Презентация Технология проблемно-диалогического обучения


Технология проблемно- диалогического обучения На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении и психологии творчества разработана технология проблемно- диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС Проблемно–диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. методыпроблемныетрадиционные«классические»«сокращенные»Постановки проблемыПоиска решенияКлассификация методов обученияСообщение проблемы учителем от проблемной ситуацииСообще-ние гипотез, проверка учителемПостановка проблемы учениками от проблем-ной ситуацииВыдвиже-ние и проверка гипотез ученикамиПобужда-ющий диалог от проблем-ной ситуацииПобужда-ющий к гипотезам и провер-ке диалогПодво-дящий к теме диалогПодво-дящий от проблемы диалогСообще-ние темы с мотиви-рующим прие-момПодво-дящий без пробле-мы диалог





Тип проблемной ситуацииТип противоречияПриёмы создания проблемной ситуациис удивлением  между двумя (или более) положениями1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданиеммежду житейским представлением учащихся и научным фактом3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностьюс затруднением между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполненоПриемы создания проблемных ситуаций
Сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогаю ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога организую поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам. 7Виды диалогов Побуждающий диалогВопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы+ Развивает творческое мышление+ Максимально близок к жизненным ситуациям- Ученики могут увести в сторону от темы- Невозможно рассчитать время на урокеПодводящий диалогЦепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем+ Развивает логическое мышление+ Просчитывается по времени+ Ведет к нужному результату коротким путем- В меньшей степени развивает творчество и инициативуВключение в диалог «молчащих» детей:- Петя, поясни, что ты понял из того, что сказал Вася? …Таня, можешь объяснить Пете, что сейчас сказал Вася? …Вася, мы правильно тебя поняли? …

Регулятивные УУДУчиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.Составлять план.Работая по плану, сверять свои действия с целью.Определять степень успешности выполнения своей работы. Проблемно-диалогический урок1.Постановка проблемы: -«С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)» 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?»3. Поиск решения: «По тексту определите …»4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?»Проблемно-диалогическая технология (с1999г.)Цель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС)Средство - открытие знаний вместе с детьмиМельникова



Этапы проблемно-диалогического урока. 10Примерный алгоритм при подготовке проблемно-диалогического урока1.Отобрать минимум – новые знания данного урока2. Поставить цели урока – каким действиям по работе с новым знанием будем обучать (развитие предметных умений)3.Спроектировать постановку проблемы: цели, вопроса, темы урока (+версии решения)4.Наметить актуализацию знаний, которые нужны для решения проблемы и планирование поиска решения.5.Обозначить шаги поиска решения проблемы: какие знания и как ученики смогут открыть сами.6.Спланировать выражение решения проблемы 7. Подготовить задания на применение нового знания



111.Отобрать минимум – новые знания данного урокаКак мы можем определить минимум?С помощью таблицы требований в дневнике. С помощью программы, например, в методических рекомендациях.С помощью учебника (перечень умений на стр. 7) Объяснять действие притяжения Земли на предметыС помощью вывода в параграфеПонятие, которое нужно запомнить





МинимумВыбор фрагментов учебника, обязательных и необязательных для изучения12Объяснять действие притяжения Земли на предметыМинимум

Выбор фрагментов учебника, обязательных и необязательных для изучения13Объяснять действие притяжения Земли на предметыМинимумМинимум

Выбор фрагментов учебника, обязательных и необязательных для изучения14Объяснять действие притяжения Земли на предметыДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ используется в случае, если на уроке остается время. Дополнительный материал может заменить необязательную часть материала параграфа.
Выбор фрагментов учебника, обязательных и необязательных для изучения15ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ для любознательных используется Только в сильном классе или для сильных учеников, проявивших интерес к теме урока.Объяснять действие притяжения Земли на предметы
162. Поставить цели урока – каким действиям по работе с новым знанием будем обучать (развитие умений)УМЕТЬ ОБЪЯСНЯТЬ МИРУМЕТЬ ОБЪЯСНЯТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУдве главные линии развития (цели) предмета окружающий мир1. Объяснять действие притяжения Земли на предметы2. Нахожу и формулирую проблему урока вместе с учителем





173.Спроектировать постановку проблемы: цели, вопроса, темы урокаЧто происходит с людьми на другой стороне Земли по мнению Лены?Логично ли она рассуждает? (вспомните свой бытовой опыт) А Миша прав? Какой у вас возникает вопрос? Что мы узнаем на уроке?Что вас удивляет? Совпадает ли мнение Лены и Миши?Какие вопросы можно задать к диалогу Лены и Миши?Как вы думаете, что ответил Миша? (версии)


Что у нас будет написано на доске?18Вопрос, сформулированный школьникамиОтвет, полученный на урокеПочему люди на другой стороне Земли не падают?Почему предметы не улетают от Земли?ИЛИ Земля притягивает к себе предметы. 194.Обозначить шаги поиска решения проблемы: какие знания и как ученики смогут открыть сами.Работа с текстом и иллюстрациями учебникаПроведение опытов, наблюдений, анализ жизненного опытаДиалог на основе опыта детейДиалог на основе чтения текста 205.Обозначить шаги поиска решения проблемы: какие знания и как ученики смогут открыть сами.Пример подводящего диалогаЧто наблюдал Ньютон? (Как падают яблоки)Какую причину падения яблок на землю предположил Ньютон? (притяжение Земли)Какое явление, основанное на притяжении, сумел объяснить Ньютон? (движение Луны)Составьте подводящий диалог к тексту
6.Спланировать выражение решения проблемы 21ЗемляЛунаОпорный сигнал, который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов 7. Подготовить задания на применение нового знания22УчебникНа что нацелены разные задания, имеющие ●, ●, ●● Репродуктивные задания, нацеленные только на предмет● Продуктивные задания, нацеленные на познавательные УУД, ● Продуктивные задания, нацеленные на личностные результатыНужно ли выполнять их все?Конечно нет!
7. Подготовить задания на применение нового знания23Рабочая тетрадьНужно ли выполнять их все? А сколько?Конечно нет! 1-2 в классе и 1 на выбор дома.
Главный вывод Деятельностный подход и технология проблемного диалога в частности позволяет достичь нового образовательного результата