Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики через игровую деятельность»


Слайд 1

И в современной педагогической теории и практике одной из актуальных проблем является активизация познавательной деятельности учащихся.
Слайд 2

Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности.
 В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала большое значение имеет умение учителя придавать этому материалу увлекательный характер, делать его живым и интересным.
Слайд 3

Стремление заинтересовать учащихся, разнообразить ход урока ведут к тому, что учителя включают в урок различные игровые методики, потому что игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче.
Слайд 4

В настоящее время игру используют при организации начала урока, при изучении нового материала, при организации контроля, при окончании урока. Часто проводятся и игровые уроки.
Математика- один из наиболее трудных предметов, но как показывает педагогическая практика и анализ педагогической литературы, до недавнего времени игру использовали лишь на занятиях математического кружка, при проведении тематических вечеров и др., а возможности использования игры в учебном процессе недооценивались.
Включение игр и упражнений на уроках математики позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
Слайд 5

Например, в процессе игры на уроке математики незаметно для себя учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи.
Слайд 6

Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Слайд 7

На уроках математики я провожу устный счет, используя при этом игровые и занимательные задания, дидактические игры:"Собери букет", "Математическая рыбалка", "Кто быстрее?", "Молчанка", "Математический футбол", «Математическая гусеница». 
Слайд 8

В начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока». При закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения.
Слайд 9

Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме: 
фокусы с разгадыванием задуманных чисел;
задания с занимательными рамками и магическими квадратами
Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание способа выполнения.
Фокус. Задумайте число, прибавьте к нему 14, к результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 20. 
Формула для разгадывания фокуса: а + 14 + 6 – а = 20. Её можно проиллюстрировать на схематическом чертеже. 
Прежде, чем приступить к разгадыванию фокуса, уч-ся несколько раз проверяют его с разными числами, закрепляя тем самым свои вычислительные навыки, не испытывая усталости, поскольку они заинтересованы в результате. Перспектива показать фокус другим стимулирует активную познавательную деятельность. 
Слайд 10

Многие игры связаны с двигательной активностью. Например:
Игра "Отбей мяч". Учитель кидает мяч ребенку и называет выражение, ученик возвращает мяч с ответом. Если ответ правильный мяч кидается другому ученику, если нет - возвращается.
«Дополни число»
Ход игры:До начала игры определить число, которое играющий должен составить из двух чисел ( например, 10). Взрослый бросает ребенку мяч и называет какое-либо число (например, 7). Поймав мяч, ребенок говорит число(3), которое в сумме с названным взрослым составляет десять: 9 и 1, 8 и 2, 6 и 4, 5 и 5 и т.д.
«Скажи последующее (предыдущее) число»
Слайд 11

Задачи со сказочными героями усиливают интерес к самой задаче, побуждают ребёнка решить проблему, вызывают желание помочь литературным героям.
Слайд 12

Вчера Незнайка прочитал 5 страниц, а сегодня на 2 страницы больше. Сколько страниц Незнайка прочитал сегодня?
Самый длинный бал королевства продолжался с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней продолжался праздник? 
Три поросенка бежали от волка 3 км. Сколько километров пробежал каждый поросёнок? 
Задачи со сказочным сюжетом придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения материала.
Дети очень любят «Веселый счет» - рифмованные задачки.
Слайд 13

Первоклассникам, например, начертания цифр помогают запомнить веселые стихотворения.
Слайд 14

Геометрический материал легко запоминается благодаря сказкам, стихотворениям о геометрических фигурах. 
Слайд 15

Кроме игр, существует много разнообразных способов активизации познавательной активности учащихся: ребусы, кроссворды и шарады.
Большую ценность на уроке представляют загадки. Их можно использовать на различных этапах урока в качестве приёма, активизирующего познавательный интерес и мыслительную деятельность. 
Слайд 16

Математическая игра на уроке должна быть хорошо организована и целеустремлена. Прежде ученикам надо осознать правила - единые по форме для всех игр, чтобы постепенно выработался стереотип. Такие правила обязывают детей действовать строго по очереди или коллективно; отвечать по вызову, внимательно слушать ответ товарища, чтобы исправить его по необходимости, не повторяться: не мешать другим; честно признавать свои ошибки и т.д.. В этом заключается организационная роль правил игры.
Слайд 17

Кроме того, они являются средством управления игрой: указывается способ действий и их последовательность, формируются требования к поведению, регулируются взаимоотношения детей в игре.
Использование игр на уроках математики приносит хорошие результаты, если игра соответствует целям и задачам урока и в ней принимают участие все дети. Играя с увлечением, они лучше усваивают материал, но не устают и не теряют интереса.
Слайд 18

В процессе игры у детей формируются общеучебные умения и навыки, в частности умения контроля и самоконтроля, формируются такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность, честность.
Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме, сохраняет преемственность между детским садом и школой. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста.
Слайд 19