Учебно-исследовательская деятельность студентов как форма внеаудиторной деятельности


Учебно-исследовательская деятельность студентов как формавнеаудиторной деятельности
Федорова М.Д.
Слайд 1.
Внедрение ФГОС 3 поколения заставило образовательные учреждения среднего профессионального медицинского образования пересмотреть подход к организации УИРС: студенты-медики никогда раньше не писали курсовые и выпускные квалификационные работы, и в нашем образовательном учреждении не существовало сложившейся системы подготовки обучающихся к этому виду учебной работы. Порядком организации учебно-исследовательской работы предусмотрено, что каждый студент, начиная с первого курса, каждый учебный год занимается УИРС с оформлением реферата (в соответствии с установленными требованиями, схожими с требованиям к курсовым и выпускным квалификационным работам) и обязательной его защитой на ежегодной учебно-практической конференции. Слайд 2.
Сегодня уже четко обозначились основные ориентиры медицинского образования нового типа:
- переориентация образовательного процесса с задач трансляции знаний и опыта на задачи обучения студентов умениям их самостоятельного приобретения и преобразования;
- интегративная междисциплинарная организация содержания образования;
- направленность на формирование у выпускников медицинских колледжей культуры клинического мышления;
- возрастание духовности в структуре личностных характеристик специалистов.
Слайд 3.
Развитие самообразования и самосовершенствование студентов – это взаимосвязанные процессы. Самообразование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры предполагает непосредственный личный интерес студента к самостоятельному изучению материала. Самосовершенствование - это самовоспитание или сознательное и целенаправленное действие человека по отношению к самому себе, с целью развития определенных нравственных качеств, в соответствии с представлениями о нравственном идеале, это развитие личностных навыков и качеств человека.
Слайд 4.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов становится неотъемлемой и важной частью образовательного процесса. Студент XXI века, будущий медицинский работник, должен осваивать приемы учебного исследования. Творческая деятельность студентов на занятиях и во внеаудиторной деятельности стимулирует интерес к профессии, совершенствует навыки общения и публичных выступлений. Для получения ожидаемых результатов, преподавателю, организующему самостоятельную внеаудиторную работу студентов, необходимо с максимальной эффективностью использовать каждый час, выделенный в образовательном процессе, целесообразно использовать конкретную форму самостоятельной работы применительно к данной дисциплине, теме, курсу и уровню подготовки студентов конкретной группы.
Слайд 5.
Основными целями самостоятельной работы являются:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
- углубление и расширение знаний;
- формирование умений использовать справочную, специальную, нормативную, правовую документацию и литературу;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию и самореализации;
- развитие познавательных способностей и активности, творческой инициативы, ответственности, организованности.
Наиболее трудными аспектами деятельности преподавателя по организации самостоятельной работы студентов считаем следующие:
- подготовка методического обеспечения самостоятельной работы;
- разработка методов эффективного контроля.
Для того, чтобы методически полноценно обеспечить блок самостоятельной внеаудиторной работы студентов, преподаватель должен определять:
- цели самостоятельной работы студентов;
- технологический процесс выполнения работы (как студент будет выполнять работу) и что ему для этого потребуется (пособия, технические средства и др.);
- конечный итог самостоятельной работы;
- конкретные сроки и виды контроля самостоятельной работы.
Кроме того, учитывая личностные характеристики студентов (способности, мотивы, уровень коммуникативной компетентности), необходимо дать посильное для студента задание и определить реальные сроки для его выполнения.
Элементы исследовательской деятельности для студентов колледжа должна вводиться постепенно, усложняясь от курса к курсу через различные виды самостоятельной работы.
На первом курсе студенты знакомятся с методами учебного исследования через доклады и индивидуальные предметные задания для написания рефератов, введение элементов творческого поиска при выполнении практических работ.
Слайд 6.
Доклад - это первый этап в организации учебно-исследовательской работы студентов, который осуществляется через публичное сообщение на определенную тему, способствует формированию первых навыков исследовательской работы, а реферативное исследование - это следующий этап в организации учебно-исследовательской работы студентов и он осуществляется через краткую запись идей или тем с анализом использованной литературы. Далее вводится непосредственное исследование, какого-либо процесса, явления.
Особым видом учебного исследования является курсовая работа, где важнейшими задачами, которого являются:
Слайд 7.
закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам профессиональной подготовки;
овладение методами научных исследований;
формирование навыков решения творческих задач в ходе учебного исследования по определенной теме;
формирование умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.
Слайд 8.
Курсовая работа - это своего рода итог годовой учебно-теоретической деятельности студента, это законченное самостоятельное исследование, призванное способствовать закреплению и проявлению знаний, полученных в процессе изучения общетеоретических и специальных дисциплин, умений и навыков, приобретенных во время практики, и их использованию в исследовательской и практической работе по специальности.
Выполнение студентами курсовых работ предусматривается основными профессиональными образовательными программами, рабочими учебными планами по специальностям СПО, разрабатываемыми в колледже и рассматривается как вид учебной и исследовательской работы по дисциплинам профессионального цикла и профессиональным модулям, реализуется в пределах времени, отведенного на их изучение.
Слайд 9.
Курсовая работа выполняется с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний, умений, общих и профессиональных компетенций;
углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
формирования умений применять теоретические знания при решении практических задач;
формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
подготовки к государственной итоговой аттестации, к написанию выпускных квалификационных работ.
В дальнейшем курсовая работа может перерасти в выпускную квалификационную работу.
Студенту желательно работать над одной темой, т.к. при этом приобретаются навыки научного исследования, и начатая на младших курсах научная работа "вырастает" в законченное научное произведение к защите выпускной квалификационной работы. Это возможно только при ответственном отношении к курсовой работе.
Слайд 10.
На последнем курсе – обязательное выполнение выпускных квалификационных работ с элементами научных исследований. Студенты самостоятельно разрабатывают и исследуют темы, которые наработаны при прохождении преддипломной практики.
Выпускная квалификационная работа является определенным итогом всей учебно-исследовательской деятельности выпускника и преследует следующие основные задачи:
систематизирует, закрепляет и расширяет теоретические и практические знания по специальности, позволяет применить эти знания при решении конкретных профессиональных задач;
формирует и развивает умение логично и грамотно излагать литературный материал и данные собственного исследования;
определяет степень готовности выпускника к осуществлению основных видов деятельности и составление качества подготовки выпускника Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования.
Слайд 11.
Выводы:
Таким образом, основная задача организации самостоятельной работы студентов (СРС) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы.
Основным принципом организации СРС должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий, при пассивной роли студента, к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.
Цель СРС - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
В заключение хочется отметить, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя, поэтому данные рекомендации не претендуют на универсальность. Их цель - помочь преподавателю сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы.
Слайд 12.
Рекомендации:
Необходимость разноплановой педагогической поддержки в поиске и овладении студентами приемами и способами эффективной самостоятельной работы.
Систематически использовать наглядные и технические средства обучения, такие, как видеозаписи, фото, слайды, компьютерные технологии.
Использовать систему творческих заданий межпредметного характера с элементами научного исследования.
Необходимо переработать в соответствии с ФГОС специальную учебно-методическую литературу, конспекты лекций, сборники задач и другие традиционные материалы, их электронные версии.
В современных условиях жесткой конкуренции карьерный успех, достойная зарплата, моральное удовлетворение от работы ждут того выпускника колледжа, который за время получения образования научился не просто поглощать преподносимые в готовом виде знания, а смог в результате самостоятельных творческих поисков находить оптимальное решение в рамках профессиональной компетенции. Рационально спланированная и реализованная самостоятельная внеаудиторная работа в данном случае станет «катализатором» деятельности будущего специалиста в области медицины.
Список использованной литературы.
1. Андреев В. И. Педагогика творчества саморазвития. – М., 1996.
2. Барышникова 3.А. Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов-заочников. – М., 2000.
3. Барышникова 3.А. Психолого-педагогическая практика: Учебно-методическое пособие. – М., 1998.
4. Кондрашова Л.В. Внеаудиторная работа по педагогике в педагогическом институте. – М.: «Педагогика», 1988.
5. Натанзон Э. Ш. Приемы педагогического воздействия. – М., 1972.
6. Педагогическая практика. / Под ред. Коджаспировой Т.М., Бориковой .В. – М., 1998.
7. Самостоятельная работа студента. // Педагогика в системе многоуровневого образования. Часть 1. Введение в педагогическую профессию: Программа и методические материалы / Сост.: Ф.К. Савина, Н.М. Борытко, О.Г. Нагибина и др. – Волгоград: «Перемена», 1998. – С. 7-18.