Выступление на МС социальных педагогов по темеВзаимодействие школы с семьями

Взаимодействие школы с семьями,
находящимися в социально опасном положении.

В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителям к детям, разрушен психологический уклад семьи.
А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, низкой заработной платы, приводит к ухудшению детей в семье. Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание социально-психолого-педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.
Семья, находящаяся в социально опасном положении.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Основными критериями при определении семей этой категории являются:
неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)
вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
жестокое обращение с людьми со стороны родителей;
отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.
Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:
конфликтная – наиболее распространённый тип с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
аморальная – характеризующая нарушением всяких моральных и этнических норм;
педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям.
асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.
Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. К таким семьям относятся, например, малообеспеченные, многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача социального педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.
Для устранения неблагополучия в семье школой проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.
На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:
- обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;
-оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;
- координировать учебную помощь родителей их детям;
- обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;
- организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
В работе с семьями можно выделить основные направления работы:
- проверка жилищно-бытовых условий семьи;
- сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;
- составление плана работы с семьей;
- проведение консультаций, лекций для родителей;
- оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;
- отслеживание успеваемости и посещаемости учащихся из неблагополучных семей;
- организация досуговой занятости детей из данных семей во внеурочное время и во время каникул;
- помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул.

В МБУ Пешковской СОШ работа по предупреждению, профилактики и устранению неблагополучия в семье осуществляется в соответствии с нормативно-правовых актов на уровне ОУ, регламентирующих профилактическую деятельность:
( ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
( Семейный Кодекс РФ;
( ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
( Конвенция «О правах ребёнка»;
( Областной Закон «О социальной поддержки детства в Ростовской области» (от 07.10.04г);
( Банк данных неблагополучных семей по МБУ Пешковской СОШ на каждый учебный год;
( Основные направления деятельности социального педагога школы, план работы социального педагога на каждый учебный год.
Положив в основу данные законы, мы разработали этапы, алгоритм сопровождения семей социального риска.

Этапы работы школы с семьёй,
находящейся в социально опасном положении.
1 этап.
Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных.
С целью раннего выявления неблагополучных семей, проживающих на территории школы, организована следующая работа: за педагогами школы закреплены микроучастки, которые обходятся 2 раза в год, проверяются все несовершеннолетние, проживающие в семьях, место их обучения. В начале каждого учебного года социальный педагог на основе полученной информации от классных руководителей в социальном паспорте класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем.
Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.

2 этап.
Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП (ТЖС):
устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей (лично, через специалистов образовательного учреждения);
организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;
изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;
изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения.
контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;
анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории.
В профилактической работе классный руководитель может использовать широкий перечень возможных форм и методов: посещение семьи с целью обследования условий проживания, осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учащихся, индивидуальные беседы и консультации с учащимися и родителями, наблюдения за детьми в течение года за их внешним видом, а также выполнением обязанностей со стороны родителей, привлечение родителей к участию в родительских собраниях, классных мероприятиях, контроль за успеваемостью учащихся, вовлечение их в кружки, секции, общественную жизнь класса и школы, лекции, семинары и т.д.

3 этап.
Семья рассматривается на педагогическом совете и заседании школьного Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних
Классный руководитель и социальный педагог предоставляют документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику на несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.

4 этап.
Постановка на профилактический учет семьи в школе.
Решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается в соответствии с положением «Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних МБУ Пешковской СОШ».

5 этап.
Представление на Совет профилактики правонарушений при администрации сельского поселения.

6 этап.
Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В работе с семьей, находящейся в СОП/ТЖС
социальным педагогом используется алгоритм:
Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).
Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
Изучение причин неблагополучия семьи.
Составление карты семьи.
Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (ОПД, КДН и ЗП, Совет профилактики при сельской администрации, образовательные учреждения, отел опеки и попечительства).
Составление программы (плана) работы с неблагополучной семьёй.
Текущие и контрольные посещения семьи.
Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

Выполнение индивидуального плана профилактической работы заслушивается на школьном Совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (по плану).
Социальный педагог формирует личное дело семьи, которое состоит из следующих документов:
1. Титульный лист (Ф.И.О. родителей, Ф.И.О. детей, дата рождения)
2. Акт обследования условий проживания семьи.
3. Копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего или паспорт.
4. Копии паспортов родителей (при возможности)
5. Индивидуальная комплексная программа реабилитации
6. Акты и справки о посещении семьи.
7. Характеристика на несовершеннолетнего
8. Индивидуальная работа с родителями и несовершеннолетними (им) (объяснительные, заявления, расписки и т.д.).
Какую же помощь можно оказать таким семьям?
Материальная:
- оказание гуманитарной помощи (сельская администрация, учреждение образования);
- финансовая (УСЗН);
- консультирование родителей по вопросам получения социальной помощи разных видов (учреждение образования, специалист по социальной работе).
Педагогическая:
- занятость детей в кружках, секциях, факультативах (учреждение образования);
- контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий (учреждение образования);
- контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам (учреждение образования);
- консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка (учреждение образования);
- просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям (учреждение образования).
Психологическая:
- сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка) (учреждение образования);
- просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка;
- коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений (учреждение образования).
Коррекционная:
- индивидуальные занятия с ребёнком по тем предметам, где наблюдается неуспеваемость (учреждение образования);
- формирование у ребёнка гигиенических навыков (учреждение образования).
Медицинская:
- медицинское обследование ребёнка, в случае необходимости направление на стационарное лечение (амбулатория, ФАП);
- организация оздоровления несовершеннолетнего, направление в оздоровительный лагерь (отдел по вопросам семьи и детства).
Правовая:
- если у родителей или ребёнка отсутствуют документы в правовую помощь, вносятся следующие пункты:
1) оформление свидетельства о рождении ребёнка (специалист по социальной работе),
- консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка (ОДН, учреждение образования).
Иной вид помощи:
- занятость несовершеннолетнего в свободное время, каникулярное время (учреждение образования);
- посещение семьи по месту жительства, социальный патронат семьи (образовательное учреждение, сельская администрация, инспектор по делам несовершеннолетних, отдел опеки и попечительства Азовского РОО);
- контроль за поведением родителей в быту в вечернее время и выходные дни (участковый).

Привлечение родителей
к административной и уголовной ответственности:
Очень часто родители, забывающие о своих родительских обязанностей могут привлекаться в установленном порядке к административной (ст.5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях) и уголовной (ст.150, 151, 156, 242 . Уголовного кодекса РФ) ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязанностей, а также за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественные действия (включая употребление алкоголя, наркотиков и иных запрещённых веществ).
В связи с этим необходима совместная работа школы и правоохранительных органов (полиции, прокуратуры), а так же комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Заключение.

В заключение хочется отметить, что работа социального педагога по взаимодействию со всеми субъектами профилактики по защите прав и интересов ребенка, находящегося в социально опасном положении, будет наиболее эффективна при условии:
раннего выявления проблемы;
своевременного информирования служб системы профилактики;
совместной скоординированной индивидуально - профилактической работы
При работе с подростками, находящимися в социально опасном положении нам необходимо помнить главное: дети нуждаются в нашей помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность (неприкаянность), одиночество. Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают ребенка.
Какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации мы не делали, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.









13PAGE \* MERGEFORMAT14215




15