Презентация: «Технология проблемно-диалогического обучения»


Исхакова Р.У. МОБУ СОШ с. Октябрьское Стерлитамакский район Технология проблемно-диалогического обучения УЧЕНИК Обладает ли приемами учения? Умеет ли жить среди людей и сотрудничать с ними для достижения совместного результата? Готов ли к самообразованию? Способен самостоятельно принять решения? Цель:развитие интеллекта и творческих способностей учащихся;формирование прочных знаний;повышение мотивации через эмоциональную окраску урока;воспитание активной личности.Научить самостоятельно решать проблемы В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Традиционный урок1. Учитель проверяет д/з учеников.2. Учитель объявляет новую тему.3. Учитель объясняет новую тему.4. Учитель организует закрепление знаний учениками. Проблемно-диалогический урок1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?».2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания).4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет. Технология проблемно-диалогического обучения Тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение материала через следующие этапы творчества:постановка проблемы;поиск решения;выражение решения;реализация продукта и его оценивание. Постановку учебной проблемы и поиск решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога Проблемно Диалогическое Классификация методов обучения сообщение знания подводящий диалог без проблемы подводящий диалог от проблемы побуждающий к гипотезам диалог поиска решения сообщение темы сообщение темы с мотивирующим приёмом подводящий к теме диалог побуждающий от проблемной ситуации диалог постановка учебной проблемы традиционные проблемные методы Выдвижение версий, гипотезАктуализация знанийПланирование деятельностиПоиск решения Создание проблемной ситуацииФормулирование проблемы Технология создания проблемы Выражение решения Постановка учебной Формулирование нового знания Применение нового знания Методы постановки учебной проблемы Вы смогли выполнитьзадание? В чем затруднение? Чем это задание не похожена предыдущие? 3. Дать практическоезадание, не сходное спредыдущими. Вопрос был один? А сколько мнений? Или задание было одно? А как его выполнили?Почему так получилось?Чего мы не знаем? 2. Столкнуть мненияучеников вопросом илипрактическим заданием нановый материал. Выбрать подходящееКакой возникает вопрос?Какая будет тема урока? Что вас удивило? Что интересного заметили?Какие факты налицо? 1. Одновременнопредъявить ученикампротиворечивые факты,теории, мнения. Побуждение к формулированию проблемы Побуждение к осознанию противоречия Приемы создания проблемной ситуации Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалогПодводящий к знанию диалог Общее побуждение Подсказка Сообщение Формулирование нового знания Узнать из каких частиц состоит атом.Как определять состав атомных ядер.Что такое атом. Цели Строение атома. Состав атомных ядер. (запись в тетрадь) Сформулируйте тему урока (запись на доске темы) Тема В состав атома Найдите в информации в состав чеговходят протоны, электроны инейтроны? Побуждение кпроблеме О протонах, нейтронах, электронах, электронной оболочки. Как вы думаете, о чем пойдет речь насегодняшнем уроке? Побуждение косознанию Атом состоит из протонов и нейтронов. Вядре есть протоны и число их равноэлектронам. Ядро состоит из нуклонов. Что вы узнали из информации? Проверка задания Протоны, электроны, нейтроны,электронная оболочка, нуклоны. Для того чтобы выяснить, что мыбудем изучать на сегодняшнем уроке,прочитайте информацию на листе.Смысл, каких слов вам не понятен? Задание на новыйматериал Химические формулы Актуализацияизученного УЧЕНИКИ УЧИТЕЛЬ АНАЛИЗ Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Урок химии в 8 классе по теме «Строение атома» Подводящий к знанию диалог Превращения веществ Значит, тема нашего урока?(Фиксирует тему на доске) Тема О явленияхПревращения Кто догадался, о чем идет речь?Как по другому можно их назвать? Учитель зажигает на столе свечу и говорит слова Майкла Фарадея «Я, собираюсь изложить вам … ряд сведений по химии, которые можно извлечь из горящей свечи. Я не первый раз провожу беседу на эту тему, и … я бы с удовольствием возвращался к ней ежегодно – до того эта тема интересна, и до того изумительно разнообразны те нити, которыми она связана с различными вопросами естествознания. Явления, наблюдающиеся при горении свечи таковы, что нет ни одного закона природы, который при этом не был бы так или иначе затронут …» Майкл Фарадей, Лондон, 1860 г. «Яркое пятно» ПОСТАНОВКАПРОБЛЕМЫ УЧЕНИКИ УЧИТЕЛЬ АНАЛИЗ «яркое пятно» Прием «актуальность» Как можно проверить эту гипотезу? Согласны с этой гипотезой?Почему? Какие есть гипотезы? Общеепобуждение практической устной Побуждение к проверке гипотез Побуждениевыдвижению гипотез Структурадиалога Методы поиска решения проблемы Все верно. Сравните свой вывод с учебником. Учебник (Открытие нового знания) Значит кислотывзаимодействуют.. Вывод Кислоты не взаимодействуют с водой, а толькорастворяются, или не взаимодействуют с кислотами.Взаимодействуют с солями при условии, что выделяетсягаз или осадок.Взаимодействуют со щелочами с выделением теплоты.Изменяют цвет лакмуса – на красный. -Проверьте! Что получилось? Может быть, проведем эксперимент Подсказка кплану. Молчат. Как проверить, какие свойства характерны для кислот? Побуждение кпроверке. Представляют две гипотезы:Кислоты взаимодействуют с металлами, но не всеми.Взаимодействуют с основаниями, солями.(решающая)С кислотами (ошибочная) Группы, поместите листы надоску и прокомментируйтесвой способ решения. Представлениегипотезгруппами. Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее налисте. Подходит к каждой группе:-Какие есть гипотезы?-С чего надо начать? Побуждение кгипотезам,подсказка кРешающейгипотезе. Разбиваются по группам, начинают работу. Сейчас будете работать по группам Материал дляВыдвижениягипотез УЧЕНИКИ УЧИТЕЛЬ АНАЛИЗ Урок химии в 8 классе по теме «Химические свойства кислот». Составлять формулу Что нам нужно уметь при написанииоксидов?И тд. CO2 ,H2O, CaO Какие оксиды вам известны? В 1-ю группу входят оксиды металлов, во 2- ю – оксиды неметаллов. Разделите оксиды на две группы.Объясните, по какому признаку выих разделили. (По ходу ответовразносит оксиды по двумстолбикам). Металлы и неметаллы. Какие элементы? (По ходу ответовфиксирует на доске). Определяют: 2 элемента Кислород Определите, что является главнымдля оксидов. (По ходу ответовфиксирует части речи на доске). Читают Прочитайте по учебнику определениеоксидов Подводящий безпроблемы диалог. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УЧЕНИКИ УЧИТЕЛЬ АНАЛИЗ Урок химии в 8 классе по теме «Оксиды» Подводящий к теме диалог Побуждающий диалогВопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы+ Развивает творческое мышление+ Максимально близок к жизненным ситуациямУченики могут увести в сторону от темы- Невозможно рассчитать время на уроке Подводящий диалогЦепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем+ Развивает логическое мышление+ Просчитывается по времени+ Ведет к нужному результату коротким путем- В меньшей степени развивает творчество и инициативу Здоровьесберегающая технология, т.к. строится на интересе ребенка Формирует логическое мышление, речь учащихся Ребенок является субъектом обучения Развитие познавательной активности Достоинства технологии Конкурентные преимущества: высокое качество усвоения знаний; создаются условия рационального использования непроизвольной и произвольной памяти учащихся;при создании проблемных ситуаций процесс запоминания наиболее эффективен; эффективное развитие интеллекта и творческих способностей учащихся;снижение нервно-психических нагрузок за счет стимуляции познавательной мотивации;технология проблемного диалога реализуется на любом предметном содержании и на любой образовательной ступени. Спасибо за внимание Литература.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. Проверь себя 1. Б, В2. А3. А, В4. В5. А6. А, В7. А8. Б, В9. Б10. Б, В11. А, В12. Б, В13. Б, В14. А15. А, Б, В Интерпретация:14 - 15 - Вы усвоили знания идеально.11 - 13 - Почти безошибочно. Примите поздравления!6 - 10 - Неплохо. Но к отдельным вопросам надо бы вернуться.0 - 5  -  Огорчаться не стоит. Заново изучить проблему никогда не поздно.