Статья Технология проблемно-диалогического обучения


Технология проблемно-диалогического обучения
На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении и психологии творчества разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.
Проблемно–диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Классификация методов обучения.
В своей работе чаще использую классические проблемные методы.
1.Постановка проблемы учениками от проблемной ситуации и Выдвижение и проверка гипотез учениками
2. Побуждающий диалог от проблемной ситуации и Побуждающий к гипотезам и проверке диалог
Приемы создания проблемных ситуаций .Работаю с разными типами проблемных ситуаций:
проблема с удивлением и проблема с затруднением, выстраивая противоречия -- между двумя положениями
- между житейским представлением и научным фактом
- между необходимостью и невозможностью выполнить задание.
Стараюсь применять разные виды приёмов при создании проблемной ситуации:
1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения
2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием
3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью
4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим
6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено
Сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогаю ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию.
Затем посредством побуждающего или подводящего диалога организую поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
Виды диалогов:
Применяя разные виды диалогов следует учитывать их достоинства и недостатки в конкретной ситуации.
Побуждающий диалог
Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы
+ Развивает творческое мышление
+ Максимально близок к жизненным ситуациям
- Ученики могут увести в сторону от темы
- Невозможно рассчитать время на уроке
Подводящий диалог
Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем
+ Развивает логическое мышление
+ Просчитывается по времени
+ Ведет к нужному результату коротким путем
- В меньшей степени развивает творчество и инициативу
Включение в диалог «молчащих» детей:
- Петя, поясни, что ты понял из того, что сказал Вася? …
Таня, можешь объяснить Пете, что сейчас сказал Вася? …
Вася, мы правильно тебя поняли? …
Выстраиваю этапы рассмотрения проблемы
1.Постановка проблемы: -«С одной стороны… , но с другой стороны …»;
-«Что вас удивляет? …»
-«Какой возникает вопрос? (проблема)»
2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?»
3. Поиск решения: «По тексту определите …»
4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?»
Регулятивные УУД
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Составлять план.
Работая по плану, сверять свои действия с целью.
Определять степень успешности выполнения своей работы.
Для удобства на экране этапы фиксируем значками.
9.слайд
Примерный алгоритм при подготовке проблемно-диалогического урока
При подготовке урока опираюсь на данный алгоритм.
1.Отобрать минимум – новые знания данного урока
2. Поставить цели урока – каким действиям по работе с новым знанием будем обучать (развитие предметных умений)
3.Спроектировать постановку проблемы: цели, вопросы, темы урока (+версии решения)
4.Наметить актуализацию знаний, которые нужны для решения проблемы и планирование поиска решения.
5.Обозначить шаги поиска решения проблемы: какие знания и как ученики смогут открыть сами.
6.Спланировать выражение решения проблемы
7. Подготовить задания на применение нового знания
Предлагаю рассмотреть проектирование одного из уроков окружающего мира во 2 классе: тема: Притяжение Земли.
11. слайд.
1.Отобрать минимум – новые знания данного урока
С помощью таблицы требований в дневнике.
С помощью программы, например, в методических рекомендациях.
С помощью учебника (перечень умений на стр. 7)
С помощью вывода в параграфе
12-13 слайд.
Выбор фрагментов учебника, обязательных и необязательных для изучения
14 -15 слайд.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ используется в случае, если на уроке остается время. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ для любознательных используется только в сильном классе или для сильных учеников, проявивших интерес к теме урока.
16 слайд.
2. Поставить цели урока – каким действиям по работе с новым знанием будем обучать (развитие умений)две главные линии развития (цели) предмета окружающий мир
УМЕТЬ ОБЪЯСНЯТЬ МИР и УМЕТЬ ОБЪЯСНЯТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИР
1. Объяснять действие притяжения Земли на предметы
2. Нахожу и формулирую проблему урока вместе с учителем
17 слайд.
3.Спроектировать постановку проблемы: цели, вопроса, темы урока
На основе диалога из учебника выстраиваем подводящий диалог.
18 слайд.
В итоге предыдущей работы ученики формулируют вопрос (тему урока).
И в конце урока появится ответ на поставленный вопрос.
19-20 слайд.
4.Обозначить шаги поиска решения проблемы: какие знания и как ученики смогут открыть сами.
Выбираем работу с текстами и иллюстрациями учебника, а также проведение опытов, наблюдений, анализ жизненного опыта. Выстраиваем подводящий диалог на основе полученных знаний.
21 слайд.
6.Спланировать выражение решения проблемы: по мере открытия учениками нового знания на доске появляется опорный сигнал.
22-23 слайд.
7. Подготовить задания на применение нового знания:
Использую вопросы и задания учебника, которые нацелены на формирование УУД. А также задания из рабочей тетради.
24 слайд.
Вывод:
Деятельностный подход и технология проблемного диалога в частности позволяет достичь нового образовательного результата.