РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 Основы менеджмента и маркетинга

Министерство образования Красноярского края
краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Шушенский сельскохозяйственный колледж»
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.04 Основы менеджмента и маркетинга

специальности

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет, курс 2




















2016 г.

РАССМОТРЕНО
на заседании цикловой комиссии
экономических и правовых дисциплин
и модулей профессионального цикла
Протокол №____ от_____________2016
Председатель __________С. Н. Вейс
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
__________Г. Г. Василенко ______________2016










Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) входящим в состав укрупненной группы специальностей 38.02.00 Экономика и управление, по направлению подготовки:
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет.

Организация-разработчик: краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Шушенский сельскохозяйственный колледж» Красноярский край, Шушенский район,
п. Шушенское, кв. СХТ, д.20.

Разработчик: Моисеенко Татьяна Николаевна – преподаватель специальных экономических дисциплин.



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

13

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
16


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Основы менеджмента и маркетинга

Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО входящим в состав укрупненной группы специальностей 38.02.00 Экономика и управление, по направлению:
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном образовании и профессиональной подготовке квалифицированных рабочих по профессии бухгалтер. Уровень образования – основное общее.
Стаж - не требуется
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к общепрофессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У.1 - Планировать и организовывать работу подразделения;
У.2 - Формировать организационные структуры управления;
У.3 - Разрабатывать мотивационную политику организации;
У.4 - Применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
У.5 - Принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
У.6 - Учитывать особенности менеджмента и маркетинга в земельно-имущественных отношениях;
У.7 - Анализировать рынок недвижимости, осуществлять его сегментацию и позиционирование;
У.8 - Определять стратегию и тактику относительно ценообразования;
У.9 – Определять стратегию маркетинга;
Уд.1 - Управлять конфликтами, стрессовыми ситуациями;
Уд.2 - Анализировать внутренние и внешние среды предприятия, формировать миссию организации;
Уд.3 - Применять принципы маркетинга, различать виды маркетинга; различать виды рынков, определять емкость рынка;
Уд.4 - Определять конкурентоспособности товара;
Уд.5 - Определять эффективность рекламных расходов, разрабатывать рекламу;
Уд.6 – Решение ситуационных задач по маркетингу;
Уд.7 – Проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предприятия;
Уд. 8 - Принимать управленческих решений в конкретных ситуациях;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З.1 - Сущность и характерные черты современного менеджмента и историю его развития;
З.2 - Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям);
З.3 - Внешнюю и внутреннюю среду организации;
З.4 - Цикл менеджмента;
З.5 - Процесс принятия и реализации управленческих решений;
З.6 - Функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
З.7 - Систему методов управления;
З.8 – Методику принятия решений;
З.9 - Стили управления, коммуникации, деловое общение;
З.10 - Сущность и функции маркетинга;
З.11 - Конъюнктуру рынка недвижимости, динамику спроса и предложения на существующем рынке с учетом долгосрочных перспектив;
Зд.1 - Формы делового и управленческого общения в коллективе;
Зд.2 - Информационное обеспечение менеджмента;
Зд.3 - Методы мотивации и делегирования, управления конфликтами;
Зд.4 - Проведение товарной политики и планирования;
Зд.5 - Планирование своей деятельности в рекламной политике;
Зд.6 - Вопросы по изучению внешней среды маркетинга, включая формирование в России общественных классов и групп, демографических, политических, научно-технических, культурно-исторических факторов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен освоить:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ОК 3. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 8. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ПК 1.4. Участвовать в проектировании и анализе социального имеющегося недвижимого имущества.
ПК 4.1.Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте оценки и аналогичных объектах.
ПК 3.1. Выполнять работы по картографо-геодезическому обеспечению территорий, создавать графические материалы.
ПК 5.1. Организовывать свою деятельность как индивидуального предпринимателя (кадастрового инженера) или коллектива организации в соответствии с вышеприведенными видами деятельности.
ПК 5.2. Планировать за предпринимательскую деятельность и отчитываться за нее.
ПК 5.3. Устанавливать партнерские связи, заключать хозяйственные договора.
ПК 5.4. Обеспечивать получение прибыли от хозяйственной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов; самостоятельной работы обучающегося 30 час.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов
4 сем.

Максимальная учебная нагрузка (всего)
90
90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
60
60

в том числе:



практические занятия
20
20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
30
30

в том числе:



Написание рефератов по заданным темам
Подготовка сообщений, презентаций по заданным темам
Заполнение сравнительных таблиц, опорных конспектов
12
14
4
10
10
10

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы менеджмента и маркетинга
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Умения, знания
Уровень освоения

1
2
3

4

Раздел 1.
Менеджмент

46



Тема 1.1. Сущность и характерные
черты современного менеджмента
ОК 1-8
ПК 1.4
ПК 3.1
ПК 5.1-5.4

Содержание учебного материала
20




1
Введение: менеджмент, как особый вид профессиональной деятельности. Понятие менеджмента. Понятие управления. Виды менеджмента. Менеджер. Особенности труда руководителя. Функции управления: прогнозирование и планирование, организация, координация, мотивация, контроль.
2
З.1
З.6
З.4


2


2
Эволюция управленческой мысли: основные этапы развития менеджмента. Характеристика школ управления. Основные теоретические подходы к менеджменту. Современные школы менеджмента и его перспективы.
2
З.1

1


3
Характеристика основных типов организаций: общая характеристика организации. Характерные черты организации. Классификация организаций. Предприятие (фирма) как объект управления.
2
З.1
З.2

2


4
Организационно-правовые формы предприятий: организационно-правовые формы предприятий. Управление в условиях разных форм собственности.
2
З.1
З.2
2


5
Основные принципы и методы построения организационной структуры предприятия: основные принципы построения структур предприятия. Сущность линейной, функциональной, линейно – функциональной, матричной структур управления.
2
З.1
З.2

2


6
Внутренняя и внешняя среда предприятия: внутренние элементы организации. Факторы внешней среды прямого воздействия. Основные факторы внешней среды косвенного воздействия.
2
З.3
Зд.2

1


7
Планирование в системе менеджмента: планирование и его основные виды. Принципы планирования. Основные этапы планирования.
2
З.6
1


8
Система методов и стили управления: принципы и методы менеджмента. Характеристика организационно–распорядительных методов управления. Характеристика экономических методов управления. Характеристика социально – психологических методов управления. Основные стили руководства: авторитарный, демократический, либеральный.
2
З.7

1


9
Мотивация работников: понятие мотивации. Основные категории мотивации. Теории мотивации. Использование мотивационных механизмов в практике менеджмента.
2
Зд.3
2


10
Управленческие решения: Понятия управленческого решения и его отличия от других решений. Основные виды управленческих решений. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Эффективность решения.
2
З.5

1


Практические работы:
Сравнительный анализ организационно-правовых форм предприятия.
Составление заданной структуры управления.
Составление миссии организации.
Сравнительный анализ различных методов управления.
Анализа конфликтной ситуации и ее предупреждение.
Составление планов проведения совещаний, переговоров, бесед.
Рассмотрение вариантов управленческих решений в конкретных ситуациях.
14
2
2
2
2
2
2

2


Уд.7
У.2
Уд.2
У.5
У.3
У.3

Уд.1
У.1, У.4
Уд.8




Самостоятельная работа обучающихся:
- заполнение таблицы «Характеристика школ управления»;
- подготовка презентации «Модель современного руководителя»;
- подготовка рефератов «Стратегические альтернативы»;

·