Программа предшкольной подготовки детей 6 — 6,6 лет
Предшкольная подготовка
детей 6-6,6 лет.
Предшкольная подготовка - образование детей старшего дошкольного возраста (5,6 - 6 лет) с целью обеспечения равных возможностей для последующего обучения в начальной школе. Оно не является обязательным.
Работа апробирована в течении 7 лет и дала позитивные результаты, которые подтверждает входная диагностика и исследования психолога школы в период адаптации первоклассников. Интеграция и игровые приёмы дают возможность при меньшей затрате времени и усилий со стороны детей и педагога дать и получить более полный объем информации.
Цели предшкольной подготовки:
Обеспечение возможности единого старта детей дошкольного возраста
при поступлении в 1-ый класс;
Развитие мотивационной сферы ребенка, его интеллектуальных и
творческих сил, с сохранением психического и физического здоровья;
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.
Задачи предшкольной подготовки:
Введение в школьную жизнь (знакомство с правилами поведения в
школе, на уроке, на перемене).
Комплексное развитие познавательных процессов (памяти, внимания,
мышления, воображения).
Развитие эмоционально-чувственной сферы, воспитание адекватности
эмоциональных проявлений на события с выраженной положительной
и отрицательной окраской (знакомство с чувствами, эмоциями,
обучение сопереживанию, эмпатии, рефлексии).
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие речи детей.
Форма организации предшкольной подготовки:
группы кратковременного пребывания детей в образовательном учреждении
Учебный год: октябрь - апрель
Длительность занятия – 25 минут с десятиминутными паузами для отдыха.
Учитель, Психолог
Игровой характер обучения
Программа обучения: С. Е. Гаврина «Школа для дошколят».
Занятия систематизированы по 3 направлениям:
«Подготовка к обучению чтению» курс «Родное слово»
«Подготовка к обучению письму»
«Математические ступеньки»
Цели и задачи курса «Родное слово»
Курс «Родное слово» нацелен на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющий функции развития:
связной речи;
фонетического слуха;
творческого мышления;
мелкой моторики движений;
мышц двигательного аппарата руки;
двигательных и зрительных факторов как единого целого действия.
Содержание курса позволяет организовать работу по трем направлениям:
развитие связной речи;
подготовка к обучению чтению;
подготовка к обучению письму.
Таким образом, курс «Родное слово» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствованию связной речи ребенка.
В конце изучения курса дети должны знать и уметь:
правильно произносить все звуки;
выделять из слов звуки;
отлично и ясно произносить слова;
выделять слова и предложения из речи;
орфоэпические нормы произношения;
раскрыть смысл несложных слов;
давать описание знакомого предмета;
пересказать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям;
составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
работать на листе бумаги сверху вниз и слева направо.
Содержание программного материала.
Речевое развитие.
обучение рассказыванию по заданной теме.
чтение сказок, стихотворений, из пересказ, инсценирование, заучивание.
чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы, считалки, на каждом занятии игры.
Подготовка к обучению чтению.
предложение и слово.
звук.
чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы, считалки , на каждом занятии игры.
Подготовка к обучению письму.
знакомство с тетрадью, ее разлиновкой.
горизонтальная и вертикальная линия.
графические упражнения.
штриховка.
пальчиковые игры.
росчерки.
правила посадки при письме.
Перед началом изучения курса «Родное слово» обязательно следует организовать индивидуальную встречу детей с логопедом. Результаты обследования сообщить родителям. Распределить определенные игровые упражнения для индивидуальных и коллективных занятий с детьми.
Подготовка к обучению чтению.
№ п/п
Тема занятия. Игра.
Кол- во
занятий
1
Словесный состав предложения. А.Шибаев. Прислушайся к слову. Моделирование предложений. Игра «Живые слова»
1
2
Скороговорки. Темп «Быстро, медленно».
1
3
Схема предложения. Игра «Добавь слово».
1
4
Составление предложений на заданную тему. Игра «Узнай слово». Замена слова в предложении. Игра «Замени»
2
5
Составление предложений по данному количеству слов. Игра «Почтальон принес письмо»
2
6
Звучание слов. Игра «Звуки окружающего мира в нашей речи»
1
7
Звуки, которые поются. Игра «Пропой звук»
1
8
Дифференцирование звуков [с-ц.] Игра «Кто придумает слово?»
1
9
Дифференцирование звуков [с-з.] Игра «Найти лишний звук»
1
10
Дифференцирование звуков [ж-ш.] Антонимы. Игра «Найди пару»
1
11
Дифференцирование звуков [с-ш.] Рассказы В.Драгуновского
1
12
Дифференцирование звуков [з-ж.] Игра «Насекомые», «Выделение знакомого звука в слове»
1
13
Звуковой анализ двухсложных слов. Синонимы. Игра «Кто быстрее назовет слово?»
1
14
Дифференцирование звуков [р-л.] Игра «Найдите лишний звук»
1
15
Дифференцирование звуков [с-з.] Игра «Поезд»
1
16
Дифференцирование звуков [ч-ш.] Игра «Живые звуки»
1
17
Дифференцирование звуков [ч-ш.] Игра «Определи место звука в слове»
1
18
Дифференцирование звуков [т-ц.] Игра «Выдели часто слышимый звук»
1
19
Дифференцирование звуков [т-с.] Игра «Выделение последнего звука в слове»
1
20
Дифференцирование звуков [в-ф.] Игра «Кто больше придумает слов?»
1
21
Обобщение. Дифференциация мягких и твердых звуков. Игра «В каком домике я живу?»
2
22
Дифференциация мягких и твердых звуков. Игра «Кто больше придумает слов?»
2
23
Праздник звуков. Игра «Составь фишками слово»
1
24
Проверочное занятие. Игра «Составь фишками слово»
2
25
Схема слова. Игра с фишками.
1
Подготовка к обучению письма.
№ п/п
Тема занятия. Игра.
Кол- во
занятий
1
Знакомство с тетрадью, её разлиновкой. Правила посадки во время письма.
1
2
Виды линий. Горизонтальная, вертикальная, диагональная «Штрихуй так же».
2
3
Водный мир рыб. «Составь узор и продолжи».
1
4
Фрукты, грибы. Обвод по контуру. Игра «Найдите, лишнее», «Штрихуй в заданном направлении».
2
5
Круг, Игра «Что имеет мою форму?». Назови, нарисуй
1
6
Полуовалы. Игра – «Намотай клубочек»
1
7
Цирк. Игра «Что делают сначала и что делают потом»
2
8
Конкурс на самый красивый воздушный шарик. «Узор, шарики»
1
9
Ц°Игра «Узор или нет?», «Меткий стрелок»
1
10
Животные. Игра «Кто здесь лишний?». Косая штриховка.
1
11
Игра «Что изменилось?», «Дорисуй картинку»
1
12
Игра «Нарисуй такую же ёлочку». Слуховой диктант
1
13
Игра «Найди загаданную вещь», нарисуй похожий предмет
1
14
Узоры по аналогии и росчерки «Цветочек».
1
15
Самостоятельное составление узора. «Досуг людей»
1
16
Игра «Какие бывают цветы?» вертикальный узор.
2
17
Игра «Найди пару», «Заштрихуй одинаково»
2
18
Игра «Сколько здесь цветочков?»
1
19
Игра «Назови одним словом».
2
20
Овощи. Фрукты.
1
21
Игра «Посчитай все фигуры»
1
22
Игра«Найди пару»
1
23
Игра «Назови по порядку». Обобщение изученного
1
24
Обобщение изученного. Какие игры мы знаем
1
«Математические ступеньки».
Цели и задачи:
научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа.
целенаправленное и систематическое развитие познавательных способностей через развитие познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания.
В содержании объединены 3 линии:
арифметическая;
геометрическая;
содержательно-логическая.
Основные методы: практические, дидактическая игра, моделирование.
В конце изучаемого курса дети должны знать и уметь:
Знать название однозначных чисел;
уметь считать до 10 и обратно;
сравнить количество предметов;
определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
знать название основных геометрических фигур:
· треугольник;
· прямоугольник;
· круг;
различать геометрические фигуры и находить их прообразы в окружающей действительности;
проводить простейшие логические рассуждения:
· сравнить объекты;
· проводить классификацию предметов по заданным признакам;
· выявлять несложные закономерности и исследовать их для выполнения
задания.
«Математические ступеньки».
№
п/п
Тема занятия. Игра.
Кол-во занятий
1
Счет по осязанию в пределах 10. Игра «Веселый счет». Изучение цветов. Игра «Чудесный листочек».
1
2
Путешествие в разноцветную круглую страну. Число и цифра 1. Игра «Какого цвета предмет?»
1
3
Сравнение размеров предметов. Игра «Что лишнее?» Что случилось с Круглой страной? Круг. Овал. Игра «Сравни рисунки».
1
4
Ориентировка на плоскости листа. Число и цифра 2 Игра «Где? Покажи и скажи».
1
5
Путешествие в Треугольную страну. Число и цифра 3. Игра «Что изменилось?»
1
6
Сравнение числа предметов и размера предметов. Игра «Что больше?», «Чего больше?»
1
7
Путешествие в Четырёхугольную страну. Число и цифра 4. Игра « Повторяй за мной». Графический диктант.
1
8
Определение равного количества в группах разных предметов. Игра «Сравни рисунки».
1
9
Порядковый счёт в пределах 10. Число и цифра 5. Игра «Веселый счёт».
1
10
Количественный состав числа из единиц в пределах 10. Игра «Что изменилось?»
1
11
Название предыдущего и последующего числа. Игра «Большой - маленький - средний». Сравнение смежных чисел. Число и цифра 6. Игра «Ответь быстро».
1
12
Деление предметов на 2 равные части. Игра «Все делим поровну».
1
13
Дни недели. Число и цифра 7.
1
14
Прямоугольник. Квадрат. Число и цифра 8. Игра « Найди лишний предмет».
1
15
Нахождение геометрических фигур в окружающем мире. Игра «Кто самый
внимательный?»
1
16
Видоизменение геометрических фигур. Число и цифра 9. Игра «Подумай и измени», «Длинный - короткий».
1
17
Число и цифра 0. Упражнение в зарисовке геометрических фигур. Игра «Найти пару», «Толстый - тонкий».
1
18
Составление и решение простых арифметических задач.
Игра «Зрительный диктант», «Широкий - узкий».
1
19
Обратный счет 0-10-0. Игра «Продолжи счет».
1
20
Сравнение предметов по разным признакам. Игра «Кто быстрее», «Высокий - низкий».
1
21
Обобщение изученного. Счет от 1-10. Обратный счет 3-1.
1
22
Обратный счет 4-1. Составление и решение задач с опорой на практическую работу. Игры: «Что бывает круглым?», «Что изменилось?»
1
23
Обратный счет 5-1. Составление и решение задач с опорой на
практическую работу. Игры: «Время суток», «Когда ты ел?», «Найди
различие?»
1
24
Обратный счет 6-1. Составление и решение задач с опорой на
практическую работу. Игры: «Что бывает квадратным?», «Найди сходство».
1
25
Обратный счет 7-1. Составление и решение задач с опорой на практическую работу. Игры: «Путник и тень», «Высоко - низко», «Далеко - близко», «Впереди - сзади».
1
26
Обратный счет 8-1. Составление и решение задач с опорой на
практическую работу. Игры: «Что бывает треугольным?». «Справа –
слева».
1
27
Обратный счет 9-1. Составление и решение задач с опорой на
практическую работу. Игры: «Выполни команды», «Помести зверей в их
домики».
1
28
Обратный счет 9-1. Составление и решение задач с опорой на практическую работу. Игра «Кого не стало? Что появилось?»
1
29
Обратный счет 10-1, Составление и решение задач с опорой на практическую работу. Игра «Путник и тень». Графический диктант.
1
30
Систематизация изученных знаний. Игры: «Найди клад». Игры: «Помоги накрыть стол»
1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития ДОШКОЛЬНИКОВ '' М.: ACT,
2002г.
2. Гаврина С. Е. Учимся считать. Рабочая тетрадь.//М.: Росмен, 2011г.
3. Гаврина С. Е. Учимся писать. Рабочая тетрадь.//М.: Росмен, 2011г.
4. Гаврина С. Е. Готовим руку к письму. Рабочая тетрадь.//М.: Росмен,
2011г.
5. Гаврина С. Е. Развиваемся играя. //ФГУИПП. Нижполиграф, 2010г.
6. Гаврина С. Е. Рисую фигуры. // ФГУИПП, Нижполиграф, 2010г.
7. Землянухина Т.М. Подготовительная и коммуникативная активность ребенка
при подготовке его к школе.// Начальная школа, 2006г.
8. Конышева Н.М. К проблеме преемственности дошкольного и
начального образования// Начальная школа. 2008г.
9. Парамонова Л.Г. Подготовка к школе. Речь. Письмо. Математика.//
С.¬ Петербург.: 2006г.
10. Синицына Е. И Умные пальчики. М.: Лист. 2009г.
Степанова М.И. Здравствуй, школа! М.: АСТ-2007г.
15