Статья на тему Использование ЭОР на уроках башкирского языка и литературы


Использование электронно-образовательных ресурсов
на уроках башкирского языка и литературы
Тимергалиева Светлана Ивановна,
учительница башкирского языка и литературы
МАОУ «Гимназия №3 имени Джалиля Киекбаева»
г. Стерлитамак Республика Башкортостан
Сегодня представление о том, что учебные учреждения должны давать прежде всего знания, умения и навыки, уже неактуально. Стандарты современного образования требуют от выпускников способности самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные задачи, требующие умения разбираться в любой ситуации и находить рациональные решения, ориентироваться во всех видах профессиональной деятельности.
В условиях работы по новому федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) образования урок должен не только перестать быть единицей планирования и анализа обучения, но освободить место для появления других форм организации учебного процесса в учебные учреждения. Электронные образовательные ресурсы,  как учебный материал, для воспроизведения которого используются электронные устройства, обладают инновационными качествами, необходимыми для удовлетворения потребностей обучающихся.
Электронный образовательный ресурс – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. ЭОР может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.
ЭОР подразделяется на:
мультимедийные продукты
программные продукты
изобразительные продукты
аудио продукты
текстовые продукты
электронные аналоги печатных изданий.
Все многообразие ЭОР условно можно подразделить на информационные источники и информационные инструменты.
В образовательном процессе возможно использование как простых  информационных источников (звук, изображение, текст, видеоматериалы, модели), так и комплексные, содержащие простые информационные источники, связанные с гиперссылками (например, мультимедиа энциклопедии).Информационный инструмент учебной деятельности – это программный продукт, позволяющий производить активные действия над информационными источниками (объектами), создавать их, менять, связывать, передавать и т.д.
К педагогическим ЭОР также относятся электронные учебные издания и электронные учебные материалы.
Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагает педагог. Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ. Интернет-технологии, которые быстро осваиваются современными учащимися, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов. Применение электронных образовательных ресурсов дает мне возможность более глубоко осветить теоретический вопрос, помогает учащимся вникнуть более детально в процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей. «Сегодня и завтра» наших учеников - это информационное общество.
Будущее компьютерных технологий е напрямую зависит от того, насколько продуман начальный период их использования в учебный процесс.
Интерактив дает возможность использования активно-деятельностных форм обучения, воздействия и получения ответных реакций, а также позволяет учащимся проверить свои знания без участия учителя.
Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс кардинально изменило отношение к создаваемыми и используемым учебным материалам. В современных образовательных стандартах и нормативах указывается возможность и необходимость использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе вместе (или вместо) печатных. К образовательным ресурсам можно отнести любые материалы, которые преподаватель полностью или частично использует в образовательном процессе. Среди полностью используемых ресурсов можно назвать учебники и учебные пособия, методические материалы и учебно - наглядные материалы, интерактивные обучающие программы. В то же время, преподаватель может использовать информацию, размещенную в ресурсах, не связанных напрямую с образовательным процессом – периодические издания, научную литературу и т.д. Из нее преподаватель черпает необходимые факты и концепции, на нее направляет внимание учащихся при подготовке самостоятельных работ – рефератов, сообщений и т.п. Особенно активно в современном образовании используют ЭОР в качестве наглядных и учебных изданий.   Можно отметить преимущества современных ЭОР: − широта распространения (тираж ЭОР зависит от числа копий; в то же время, для ЭОР, расположенных на сайте, возможно просчитать количество посещений); − мультимедийность (в отличие от печатных изданий в ЭОР можно разместить видео и аудио материалы, создать компьютерную анимацию); − интерактивность (при работе с ЭОР часто используются небольшие модули и гиперссылки, которые определяют выбор последовательности обучения и соучастия обучаемого в изучении материала); − доступность (ЭОР могут быть выложены на сайте, предоставлены обучаемым по электронной почте, на материальном носителе и т.п.).Работа с электронными энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам  можно назвать создание  мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных  программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание. Одновременное  воздействие на два важных органа восприятия (слух  и  зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Презентация даёт возможность преподавателю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей студентов, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентаций учитывается, что она:
Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
Усиливает воздействие выступления.
Главное – научиться использовать предлагаемые материалы при подготовке самостоятельных ЭОР. Безусловно, созданные самим преподавателем ЭОР являются наиболее близкими к читаемому курсу и стилю работы педагога. Одновременно возникает проблема профессионализма в подаче материала, рассчитанного на самостоятельную работу ученика, иначе воспринимаемую и затрагивающую иные навыки восприятия информации. Большое количество слайдов, изображений, анимационных эффектов, видеоматериалов не только не улучшают, но затрудняют восприятие сложного учебного материала, снижают эффективность работы преподавателя. Краткость, точность и уместность использования ЭОР и их возможностей позволяют повысить качество обучения, донести до ученика нужное знание, простимулировать самостоятельную творческую работу и закрепить пройденный материал.
К информационный инструментам, применяемым в своей работе, я отношу в первую очередь электронные тренажеры, интерактивные обучающие программы, где обучающийся может самостоятельно ознакомиться с разделом, а затем проверить себя сам.Также к информационным инструментам относится компьютерное тестирование. Компьютер помогает осуществить всесторонний (текущий, промежуточный, итоговый) контроль учебного процесса. Компьютер - помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля студентов, в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся
Именно в данный момент в системе образования сформировалась направленность к применению современных технологий для оценки свойства достижений учеников. Необыкновенно пользующимся популярностью в последнее время делается компьютерное тестирование, которое в сравнении с обычным бланочным тестированием имеет ряд положительных сторон: получение моментального итога, исключение предвзятости, легкость обработки результатов и др.
Известно, собственно время возникновения тестологии относят к середине 19 в., а одним из первых, кто начал применять тестовые технологии для измерения личных возможностей, стал британский ученый Френсис Гальтон, который, занимаясь вопросами наследственности, придумал ряд методологий для определения психофизических функций организма жителя нашей планеты. Ф. Гальтон был первым, кто использовал оценочные шкалы, анкетирование и технику вольных ассоциаций, и еще определил основы испытания, которые сохраняют актуальность до сих пор.
Мысль применения тестирования для измерения значения учебных достижений возникает сначала ХХ в. у южноамериканского специалиста по психологии В.А. Макколла, который предложил поделить испытания на психологические (для определения значения умственного развития) и педагогические (для измерения успешности студентов по предметам за конкретный период изучения). Учитывая мнение ученого, целью педагогического тестирования наверное выделение и соединение в категории учащихся с близкими признаками уровня обученности.
В России интерес к тестологии и практике использования тестов в учебном процессе формируется в 1920-е гг. Этой проблемой занимались такие видные российские педагоги как П.П. Блонский, С.М. Василевский, Л.С. Выготский, Г.И. Залкинд и др. Развитие дидактической тестологии связано с работами Н.Ф. Талызиной по программированному обучению и В.П. Беспалько по проблемам педагогической технологии.Ко второй половине ХХ в. формируется более совершенная модель анализа полученных результатов тестирования - современная теория тестов, которая из описательной науки начинает превращаться в науку о законах формирования и оценивания поведения испытуемых. В это же время разрабатываются компьютерные программы для обработки результатов тестирования и зарождается такая разновидность тестирования как компьютерное тестирование.
До 1990-х гг. тестирующие (и обучающие) программы писались программистами институтов (или же НИИ, имеющих отношение к таким университетам). Практика показывает, любая кафедра информатики отечественного университета имела собственную авторскую тестирующую программу. В случае если на изначальном рубеже такового вида программы возводились на принципе однозначного определения ответов подопытного и использовании лишь текстового режима при формулировании заданий, то наиболее прогрессивные варианты, обычно, позволяли воплотить и многочисленный выбор разновидностей ответов, и применение графического материала, звуковую и видеоинформацию и так далее.
Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе все большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля. При тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста.
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:
Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.
Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.
Программа MyTest (MyTestX, MyTestXPro )разрабатывается Башлаковым Александром Сергеевичем с 2003 года.
MyTestX - это система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестови журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.Программа MyTestX работает с десятью типами заданий:
Одиночный выбор.
Множественный выбор.
Установление порядка следования.
Установление соответствия.
Указание истинности или ложности утверждений.
Ручной ввод числа.
Ручной ввод текста.
Выбор места или изображения.
Перестановка букв.
Заполнение пропусков.
В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. В заданиях с выбором ответа (одиночный, множественный выбор, указание порядка, указание истинности) можно использовать до 10 (включительно) вариантов ответа.
Программа состоит из трех модулей: Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор тестов (MyTestEditor) и Журнал тестирования (MyTestServer). Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Практически, любой учитель-предметник, даже владеющий компьютером на начальном уровне, может легко составить свои тесты для программы MyTestX и использовать их на уроках.
В программе имеются богатые возможности форматирования текста вопросов и вариантов ответа. Вы можете определить шрифт, цвет символов и фона, использовать верхний и нижний индекс, разбивать текст на абзацы и применять к ним расширенное форматирование, использовать списки, вставлять рисунки и формулы... Для большего удобства в программе имеется собственный текстовый редактор.
К каждому заданию можно задать сложность (количество баллов за верный ответ), прикрепить подсказку (показ может быть за штрафные баллы) и объяснение верного ответа (выводится в случае ошибки в обучающем режиме), настроить другие параметры…
Имеется возможность использовать несколько вариантов вопроса задания, удобно создавать выборку заданий для учащихся, перемешивать задания и варианты ответов. Это значительно уменьшает возможность списывания при прохождении одного и того же теста несколькими тестируемыми или повторном прохождении теста.
В MyTestX можно использовать любую систему оценивания от 2-х до 100-бальной. Систему оценки и ее настройки можно задать или изменить в редакторе теста.
При наличии компьютерной сети можно, используя модуль журнала MyTestX, можно легко:
Организовать централизированный сбор и обработку результатов тестирования. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются учителю. Учитель может оценить или проанализировать их в любое удобное для него время.
Организовать раздачу тестов учащимся через сеть, тогда отпадает необходимость каждый раз копировать файлы тестов на все компьютеры. Раздавать можно сразу несколько разных тестов.
Непосредственно следить за процессом тестирования. Вы можете видеть кто и какой тест выполняет, сколько заданий уже выполнено и какова их результативность.
Подведя итоги, необходимо сказать, что использование ЭОР в образовательном процессе не должно быть целью преподавателя. Как и традиционные, электронные образовательные ресурсы остаются средством, с помощью которых педагог формирует картину мира обучаемого. Всё это способствует увеличению объёма знаний и повышению их качества, развитию навыков и умений, необходимых в современном мире. А значит, даёт нашим детям возможность стать более успешными в жизни, конкурентоспособными на рынке труда в будущем
Рассмотрим и негативные последствия использования электронных образовательных ресурсов:- индивидуализация обучения сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение преподавателей и обучаемых, учащихся между собой, предлагая им общение в виде «диалога с компьютером»;- орган объективизации мышления человека – речь оказывается выключенным, обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке;- идет свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм;- вызывает трудность переход от информации, циркулирующей в системе обучения к самостоятельным профессиональным действиям, некоторые педагоги и обучаемые теряются в предоставленной свободе по поиску и использованию информации;- нелинейная структура информации подвергает учащегося «соблазну следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала;- использование электронных средств обучения лишает обучаемых возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения;- чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.
Интернет -ресурсы:
http://mytest.klyaksa.net/
http://vsosh.edusite.ru/DswMedia/sovremennyiyurokrusskogoyazyikaiyeor.dochttp://ppt4web.ru/pedagogika/primenenie-ehlektronnykh-obrazovatelnykh-resursov-ehor-na-urokakh-raznogo-tipa-vida.htmlhttp://vbelyakov.ucoz.ru/samoobrazovanie/ispolzovanie_ehor_na_urokakh_biologii.doc