Статья на тему:Проектная деятельность в начальной школе как форма организации внеурочной деятельности.


Проектная деятельность в начальной школе как форма организации внеурочной деятельности
Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности
Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на разных уровнях: от исполнительского до творческого, созидательного.Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.Воспитание в школе не локализуется, не сводится к какому-то одному виду деятельности, оно пронизывает и учебную и внеурочную деятельность. В государственных стандартах нового поколения сказано, что именно внеурочная деятельность наиболее эффективно способствует процессу социализации личности каждого ребёнка.На организацию внеурочной деятельности отводится 10 часов в неделю. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, КВН, викторин, игр, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Внеурочная деятельность в классе представлена следующими направлениями работы:• спортивно-оздоровительное;• художественно-эстетическое;• научно-познавательное ; • духовно-нравственное .Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, реальной самостоятельной деятельности учащихся и, что особенно важно, для осуществления ими морально-нравственного выбора не на словах, а на деле. Основной формой организации внеурочной деятельности школьников является проектная деятельность учащихся.Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.На мой взгляд, проект – это решение проблемы в общении силами единого творческого коллектива.Создание проекта – это творчество в первую очередь учеников, работающих над проектом.П - ПроблемаР – Решение решаетсяО – Общение опытомЕ – Единство единствомК – Коллектив командыТ - Творчество творчеством Следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность. Учитывая уровень развития самостоятельности у ребенка, помощь учителя может состоять: • в подборе литературы и других источников информации по теме; • в формулировании гипотезы и определении целей, которых надо достичь; • в показе способов и приемов работы с найденным материалом; • в обсуждении собранного материала; • в подготовке текста в моделировании, в том числе и компьютерном выступления. В первом классе у детей практически нет опыта совместной работы. Соответственно необходимо делать акцент на заданиях, которые позволяли им быстрее познакомиться друг с другом и начать формировать коллективные формы взаимодействия. По мере взросления детей и накопления опыта общения в классе акценты смещаются на: развитие навыков согласовывания личных интересов с интересами других, обучение правилам эффективной организации совместной работы становление эмоциональной сферы.Учащиеся выполняют КТР (коллективно-творческие работы), творческие проекты. Коллективно-творческие работы. Например, КТР (изготовление панно) «Дерево нашего класса», «Московский Кремль», «Мы прилетели на другую планету».Мы совершили первые шаги в проектную деятельность. Наша коллективная творческая работа (КТР) «Дерево нашего класса». Цель: вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс; формировать навыки совместной работы; развивать интерес к предмету, творческие способности учащихся, эстетический вкус; воспитание чувства уважения одноклассников.Этапы проведения КТР:• на первом внеклассном занятии по теме « Давай познакомимся» рисование ребятами своих портретов и изображение на рисунках своих любимых занятий, увлечений; пояснение рисунков; игра «Кто я?».• изготовление на занятиях кружка «Умелые руки» коллективной аппликации «Дерево», кроме дубовых листочков.• на втором занятии крепление на дерево дубовых листочков, с написанными именами учащихся (рассказывание о себе).• поиск и обсуждение названия и девиза классного коллектива с привлечением помощи родителей; название коллектива «Дружная семейка», девиз: «Двадцать один не один – в обиду не дадим» В результате КТР дети поняли, что надо учиться дружить с одноклассниками и уважать друг друга, потому что мы – одна семья.По аналогии было выполнено КТР «Московский Кремль» (панно) «Мы прилетели на другую планету».Начиная со 2-го класса, целенаправленно начинаю применять метод проектов. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления. Ученые определили, что одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж. Учителю необходимо только вовремя стимулировать эту деятельность. С интересом детьми воспринимаются творческие проекты. «Безопасность на дорогах».
Этапы проведения проекта.
Исследовательский (подготовительный) этап. На этом этапе осуществляется поиск проблемной области. Я использую метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем. В результате область проблемы определена – «Безопасность на дороге». Проблемный вопрос: как защитить себя от опасностей на дороге?Обсуждение темы проекта. Выбор творческого названия проекта («На улице – не в комнате, о том, ребята, помните!»)Формирование 4 групп учащихся, состоящих из 5-7 человек. (1-ая - подбирает материал о светофоре; 2-ая – правилах пешехода; 3-ая – о дорожных знаках; 4-ая – о правилах поведения велосипедиста). Творческие группы комплектовались с учетом индивидуальных особенностей и пожеланий учащихся. Обсуждение и составление плана работы учащихся в группе с помощью учителя. Каждый учащийся получил свою часть работы.Обсуждение со школьниками возможных источников информации.Предварительное ознакомление с собранным учащимися материалом, консультация для учащихся проекта.Организация самостоятельной работы учащихся по выполнению заданий. Выполнение творческой работы. Проведение презентации творческой работы» Азбука дорожного движения». Были выпущены буклеты; проведено выступление агитбригады с информационной минуткой в классах начальной школе в форме участие в городской акции «Письмо водителю нарушителю».Оценивание проведенной работы. После защиты и просмотра проектов проводилось их обсуждение с акцентом на успехах детей и на организации работы в группах.Объективно и всесторонне оценить творческую проектную деятельность школьников помогают оценочные листы проектов. (Взаимопроверка и самооценка).Оценочный лист проекта Группа №__ Тема проекта ___________________Этапы выполнения проекта Оценки1. Исследовательский (Сбор информации) 2. Практический (Работа в группе) 3. Творческий (Защита проекта) 4. Самооценка Итоговая оценка Ребята высказали удовлетворенность результатами проделанной работы. Каждый учащийся в группе должен владеть учебным материалом по теме, уметь представить и свою работу, и работу других членов группы. Многие дети изъявили желание продолжать работать над проектами. В этом случае метод проектов используется не только для приобретения знаний, но и для выработки навыков культуры общения, как-то умение попросить о помощи или дать консультацию, так как именно в процессе взаимопомощи дети лучше усваивают изучаемый материал. Очевидно, что улучшается психологический микроклимат в группе.В рамках выполнения творческих проектов учащимися происходит развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей, что способствует ознакомлению работы в сотрудничестве (командная, групповая работа), которому я уделяю особое внимание.С второклассниками и третьеклассниками чаще используются групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в проектную деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности. Представление результата исследования проходит в разной форме: праздники, викторины, защиты. Современный классный час – это представление результата исследовательской деятельности учащихся на определённую тему. Хочется отметить такую форму современного классного часа как защита коллективных исследовательских проектов. Так исследовательский проект «Будь природе другом!» сыграл огромную роль в нравственном воспитании младших школьников. Целью данного проекта являлось создание условий для осознания учащимися своей моральной ответственности за судьбу родной Земли, формирование экологической культуры. В рамках проекта ребята изготовили игры «Экологический светофор» и «Будь природе другом» и плакаты по охране природе. Интересная и познавательная игра «Будь природе другом!», которая поможет проверить свои знания по правилам поведения в природе. Демонстрируются слайды с вопросами и тремя вариантами ответов. Каждый ответ определенного цвета (синий, желтый, зеленый). Чтобы ответить на вопрос надо показать фишку того цвета, который соответствуют, по-вашему, мнению, правильному ответуРаботу обобщили в виде электронного наглядного пособия «Практическая экология или что может сделать каждый». Своими выводами поделились с учащимися начальной школы.Многие дети увлеклись исследованием, им нравится наблюдать, экспериментировать, узнавать что-то неизвестное. «Баба-яга: кто она?», «Почему самолёт оставляет след в небе?», «Наша пища и витамины», «Вес школьного портфеля», «Какие бывают правила?» - вот лишь некоторые из работ учащихся, которые носили исследовательский характер и с которыми они успешно выступали на школьных и городских НПК. Организация поисково-исследовательской деятельности в воспитательной работе для ученика имеет следующие результаты: умение работать с информацией; ребёнок приобретает опыт планирования; расширение кругозора; развитие мышления; развитие эмоциональной сферы; опыт публичного выступления.Работа над проектом стимулирует интерес младших школьников, развивает познавательные навыки учащихся, побуждает к самостоятельной работе на уроке и дома. Интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры – каждому находится дело по душе. Ребенок познает окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески. Анализируя работы учащихся, видны преимущества использования метода проектов в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания, я пришла к выводу о продолжении его использования – такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, творчески.