Новые технологии на уроках русского языка в рамках ФГОС (проблемный диалог).


Новые технологии на уроках русского языка в рамках ФГОС ( проблемный диалог )
Беленова Л.Г.
В статье рассматриваются отдельные приемы новых технологий в рамках ФГОС на примере уроков русского языка (проблемный диалог) и литературы (продуктивное чтение).
В связи с введением ФГОС (Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта) на уроках русского языка и литературы преподаватели нашей кафедры используют как новые учебники, так и новые технологии, то есть методы обучения.
Одной из таких технологий является проблемно –диалогическая ,в основе которой лежит проблемный диалог .Она дает развернутый ответ на вопрос , как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Постановка проблемы -это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения -этап формулирования нового знания.
Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, то есть обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников.
Например, некоторые из приемов, которыми я пользуюсь в своей работе.
Прием №1
По заданию учителя школьники прочитывают вслух однокоренные слова:
КАСАНИЕ, КОСНУТЬСЯ, КАСАТЬСЯ, ПРИКОСНОВЕНИЕ
Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта ( в одних словах пишется в корне «а», в других-«о»)
Затем учитель задает вопросы:
-Что вас удивляет? (побуждение к осознанию противоречия)
-Какой вопрос возникает? (побуждение к формулированию проблемы)
-Когда пишется «а», а когда «о»?
Итак, тема урока «Правописание корней кас-кос»
Прием № 2
По заданию учителя ученики от данных слов ( «грузчик», «буфет») образуют новые слова с помощью суффиксов –чик ,-щик. Класс разбивается на группы и выполняет практическое задание. Затем ученики читают слова, которые у них получились ( грузчик-грущик, буфетчик -буфетщик).
-Итак, каждая группа получила одно задание, а вариантов ответа мы имеем несколько (побуждение к осознанию противоречия)
-Почему так вышло?
-Чего мы не знаем?
-Какой будет тема урока ?( Правописание суффиксов чик -щик)
Таким образом, поставив учебную проблему и сформулировав тему урока, учитель вместе с учениками переходит к организации поиска ее решения.
Другим методом, который я использую на уроках русского языка, является технология продуктивного чтения. Она обеспечивает понимание текста за счет овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать автора, умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебника;
познавательных универсальных учебных действий, например ,умения извлекать информацию из текста.
В рамках ФГОС в методических рекомендациях предпочтение отдается работе в малых группах ,в парах и другие формы групповой работы .Это связано с ее важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, и прежде всего умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.
Так, например, на уроках по развитию речи при изучении темы «Учебно-научный текст» применяется метод изучающего чтения в рамках технологии продуктивного чтения.
На этапе до чтения учитель задает вопросы:
-Прочитай заглавие текста. Какие предположения о его содержании у тебя возникли?
-Прочитай текст. Насколько оправдались твои предположения?
-По каким признакам этот текст можно считать учебно-научным?
На этапе во время чтения ученики учатся задавать вопросы автору, прогнозировать ответы и искать их в самом тексте, проверяя себя; обращать внимание на ключевые слова,
решать, какая информация главная, какая второстепенная.
Если последовательно записать вопросы к каждому абзацу, то получится план текста, который поможет запомнить и пересказать его содержание.
На этапе после чтения ученик определяет, достиг ли он поставленной цели.
-Насколько хорошо ты понял текст и что узнал нового?
-Ответь на вопросы к каждому абзацу. Что еще ты хотел бы узнать по данному вопросу.
Как видим, такая форма введения в тему, как проблемный диалог, заставляет ученика проводить определенную аналитическую работу и подводит к развитию умения самостоятельно формулировать тему урока и находить способы ее решения.
Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 \ Сайт Министерства образования и науки РФ (электронный ресурс)
ОС «Школа 2100» Схема анализа (самоанализа) урока по результатам ФГОС.