Статья на тему Проблемный диалог на уроках риторики

ПРОБЛЕМНЫЙ ДИАЛОГ НА УРОКАХ РИТОРИКИ

Мир вокруг нас удивительно переменчив. Но переменчив в хорошем смысле этого слова, ведь любая перемена – это не только конфликт, всплеск, но это ещё и движение вперед, развитие. Сейчас такое развитие претерпевает наша педагогика: появляются новые программы, в школьный курс вводятся новые предметы, педагогами осваиваются новые подходы и приёмы преподавания, пишутся новые учебники. Такое разнообразие всего нового опасно серьёзными последствиями: учитель не имеет права навредить ученику, не имеет права на ошибку, а должен, всё взвесив, попасть «в цель», «в десятку». Тут и приходит вечная прописная истина: всё новое – хорошо забытое старое. Что же можно вспомнить из старого? Например, в конце 18 – начале 19 века преподавали такую дисциплину как «теория словесности», что давало хорошие результаты. Что обозначает понятие «словесность»? Термин «словесность» в системе образования сложился ещё в конце 18 – начале 19 века и имел два основных толкования:
способность или мастерство выражения мысли в слове с применением правил искусства речи («искусство сочинять»);
совокупность произведений, при создании которых применяются эти правила.
Курс теории словесности складывался на базе риторики. А курс риторики в структуре школьной филологии сочетался с курсами грамматики и логики. Причём риторика считалась главной наукой теории словесности («искусство сочинять»). Что же давала данная система образования ученику? Она учила логически выстраивать цельную систему искусства речи на универсальной основе и относить эту систему к родному языку как системе правил образования речи. Овладев ею, учащийся умел пользоваться законами речи в повседневной жизни, в различных ситуациях общения. Но целью общения являлась не собственно речь, а содержание и глубина мыслей. Если мысль была сложной, то она требовала от учащегося крайне точного выражения, поэтому ему приходилось задумываться над вопросами: что сказать? И как сделать?
Из всех предметов школьной программы риторика как искусство слова ближе всех соотносится с реальной жизнью. Она вооружает человека практическим навыком для овладения языком, при написании сочинений разных жанров, готовит грамотного в речевом и поведенческом отношении человека. Риторика вместе с литературой и грамматикой помогает не только понять любой текст, но и показывает, как его построить, к тому же она стимулирует создание собственных речей – выступлений по поводу изученного и увиденного.
В традиционной школе общение в основном проходит в монологической форме. В развивающем обучении любой урок строится в форме проблемного диалога, в постановке проблемных вопросов, то есть создании проблемной ситуации. Риторика – эта та технологическая дисциплина, которая учит законам построения речи, в том числе и диалога.
Проблемный диалог – технология Образовательной системы «Школа 2100». Она используется на уроках изучения нового материала и позволяет заменить традиционное объяснение учителя «открытием» знаний. Технология проблемного диалога универсальна, то есть применима на любом предмете и любой ступени.
Проблемный диалог раскрывает ту часть деятельности учителя, которая всегда называлась «методы обучения». Правда, в традиционной дидактике они описывались абстрактно, а в Образовательной системе «Школа 2100» - конкретно.
С какого же проблемного вопроса следует начать конструктивный диалог на уроке риторике? Конечно же, с того, который волновал в «хорошо забытом старом»: что мы делаем, когда говорим? Ответить на него можно лишь только в процессе общения.
Давайте рассмотрим речевую ситуацию на уроке риторики, где требуется, во-первых, определить в сознании детей смысл слова (одному и тому же слову часто придаются несколько смыслов); во-вторых, включить слово, понятое учениками, в речевое действие (здесь необходимо отчётливо представлять все возможные способы использования слова в речи); в-третьих, сделать самостоятельно выбор между словами со сходным значением (на данном этапе на помощь приходит знание этимологии слова, истории употребления его в контексте речи).
В общении должен участвовать каждый ученик, причём всех желающих высказаться необходимо выслушать. При этом один ученик говорит, а все остальные слушают. Затем в процессе обсуждения участники диалога меняются местами.
Роль учителя состоит в том, чтобы научить каждого ребёнка строить диалог, то есть ребёнок должен так выразить свою мысль, чтобы собеседник её понял. Только в этом случае состоится грамотное общение, приносящее пользу каждому участнику диалога. Поэтому учащиеся, слушая речь другого, приноравливаются друг к другу, учатся держать нужный темп, соблюдать интонацию, паузы. Ученики на уроке следят за изменением мнений, настроений, темы урока. Если тема интересна, общение будет конструктивным, поэтому учителю приходится внимательно следить за репликой каждого. А ученику на каждый новый вопрос участников диалога надо реагировать не только новой эмоцией, но и грамотным ответом согласия или несогласия с мнением других.
Опыт работы в школе показывает, что диалог сложен не только для учащихся, но и для учителя, поэтому, идя на урок, он должен уметь отвечать на следующие вопросы:
В чём участники общения обязательно должны быть подобны, чтобы говорить и понимать сказанное?
Каковы условия, обеспечивающие участникам общения возможность нахождения общих тем речи и, следовательно, продуктивного продолжения и развития общения?
Каким образом создаётся приращение смысла речи, как участникам общения удаётся связать реплики и получить новую информацию?
Ведущим звеном в процессе общения на уроке риторики является понятие «вопрос-ответ». В вопросе формируется то неизвестное, что есть в проблемной ситуации. Поставленный вопрос требует ответа, то есть побуждает познавательную, ориентировочную готовность. Когда вопросы исчезают, мышление останавливается в своём развитии.
Умение ставить вопросы к неизвестному в проблемной ситуации означает не только способность отделить его от известного, то есть способность мыслить, но и способность выразить свои мысли в слове. Мастерство педагога проявляется в умении задавать вопросы, двигающие мысль ученика, а также в способе вызвать у него желание самому научиться ставить такие вопросы окружающим.
Каким же должен быть проблемный вопрос?
Во-первых, он должен быть выражен в какой–либо грамматической форме, то есть быть вопросительным, побудительным или повествовательным предложением.
Во-вторых, к нему должны предъявляться семантические требования, которые связаны с пониманием значений и смыслов вопросов.
В-третьих, к вопросу должны предъявляться прагматические требования, направленные на то, чтобы обеспечить правильное понимание вопросов адресатом, их целесообразность и практическую значимость для поиска решения. Вопрос не должен быть ни слишком лёгким, ни слишком трудным: затребованная в нём информация от обучаемого должна решать какую-либо методическую задачу. Считается, что прагматически верные вопросы должны вызывать активную мыслительную деятельность учащегося.
Задавая вопросы, учитель должен учитывать возраст и индивидуальные особенности учащихся.
Владение техникой постановки проблемных вопросов на уроке в системе развивающего обучения, организация поиска ответов на них – необходимые качества педагога, активизирующего процесс диалога на уроке.


Список литературы
Риторика. Методические рекомендации. Под редакцией Т.А. Ладыженской. – С-Инфо Баллас, М., 1998.
«Школа 2100». Приоритетные направления развития Образовательной программы. Выпуск 4. «Баласс», М., 2000.
Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В.. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. «Баласс», М., 2000.
Заголовок 115