Из опыта работы «Технология сотрудничества на уроках географии»

Из опыта работы «Технология сотрудничества на уроках географии»
Страшная это опасность – безделье за партой. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».
В.А.Сухомлинский.

Государственный стандарт образования изменил цели и содержание географического образования, что потребовало внести изменения в организацию учебно-воспитательного процесса, методы и формы обучения и воспитания. Ведущие направления сегодняшней школы реализация идей демократизации, гуманизации, интеграции, дифференциации, профессионализации, связанные с целенаправленной подготовкой учащихся с учетом выбранного им профиля. А это требует от учителя более разнообразных подходов к организации учебной деятельности учащихся.
«
В учебной деятельности ребёнка существенную роль играет мотивационный компонент. Мотивы учения могут быть связаны с его результатом. Очень важно, чтобы ребёнок осознал полезность знаний, а успехи в учении соответственно поощрялись. Именно поэтому на своих уроках я применяю технологию сотрудничества. – Ты можешь! – должен напоминать учитель ученику. – Он может! – должен понимать коллектив ребят. - Я могу! – должен поверить в себя сам ученик.
Провожу урок творчества, урок открытых мыслей или урок открытых сообщений, а также использую «Десантный метод», т.е. проверив первую тетрадь, я направляю этого ученика, уже верно выполнившего работу к тому, кто сильно затрудняется и нуждается в помощи.
Технология сотрудничества помогает каждому ребёнку добиться успеха в учёбе, в развитии познавательных возможностей. Урок по технологии сотрудничества – это урок создания ситуации успеха. Главное спланировать деятельность каждого ученика к подготовке урока, на всех этапах урока в сотрудничестве с другими. Мотивация познавательной деятельности ученика связана с поддержанием интереса к подготовке урока, к изучению, к закреплению материала, в предоставлении возможности каждому ученику сотрудничать и проявлять свои знания, умения в практической деятельности и получить за это одобрение.
Простейшими формами включения ученика в сотрудничество с другими являются парная и групповая работа, работа консультантов, наиболее сложными - подготовка и проведение уроков самоуправления, что требует от учащихся желания, активной мыслительной деятельности, внимательности, сообразительности, умения заниматься самообразованием, сотрудничать с другими.
Как и в любой технологии необходимо обеспечить рефлексию, самоконтроль, обратную связь. Для этого разрабатываются оценочные листы, в которых учащиеся сами или спикеры, консультанты отслеживают результаты, оценивают. Таким образом, процесс рефлексии и самооценивания включается с помощью оценочных листов, рабочих карт урока и точных критериев оценки выполненной работы. В конце занятия обязательно проводится итоговая рефлексия.
Использование на уроках географии технологии сотрудничества позволяет не только активизировать учебный процесс, но и обеспечить повышение уровня усвоения изучаемого материала, подготовки к ВОУД, ЕНТ.
И так, в конце каждой четверти я провожу урок в форме игры «Звёздный час». Разработать, подготовить и провести игру достаточно сложно – нужно много знать, уметь составлять вопросы. Но оказывается нашим ученикам всё под силу, главное научить и показать, как играть и готовить игру, дать свободу творить. Для учеников это оказалось поучительно, увлекательно, зрелищно, ненавязчиво. А мне, как учителю, это позволило решить огромное количество задач.
Подготовка к игре: выбор темы игры, темы каждого тура, определений или понятий, распределение по номерам, самое сложное – составление вопросов, ответом должно стать одно из предложенных слов, ответы повторяться не должны. Затем оформление игрового и оценочного табло, карточек с цифрами ответов. Вначале игра оформлялась на доске, затем на ватмане, что позволило многократно повторять игру, а сейчас игра это слайд – фильм. Форму проведения игры можно менять: индивидуальное первенство, по командам, а можно всем классом (ведущий зачитывает вопросы, а ученики пишут ответы на листочках, затем проверка и озвучивание результатов, поощрение победителей). На данном этапе играем в три команды (по числу рядов в классе), все в игре принимают участие по очереди, спикер команды оценивает ответы каждого, жюри – каждую команду, итоги сразу на оценочном табло. Игра проходит быстро. Ведущий зачитывает название тура, слова, вопрос, даётся три секунды на размышление и учащиеся поднимают карточку с номером ответа. Чем не ЕНТ. Только результат озвучивается сразу – кто ответил правильно - 1 балл.
А у меня есть возможность наблюдать за классом, фиксировать правильность ответов и в дальнейшем вести работу по закреплению. За урок можно отработать до 50-60 определений, можно на повторение, можно на опережение. Игры с 6 по 9 класс использую в 10,11 классе как подготовку к ЕНТ, полезно, не скучно.
В одном из оценочных листов ученики написали: что удалось – поумнеть, вырваться вперёд, что понравилось – что можно было испытать свои знания.
Таким образом, уроки самоуправления в форме игры «Звёздный час» развивают мыслительную деятельность учащихся через включение их в процесс сотрудничества и творчества при разработке игры, а это не простой труд.

Таким образом, есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом уровне. Разработка технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету.




















15ђ Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3~ђ Заголовок 615