Программа Социально – психологической адаптации обучающихся


Программа
Социально – психологической адаптации
обучающихся
в ГБПОУ СПЦ №3
Составитель программы:
Юлия Васильевна Михайлова
(Педагог - психолог)
г. Поронайск
2015 год
Обоснование программы.
Целью педагогического процесса в ГБПОУ «Сахалинский политехнический центр №3» является создание условий для формирования гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность обучающихся к высоким достижениям для общества.
Именно поэтому для нашего педагогического коллектива огромное значение имеет процесс адаптации обучающихся к ОУ.
Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений обучающегося к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Степень социальной адаптации обучающихся в СПЦ определяет множество факторов:
Индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества.
Ценностные ориентации.
Академическая активность.
Состояние здоровья.
Социальное окружение.
Статус семьи и т. д.
Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная социализация и адаптация обучающихся нового набора к жизни и учёба в ОУ является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста.
Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации обучающихся.
Этим и объясняется необходимость создания данной программы.
Цель и задачи программы.
Цель: осуществление социально-психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих успешной социализации и адаптации и социализации обучающихся к образовательно-воспитательному процессу в СПЦ.
Задачи:
Подготовить обучающихся к новым условиям обучения.
Формировать позитивные учебные мотивы.
Установить и поддержать социальный статус обучающихся в новых условиях обучения.Создать дополнительные пространства самореализации личности во внеурочное время.
Предупредить и снять у обучающихся психологический и физический дискомфорт, связанный с новой образовательно-воспитательной средой.
Этапы реализации программы.
Работа по реализации программы рассчитана на весь срок обученияо студентов в СПЦ осуществляется в III этапа.
Сроки реализации Задачи
I этап
- Оценить психологический и социальный статус обучающихся, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в СПЦ.
- Оказать социально-психологическую поддержку обучающихся в новую образовательно-воспитательную среду.
II этап - Выявить основные проблемы адаптации обучающихся и указать пути их решения.
- Определить способы устранения имеющихся противоречий.
-Внести коррективы в организацию учебно-воспитательного процесса.
III этап - Использовать полученную информацию для проведения семинаров классных руководителей, индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью предотвращения проблемных ситуаций в образовательно-воспитательном процессе.
- Организовать коррекционно-просветительскую работу с обучающимися для формирования сплочённых ученических коллективов.
- Проводить консультации и просвещение родителей обучающихся.
Модель адаптации обучающихся.
Цель:
Способствовать формированию социально-психологической устойчивости обучающихся к учебно-воспитательным условиям и спрогнозировать их дальнейшее развитие.
Задачи:
Оценить общее состояние адаптации обучающихся и факторов влияющих на его качество.
Исследовать содержание, качество и организацию адаптации обучающихся, готовность к производственной деятельности.
Определить мотивацию, перспективы и отношение к образованию.
Направления:
Психологическая адаптация, связанная с изменением выработанного стереотипа и формированием новых установок.
Социальная адаптация, затрагивающая взаимодействие и привыкание к новым условиям, к новому статусу.
Педагогическая адаптация, связанная с особенностями приспособления обучающихся к новым учебно-воспитательным условиям.
Профессиональная адаптация, связанная с подготовкой к будущей профессии, к трудовой деятельности.
Задачи Мероприятия Ответственные
1. Психологическая адаптация.
1. Помочь обучающимся раскрыть своеобразие своей личности.
2. Воспитывать потребность в самопознании и самооценке.
3. Диагностировать состояние здоровья обучающихся, их индивидуальные особенностью. 1. Психодиагностика, анкеты, тесты, беседы, деловые игры.
2. Знакомство с рациональными способами освоения различных предметов.
3. Индивидуальная работа с обучающимися:
- обсуждение индивидуальных трудностей;
- выработка позитивного отношения к временным неудачам. - Социальный педагог.
- Педагог-психолог
- Мастера п/о
-Классные руководители.
- Преподаватели.
- Воспитатели
.
2. Социальная адаптация.
1. Организовать регулярное изучение состояния социально-психологического климата в ученических группах.
2. Помочь раскрыть каждому обучающемуся своеобразие и богатство своей личности.
3. Способствовать сплочению коллектива, привлечение органов ученического самоуправления к адаптации студентов нового набора.
4. Поддерживать и развивать инициативы обучающихся.
5. Способствовать адаптации обучающихся к жизни в общежитии.
6. Создать положительный эмоциональный фон для взаимопонимания с родителями.
7. Вовлечь обучающихся в работу городских, районных, областных молодёжных объединений. 1. Ознакомление студентов с молодежной политикой региона.
2. Вовлечение студентов в систему дополнительного образования, общественную жизнь СПЦ, общежития.
3. Создание информационного пространства, освещающего жизнедеятельность СПЦ.
6. Групповые и общие родительские собрания, индивидуальная работа с обучающимися родителями. - Заместитель директора по СВ и ВР.
- Социальный педагог.
- Педагог-психолог
- Педагог - организатор
-Классные руководители.
- Родители.
- Студенческий совет.
- Администрация.
3. Педагогическая адаптация.
1. Выявить уровень правовой культуры, познакомить с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения.
2. Провести вводный инструктаж по технике безопасности.
3. Определить степень форсированности у обучающихся общеучебных умений и навыков.
4. Выявить уровень адаптации обучающихся к учебной нагрузке.
5. Взаимодействовать с преподавателями-предметниками с целью изучения особенностей адаптации к ним первокурсников и специфики адаптации каждого педагога к группе обучающихся нового набора.
6. Обеспечить соблюдение оптимальных санитарно-гигиенических условий в образовательном учреждении.
7. Способствовать выработке сознания обучающихся на необходимость ведения здорового образа жизни. 1. Знакомство с Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания в общежитии и др.
2. Анкетирование, беседы, наблюдения, социологические опросы.
3. Изучение расписания занятий, выявление степени занятости обучающихся во внеурочное время.
4. Активизация процесса самоподготовки к занятиям.
5. Рекомендации (памятки) педагогов-предметников по научной организации труда.
6. Проведение индивидуальных консультаций с родителями, групповых родительских собраний.
7. Выявление условий освещенности учебных аудиторий, качество ежедневных и генеральных уборок.
8. Организация здорового питания. - Заместитель директора по СВ и ВР.
- Социальный педагог.
- Педагог-психолог
- Педагог - организатор
-Классные руководители.
- Мастера п/о
- Родители.
- Администрация.-
4. Профессиональная адаптация.
1. Способствовать развитию профессионального самоопределения, формировать качества конкурентоспособного специалиста. 1. Встреча с выпускниками.
2. Проведение мероприятий в рамках «Неделя по профессии».
3. Анкетирование, беседы. - Заместитель директора по СВ и ВР.
- Классные руководители.
- Преподаватели.
Мастера п/о.
План мероприятий на период адаптации.
Содержание работы Сроки Ответственные
I. Аналитико-диагностическое направление.
1. Изучение личных дел обучающихся.
2. Анкетирование родителей.
3. Составление социальных паспортов.
4. Определение мотивации обучения.
5. Выявление разносторонних интересов, коммуникативных навыков.
6. Определение степени установки на здоровый образ жизни. В течение года Социальный педагог
Классные руководители
- Мастера п/о
- Педагог-психолог
II. Организация учебного процесса.
Взаимодействие с педагогами-предметниками с целью изучения особенностей социально-психологической адаптации к специфике учебных предметов:
а) Изучение расписания занятий.
б) Посещение уроков.
в) Анализ срезовых контрольных работ. В течение года - Мастера п/о
-Классные руководители
III. Организация воспитательной деятельности.
1. Вовлечение обучающихся в деятельность секций, кружков, клубов по интересам.
2. Ознакомление с действующими кружками и секциями города.
3. Формирование и развитие духовно-нравственных ценностей.
4. Формирование правовых знаний первокурсников.
5. Воспитание гражданина, патриота своей Родины.
6. Формирование навыков здорового образа жизни.
7. Формирование эстетических ценностей.
8. Привитие трудовых навыков.
9. Участие в мероприятиях в рамках недели по профессии.
10. Участие в мероприятиях по СПЦ № 3 и городских мероприятиях. В течение года - Заместитель директора по СВ и ВР.
- Социальный педагог.
- Педагог-психолог
- Педагог - организатор
-Классные руководители.
- Мастера п/о
- Родители.
- Администрация.
-Руководитель физического воспитания.
Волонтёры и ученический совет.
- Методист.
IV. Привлечение органов студенческого самоуправления к адаптации первокурсников. В течение года Волонтёры и ученический совет.
V. Организация информационного обеспечения обучающихся нового набора и классных руководителей. В течение года Волонтёры и ученический совет.
VI. Взаимодействие с родителями.
1. Родительские собрания (групповые, и общие)
2. Индивидуальные консультации.
3. Взаимодействие родительского комитета группы и колледжа со всеми структурными подразделениями. В течение года Классные руководители.Социальный педагог.Заместитель директора по СВ и ВР.
Члены родительского комитета.
VII. Организационные мероприятия по адаптации обучающихся к новым жилищно-бытовым условиям проживания в общежитии.
1. Вселение в общежитие.
2. Контроль соблюдения правил проживания в общежитии. В течение года Классные руководители.Комендант общежития.Социальный педагог.
VIII. Социально-психологическое сопровождение обучающихся, родителей.
1. Анкетирование
2. Посещение квартир студентов
3. Родительское собрание
4. Разработка буклетов и памяток для обучающихся и родителей
5.Груповые и индивидуальные консультации родители, обучающихся, и педагогического состава В течение года Социальный педагог
Педагог-психолог
IX. Контроль реализации программы адаптации первокурсников к системе среднего профессионального образования.
Ожидаемые результаты:
6.1. Создание комфортной среды.
6.2. Сформированность традиций.
6.3. Успеваемость.
6.4.. Отсев обучающихся. В течение года Администрация
Заместитель директора по СВ и ВР.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Нормативно-правовой базой для разработки программы социализации и адаптации являются следующие документы:
1. Устав государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сахалинский политехнический центр №3»
2. Положение о социально-психологической службе ГБПОУ СПЦ №3
4. Правила внутреннего распорядка для обучающихся в ГБПОУ СПЦ №3
5. Положение о постановке обучающихся ГБПОУ СПЦ №3
6. Положение о психолого-педагогическом консилиуме в ГБПОУ СПЦ №3
7.Программа социально-педагогического и психологического сопровождения обучающихся.
Заключение
Главным в адаптации остается процесс психологической перестройки личности студента, его заинтересованности, а также способности, умение и желание приспосабливаться к новой социальной среде, к условиям обучения в колледже.
И здесь большую роль играет самостоятельная, творческая работа студента. А задачей является, прежде всего, не только быстрее и мягче адаптировать, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные условия современной жизни.
Поэтому и помощь должна осуществляться всеми специалистами колледжа на основе их совместного взаимодействия.
Таким образом, выявление трудностей у студентов и определение путей их преодоления позволит повысить адаптационную активность студентов, успеваемость и качество знаний.
Литература
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.,2001.
Выготский Л.С.Психология.-М: Изд-во Эксмо-Пресс, 2000. – 108 с.- (Серия «Мир психологии»)
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М.,1996.
Грецов А.Г., Жукова Е.В. Из школы в жизнь: социально психологическая адаптация старшеклассников/ Грецов А.Г., Жукова Е.В.: журнал «Психология и школа», 2002 -№ 1. – стр. 34-43
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками/Л.Ф.Анн. - Питер,2008.-272 с.
Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков/А.Г.Грецов.-Питер,2005.-160 с.
Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. М., “Флинта”, 2003, 181 с.
Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.,2000.
Психологический тренинг с подростками /Л.Ф. Анн.-СПб.,2003.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.,2001.
Приложения №1
Анкета
«Определение степени адаптированности студентов»
1.Почему вы выбрали ГБПОУ СПЦ №3 для своего профессионального обучения?
это мой личный выбор
повлияли родители
много слышал о колледже
узнал от знакомых, друзей
не взяли в школу
другое_________________________________________
2.Укажите, пожалуйста, что повлияло на выбор специальности, которую вы получаете в ГБПОУ СПЦ №3?
желание получить выбранную мной специальность
недостаток информации о других специальностях
мнение родственников, друзей, знакомых
специальность соответствует моим интересам
востребованность данной специальности на рынке труда
другое___________________________________________
Получаете ли вы помощь от преподавателей в решении учебных и жизненных вопросов?
да
нет
частично
никогда не получаю
4. Испытывали ли вы тревогу в первые дни обучения в СПЦ?
да
нет
Как вы оцениваете взаимоотношения в вашей студенческой группе?
мы все хорошо общаемся
мы общаемся, но в мини-группах
мы не общаемся совсем
мы общаемся только на тему учебы
другое________________________________________
Какие черты характера, по-вашему, нужны студенту для успешного обучения в СПЦ?
сила воли
целеустремленность
ответственность
терпимость
активность
все вышеперечисленные
другое__________________________________________
Какие трудности вы сейчас испытываете?
в учебе, в условиях обучения
в общении с группой
в общении с преподавателями
в общении с куратором
в общении с мастером
в общении с родителями и родственниками
другое___________________________________________
Участвуете ли вы во внеклассных мероприятиях СПЦ?
активно участвую
изредка участвую
не участвую совсем
нет желания в этом участвовать
После двух месяцев в колледже, есть ли у вас желание продолжать учебу?
да
нет
не знаю
хочу обратно в школу
10. В каких кружках и секциях ты хотел бы заниматься в СПЦ?
Спортивные: Какие?_______________________________________________________
Танцевальный
Вокальный
КВН
Информатика
Психология общения
Другое___________________________________________________________________
11. Что для вас самое главное в жизни? (можно выбрать 2 ответа)
Материальное благополучие
Здоровье
Уважение окружающих
Удовольствие, развлечения
Приложения №2
Диагностики психических качеств по Г. АйзенкуИнструкция: предлагаем вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит вам, то за ответ ставится – 2 балла; если подходит, но не очень - 1 балл; если совсем не подходит 0 баллов
Фамилия _________________________ Имя ____________________ №группы _______
Психические состояния Подходит Подходит но не очень Не подходит
2 1 0
1. Не чувствую в себе уверенности 2. Часто из-за пустяков краснею 3. Мой сон беспокоен 4. Легко впадаю в уныние 5. Беспокоюсь о еще только воображаемых неприятностях 6. Меня пугают трудности 7. Люблю копаться в своих недостатках 8. Меня легко убедить 9. Я мнительный 10. С трудом переношу время ожидания 11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход 12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом 13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя 14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат 15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной 16. Я нередко чувствую себя беззащитным 17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния 18. Чувствую растерянность перед трудностями 19. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, что бы меня пожалели 20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми 21. Оставляю за собой последнее слово 22. Нередко в разговоре перебиваю собеседника 23. Меня легко рассердить 24. Люблю делать замечания другим 25. Хочу быть авторитетом для окружающих 26. Не довольствуюсь малым, хочу, наибольшего27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю 28. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться 29: У меня резкая, грубоватая жестикуляция 30. Я мстителен 31. Мне трудно менять привычки 32. Нелегко переключаю внимание 33. Очень настороженно отношусь ко всему новому 34. Меня трудно переубедить 35. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться 36. Нелегко сближаюсь с людьми 37. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана 38. Нередко я проявляю упрямство 39. Неохотно иду на риск 40. Резко переживаю отклонения от принятого мною режима Обработка результатов по исследованию
«психических качеств по Г. Айзенку»
Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4 группу вопросов:
I. вопросы №№ 1-10 — тревожность.
II. вопросы №№ 11-20 — фрустрация.
вопросы №№ 21-39 — агрессивность.
вопросы №№ 31-40 — ригидность.
I.Тревожность
0—7 баллов — не тревожные;
8—14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня;
15—20 баллов — очень тревожные.
II.Фрустрация
0—7 баллов — вы имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей;
8—14 баллов — средний уровень, фрустрация имеет место;
15—20 баллов — у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач:
III.Агрессивность
0—7 баллов — вы спокойны, выдержанны;
8—14 баллов — средний уровень;
15—20 баллов — вы агрессивны, невыдержанны. Есть трудности в работе с людьми.
IV.Ригидность
0—7 баллов — ригидности нет, легкая переключаемость;
8—14 баллов — средний уровень;
15—20 баллов — сильно выраженная ригидность, вам противопоказаны смена места работы, изменения в семье.
Приложение №3
Информация об адаптации обучающихся первого курса в студенческой среде
Группа _______________
Количество обучающихся_______
Юноши:_______
Девушки:______
Учащиеся прогуливающие без уважительной причины:___________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Неуспевающие:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Хорошисты:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Активисты:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Неформальные лидеры:
положительные: ____________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
отрицательные:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группировки:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учащиеся с отклоняющимся поведением:______________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кого бы хотели поставить на внутренний учет:_________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Классный руководитель:_______________________/_____________________/
Мастер п/о :________________________/_____________________/
Приложение №4
Индивидуальная
психолого-педагогическая карта обучающегосяФ.И.О._______________________________________________________________________
Группа ________________________
1. Волевые качества, которыми обладает обучающийся:
целеустремленность
настойчивость
выдержка
решительность
инициативность
организованность
дисциплинированность
смелость
исполнительность
самостоятельность
2. Характерные особенности личности обучающегося:
дисциплинирован - не дисциплинирован;
конфликтует с одногруппниками – не конфликтует;
конфликтует с окружающими – не конфликтует;
агрессивное поведение – спокойное - доброжелательное поведение;
педантизм – отсутствие педантизма;
трудно воспитуем – легко поддается воспитанию;
завышенная самооценка – заниженная самооценка.
3. Отношение к обучению:
отрицательное
избирательное
учиться с интересом
учебой не интересуется
4. Характер общения в группе:
малообщителен
общается избирательно
общение ровное, со всеми в группе
является центром общения
неформальный лидер
изолированный
5. Характер общения с преподавателями:
конфликтен
на замечания реагирует агрессивно
доброжелателен, выдержан
отношения ровные, спокойные
6. Общественная активность:
не участвует в жизни группы
пассивный участник общественных дел в группе
организатор творческих дел в группе
участник спортивных мероприятий
активный участник творческих дел в колледже
7. Взаимоотношения с одногруппниками:
деловые,
ровные дружеские,
теплые,
конфликтные,
ни с кем не общается
8. Манера, стиль общения с окружающими:
доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);
недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);
экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);
интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).
9. Отношение к общественному мнению:
активно-положительное (понимает критику, согласен с ней, недостатки стремится исправлять);
пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);
безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);
негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет).
10.Внешний вид:
аккуратный внешний вид
безразличие к одежде
неряшливость в одежде
постоянное ношение спортивной формы
11.Культура речи:
высокая культура речи
регулярное употребление нецензурных выражений
позволяет себе употребление нецензурных выражений
нецензурные выражения в речи появляются, но редко
на замечания не реагирует
12.Отношение к алкоголизму, курению:
курит регулярно
курит за компанию
не курит
выпивает иногда
не пьет
был замечен с запахом алкоголя в колледже
имеет выговоры и предупреждения за употребление алкоголя
13.Состоит на учете:
КДН
ОДН
Внутренний контроль образовательного учреждения
Сколько раз приглашался на Совет профилактики___________________