Методический семинар Развитие позанательной активности на уроках через игровую деятельность


Здравствуйте, дорогие коллеги! Я рада видеть всех вас .Уверенна, что все пришли сюда с хорошим настроением.
Слайд 1. Мне очень нравится работать с детьми, они такие непредсказуемые, отзывчивые, понимающие и откровенные! Мне всегда есть чему у них учится! Мы учим друг друга. Я стараюсь найти в каждом ребенке все самое лучшее! Профессиональное кредо: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества»
Слайд 2. Тема моего методического семинара «Развитие познавательной активности на уроках через игровую деятельность»
Константин Дмитриевич Ушинский считал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача первоначального обучения».
Слайд 3. Актуальность проблемы развития ПА в своих трудах поднимали еще Я.А.Каменский и К.Д.Ушинский .Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся на всех этапах развития образования была и остаётся одной из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и сферы деятельности. В связи с этим, особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности, ведь именно познавательная активность, является залогом успешной деятельности детей. Она способствует развитию самостоятельных действий, направленных на поиски адекватных способов решения, подбора материалов и средств для осуществления предстоящих задач.
Познавательная активность– это качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями. Необходимо создать такую атмосферу, при которой ученик совместно с учителем активно работает, сознательно размышляет над процессом обучения.
Слайд 4. Во втором классе ,проведя диагностику мотивации учения и эмоционального отношения к учению совместно с психологом школы, в которой основной упор делается на тестирование познавательной активности ,тревожности и гнева как актуальных состояний и свойств личности ,было выявлено, что у половины учащихся уровень ПА достаточно низкий и очень высокая степень тревожности.
На основании полученных результатов мною были определены цели и задачи
Слайд 5.
Цель:
формирование познавательной активности обучающихся с целью развития их познавательных процессов, повышение уровня учебных достижений
ЗАДАЧИ
Изучить теоретические основы проблемы формирования познавательной активности у детей с особенностями развития
Выявить факторы, способствующие формированию познавательной активности обучающихсяВыявить эффективность использования игровых приёмов и методов как средство развития познавательной активности у детей с особенностями развития
Создание банка заданий, упражнений и пособий по изучаемой проблеме .Слайд 6. Этапы проекта:
Изучение роли формирования познавательного интереса и положительной учебной мотивации в учебном процессе.
Изучение методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся, с целью использования их в работе.
Организация разных видов активности обучающихся в процессе обучения.
Использование разнообразных приёмов и методов развития познавательной активности учащихся в групповых и индивидуальных формах работы
Учебная деятельность, как и любая другая, определяется мотивами, которые во внутреннем плане выражены через познавательный интерес, который определяется как особая избирательная направленность личности на процесс познания. К критериям познавательного интереса относятся: особенность поведения учащихся, активное включение в учебную деятельность, сильная сосредоточенность на этой деятельности, появление вопросов у школьников, которые они ставят учителю. Именно на основе интереса развиваются мотивы учения, которые тесно связаны с реализацией принципа положительного эмоционального фона обучения. Каковы же основные факторы, при которых возникал бы и развивался интерес к учению?
Слайд 7.
Факторы, влияющие на формирование познавательного интереса
Личность учителя
Содержание предмета
Средства обучения
Познавательный интерес
Формы организации обучения
Методы обучения
Виды познавательной деятельности
Мотивация обучения
Другие факторы (родители, путешествия и другие)

Слайд 8.
Остановимся подробнее на формах, средствах, методах организации обучения
- интерактивные методы обучения,
Слайд 9
Использование ИКТ (Информационно-коммуникативные технологии )-Проектная деятельность
Слайд 10
-Игровая деятельность
Остановимся подробнее на игровой деятельности.
Если раньше на уроках пробуждали интерес к учению, то теперь надо его развивать, а это значит надо разрабатывать для занятий целую систему заданий. Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Постоянно снижаю тревожность детей, исключаю иронию, выговор, порицание. Создаю ситуацию успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворение. Шире опираюсь на игру, делаю ее естественной организацией быта детей.
Знания, данные в занимательной форме, в форме игры усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими “бездушными” упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Слайд 11.В своей педагогической деятельности я ставилю перед собой такие вопросы:
Как сделать так, чтобы учиться детям было интересно?
Как сохранить интерес обучающихся с первого до последнего урока?
Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке?
Уроки показали , что игровой метод обучения, достаточно интересен и эффективен в учебной деятельности обучающихся.
А самое главное, данный метод можно использовать на любой ступени обучения в зависимости от предмета, темы и на разном уровне сложности, в соответствии с возрастными и умственными способностями обучающихся. Слайд 12
При использовании игровых технологий очень важно соблюдать некоторые условия:
1.Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован.Нужно всегда знать ЦЕЛИ использования игры.
2.Игры должны соответствовать возрасту, т. е. быть ДОСТУПНЫМИ.
-3.В играх должно быть задействовано как можно больше обучающихся.
4.Необходимо соблюдать умеренность в использовании игр на уроках.
Слайд 13 По форме использования и по содержанию:
Настольные;
Дидактические;
Ролевые;
Деловые;
Интеллектуальные;
Интерактивные
Словесные
В зависимости от этого использую их на разном этапе урока.
Игры также способствуют развитию всех психических процессов, таких как: наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование яркого наглядного материала позволяет разнообразить игру, но и сделать ее привлекательнее для детей. Использование игр, способствует созданию у ребенка положительного эмоционального настроя, повышает работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал, обогащают словарь и активизировать познавательную деятельность. Они могут проводиться на любом этапе урока или в индивидуальной работе.
В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.
Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требует не только умственных, но и волевых усилий - организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива. Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других – только отдельные элементы: действие или правило или то и другое. Поэтому по структуре дидактические игры делятся на: сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны соответствовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослым, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.
Слайд 14. На закрепительном этапе, актуализация знаний, я предлагаю провести игру «карусель»
1. Класс образуют два круга, чтобы участники стояли лицом друг к другу попарно.
2. У ребят внутреннего круга карточка с заданием. Участники внешнего круга выполняют задание, за правильный ответ получают жетон.
3. По сигналу учителя ребята из внешнего круга делают шаг вправо. Внутренний круг остается на месте. Далее дети выполняют задание с новым партнером и вновь передвигаются по сигналу.
4. Что повторили во время игры? Поднимите руки, у кого не было ошибок.
Игра способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся, создает ситуацию успеха, снимает психическую напряженность и физическую нагрузку.
Слайд 15. Побуждают к активной деятельности Словесные методы.
К ним можно отнести загадки, скороговорки, чистоговорки, которые являются важным средством развития речи и познавательной активности. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром. Они способствуют формированию мыслительных операций,. Использование загадок не только оживляет работу на занятиях, но и повышает интерес детей. Любая загадка- это логическое упражнение, в котором требуется узнать предмет по его характерным признакам. Для того, чтобы доказать правильность отгадки, необходимо подробное последовательное логическое рассуждение. Чтобы побудить ребенка к доказательству, следует побудить его рассказать, как он думал, отгадывая загадку. Прошу детей подобрать загадки на заданную тему, проиллюстрировать загадки, придумать загадки.
Сегодня на уроке загадка была использована для мотивации деятельности, для эмоционального настроя. С помощью загадок можно провести любой словарный скучный, казалось бы на первый взгляд словарный диктант.
Слайд 16. Театрализация. театрализацию в основном использую в процессе работы над сказками. Происходит усвоение народной мудрости, развитие эмоциональной сферы, сказка приобщает ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории. В процессе работы над сказками обогащается лексический запас детей.
Слайд 17.С целью мотивации детей на уроке и включение их в учебную деятельность, установлению контакта между учителем и ребятами, а также на этапе Рефлексия, использую на уроке игровые моменты. «Снежинка»-зимой, цветочек, дождинка- весной, яблонька с яблочком- осенью. Эта ненавязчивая игра снимает напряжение у детей, помогает включению детей в работу. Наблюдается логическое игровое завершение.
Уроки-путешествия способствуют снятию нервной нагрузки за счет смены деятельности, что очень важно для здоровьесбережения. Они развивают общеучебные умения и навыки (анализ, синтез, сравнение, умения выделять главное, делать выводы); развивают и поддерживают устойчивый интерес к изучаемому материалу на протяжении всего учебного занятия; развивают коммуникативные умения и навыки и способствуют установлению эмоциональных контактов между участниками учебного процесса.
Слайд 18. Таким образом. Организация учебного - воспитательного процесса в классе, прежде всего, способствует активизации познавательной сферы обучающихся, развитию познавательных способностей, успешному усвоению материала и психическому развитию ребенка.
Слайд 19.В результате повторной диагностики,которые были проведены в 3 и4 классах ,были получены следующие данные- Уровень познавательной активности с каждым годом становится выше ,а уровень тревожности снижается.,что способствовало повышению качества обучения учащихся в целом.
Слайд 20.
Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. А. С. Макаренко говорил о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому учителю необходимо научиться правильно использовать игру на уроке.
«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!»
В.А.Сухомлинский