса. Дети уже были приучены работать в группе с любым партнером. Но каждый интересовался только своими результатами. Сильные ученики отвечали отлично, слабые же не пытались с ними сравниться. Разрыв между ними увеличивался с каждым уроком. В итоге менее подготовленные дети теряли интерес к учению, переставали выполнять домашнее задание, т.к. оно с каждым разом становилось все не посильнее. Приходилось "обкрадывать” сильных учеников, чтобы как-то подтянуть отстающих. Индивидуальные задания не давали нужных результатов, а только еще больше обособляли детей. Для сильных ребят положительные отметки стали легкодоступными, не требующими особых усилий; для слабых же учеников – недосягаемыми. Поэтому и те и другие не раскрывали своих возможностей в полной мере.
После первого же опыта использования метода обучения в сотрудничестве, стало очевидно, что ребята стали активнее. Слабые ученики почувствовали уверенность в собственных силах. Они осознали свою значимость: и от их усилий зависит успех всей группы. Все дети, без исключения, сопереживали во время выступления их товарища. Полученная в итоге положительная оценка стала результатом усилий каждого ученика и послужила стимулом для дальнейшего интереса друг к другу, к совместному труду и к учению вообще. Чтобы групповое речевое сотрудничество было эффективным, я пришла к выводу о необходимости целенаправленно обучать школьников технологии общения, чётко соблюдая основные принципы обучения в сотрудничестве.
Примерные темы групповых дискуссий (из собственного опыта) по УМК «Spotlight»,
·Ю.Е. Ваулина, 8 класс:
1. Is protection of the environment an important problem today?
2. Is choosing a profession for secondary school graduates the responsibility of the
parents only?
3. Is mass media a reflection of society?
4. Television is a source of education and pleasure, isn’t it?
5. Is education so important for the good of society?
Примеры ролевых ситуаций (из собственного опыта) по УМК «Spotlight», Ю.Е. Ваулина, 8 класс :
1. You are a new pupil; you talk with your classmates about the timetable.
2. You are a police officer in the street. Three members of a school group from the
U.S.A. have become separated from their group. Help them to find the way to the
hotel).
3. You were absent from school yesterday. Talk with your friends about what they did
yesterday. Start the conversation.
4. You are customers talking with a waiter at a cafй.
5. You are a librarian. Try to convince the boys who are not very much interested in
reading to choose some interesting books for their English class.

Моя работа в этом направлении и наблюдения показали, что методика обучения в сотрудничестве обладает рядом достоинств:
1. При работе в группах ученики, в случае необходимости, выясняют все
вопросы друг у друга и не боятся все вместе обратиться к учителю (что имеет
место при индивидуальной работе).
2. У детей развивается чувство взаимопомощи, товарищества.
3. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают
коммуникативными умениями.
4. Учащиеся учатся видеть проблемы окружающего мира и находить способы их
решения.
5. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания
готовых сведений, но и от способности самостоятельно приобретать новые
знания и умения применять их в конкретных заданиях.
6. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся её
аргументировать, отстаивать своё мнение.
7. Учащиеся понимают, где и как они смогут применить полученные знания.

Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе данного метода. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи должно быть естественным для каждого ребенка.
Учитель, применяя данную технологию на практике, приобретает новую, важную для учебного процесса роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накопленного человечеством. Он должен помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы и аргументировать их.
В заключение хотелось отметить: мой опыт работы и наблюдения по данному вопросу показали, что технология обучения в сотрудничестве способствует повышению эффективности овладения английским языком и является одним из источников интенсификации учебного процесса, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда. Методика обучения через сотрудничество может и должна активно использоваться на уроках иностранного языка, ибо это специфический предмет, и если ребёнок испытывает какие-то трудности в его изучении, то как раз эта методика и может оказаться тем «спасательным кругом», который необходим ему.
Использование этой технологии на уроках безусловно делает учебный процесс ярким и радостным для детей и обогащает не только учеников, но и учителя.

Список использованной литературы.

1. Ильин Е. Н. Путь к ученику. – М., Просвещение, 1988.
2. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. –
М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО
«МОДЭК», 1998. – С. 195 – 264.
3. Оганджанян Н.Л. Элементы коммуникативной методики обучения английскому
языку в средней школе. – Английский язык. – 1 сентября //№6, 2005.
4. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования. – М., ACADEMA, 2001.
5. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. - Иностранные языки в школе, № 1,
2000.
6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., «Народное
образование», 1998.
7. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. – М., Просвещение, 1990.

Заголовок 1 Заголовок 215