Урок — игра по теме «Повторение орфографии, лексики, морфологии и орфоэпии»


Министерство образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай
Автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Алтай
«Усть – Коксинский техникум отраслевых технологий»
Урок-игра по русскому язык (9класс).
Экспедиция «Восхождение на пик Знаний»
Разработала:
учитель русского языка
и литературы
Чинчина О.В
Усть – Кокса 2014
Тема: повторение орфографии, морфологии, лексики и орфоэпии.
Цели: повторить и закрепить знания обучающихся по орфографии, морфологии, лексике и орфоэпии; воспитывать дружелюбие, умение работать в группе, внимательность; способствовать развитию речи обучающихся, мышления, воображения и памяти.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: урок-игра: экспедиция «Восхождение на пик Знаний»
Методы обучения: словесный, наглядный.
Методы контроля: устный, письменный.
Оборудование: карточки-задания, эмблемы, флажки, карта на доске, удочки.
Орг. Момент.
Учитель приветствует ребят, гостей, поясняет правила игры. Они очень просты: 1) пока команда не выполнит задания, она не может двигаться дальше.2) Побеждает та команда, которая первой доберется до пика Знаний. 3)Капитан отвечает за дисциплину в команде.
В основе игры лежит «восхождение» альпинистов на пик Знаний. Вся экспедиция движется по пути, разделенному на участки с остановками на привалах. Привалов будет 6. На привалах капитаны получают задания, которые они должны выполнить, прежде чем двигаться дальше. Конечный пункт-пик Знаний. Задача команд - как можно быстрее прийти на конечный пункт. Двум командам заранее было дано задание придумать название команды, девиз и эмблему.
Выбрать жюри 2 человека. Показ карты (на доске). Жюри на карте отмечают продвижение команд флажками.
Начало игры.
Команды произносят своё название, девиз по очереди. Капитаны получают первое задание. Раз у нас альпинистская экспедиция, то прежде чем выйти с турбазы и получить задания на первый привал, команды должны собрать рюкзаки: кто быстрее? Я раздаю листочки, а вы на них запишите все, что нужно альпинисту в пути, лишнего не брать - дорога трудная, но записать все слова грамотно, так как игра по русскому языку. ( Этот конкурс оценивает жюри - листочки с ответами капитаны уносят им). Вы заработали первые баллы.
Теперь капитаны получают задания на первый привал.
Привал 1. «Ориентирование на местности».
В конвертах лежат задания, нужно их выполнить.
1команда.
Найдите нарушения языковой нормы.
Пирожок с повидлой, нет сапогов, группа запорожцев решили написать письмо турецкому султану. Я с отцом ездили на рыбалку. Больше всего я люблю книги и рисовать.
2 команда. Найдите и исправьте ошибки.
Двое подружек, ложи на место, ихний пример, крестьянство не успевали убрать урожай. Я сказал Сереже, чтобы он не возникал, пара туфлей.
(На обсуждение 5 минут).
Ответы зачитываем и отдаем жюри.
Привал 2. «Альпийские луга».
Перед каждой командой лежит ромашка с заданиями. Берем по одному листку, обсуждаем в команде ответ и кто-либо из команды отвечает, затем берут второй листок и т. д. Жюри оценивает ответы. (На обсуждение ответов 5 минут).
1. Определить род имен существительных. (1 команда).
Дитя, путь, тюль, метро, кофе, плакса, сирота, кенгуру, торнадо.
Определить род имен существительных. (2 команда)
Друг, земля, шампунь, село, коллега, рожь, забияка, фламинго, Миссисипи.
2. Определить одушевленность - неодушевленность предмета. (1команда).
Личность, солдат, роса, матрешка, гриб, мертвец, пальто, туз, народ, старик.
Определить одушевленность - неодушевленность предмета. (2 команда)
Фонарь, войско, отец, бактерия, иней, валет, глина, слон, поэзия, картина.
3. Определить: собственные или нарицательные имена существительные. . (1команда).
Сестра, Куприн, река, Карпаты, вокзал, Ока, имя, страна, Байкал, планета.
Определить: собственные или нарицательные имена сущ. (2 команда)
Кот, Россия, город, береза, Катунь, озеро, Марс, птица, Ваня, гора.
4. Определить разряд прилагательных. (1команда).
Красивый, добрый, морской, золотое, бабушкины очки, отцовский дом.
Определить разряд прилагательных. (2 команда)
Милый, высокий, железная дверь, серебряный шар, лисий хвост, родной.
5.Найдите имя прилагательное, которое не имеет степени сравнения.
Белый, опрятный, грустный, хромой, толстый. (1команда).
Указать глагол, от которого не образуется повелительное наклонение. (2 команда).
Сеять, пахать, написать, хотеть, бить.
Привал 3. «Отдых у костра». (Капитаны берут конверты с заданиями на 3 привал). Сообща выполнить задания и озвучить их. (На обсуждение ответов 5 минут). Жюри озвучит результаты.
Найти «4-й лишний».
1.Несг..раемый шкаф 1.Легкое прик..сновение2.Г..рячий утюг 2.Неприк..сновенный запас
3.Южный заг..р 3.К..сательная линия
4.Дог..рающий костер 4.Точки соприк..сновения1.Разг..ревшиеся дрова 1.Слегка к..саться2.Г..рящая изба 2.Вопрос, к..сающийся реформы
3.Местные пог..рельцы 3.Осторожно прик..саться4.Уг..рный газ 4.Соприк..сновение с противником.
Привал 4. «Загадки пещеры».(Отгадать загадки, прочитать их и сообщить ответы). (На обсуждение 5 минут).
Кто такой? (1 команда).
1)Лицо, руководящее коллективным исполнением музыкального произведения или хором.
2)Человек, самоотверженно совершающий подвиг.
3)Загадка: бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик.
Кто такой? (2 команда).
1)Опытный, бывалый, испытанный в боях воин.
2)Человек, который совершает поездку на поезде или самолёте.
3) Загадка: сама длинная, нос длинный, а ручки маленькие.
Капитаны берут конверты на 5 привал.
Привал 5. «Горное озеро».
Задания написаны на рыбках. Их нужно поймать удочкой. Выполняем одно задание, озвучиваем и ловим следующую рыбку.
1команда.
1.Поставь ударение. Красивее, звонит, ходатайствовать, договор, каталог.
2. Объясни значение фразеологизмов: бить баклуши, водить за нос.
3. Образуй форму множественного числа: кочерга, цапля, носки, чулки.
4. Дать определение ( синонимы – это…, историзмы, неологизмы).
5. Дописать проверочные слова:
просл..влять -…,вып..дать -…, д..лёкий -…, зак..лять - …,м..лькать -…, од..левать -…, ор..шать .6. Из данных слов, переставив буквы образуйте новые слова.
Колос -…, пилот -…, пила -….
2 команда.
1.Поставь ударение. Газопровод, принять, облегчить, обеспечение, сироты.
2. Объясни значение фразеологизмов: зарубить на носу, кот наплакал.
3. Образуй форму множественного числа: полотенце, блюдце, туфли, сапоги.
4. Дать определение (паронимы, антонимы, архаизмы).
5. Дописать проверочные слова:
оп..здать -…, оч..ровать -…, прибл..жаться -…, упр..щать -…,сокр..щать -…, укр..щать -…..
6. Из данных слов, переставив буквы образуйте новые слова.
Лето-…, села -…, сила -
Привал 6. «Сход лавины».
Я задаю вопросы - один за другим и на них нужно быстро давать ответы: какая команда даст больше верных ответов, та и выигрывает .1)Чем различаются слова: одеть и надеть?
2)Какое слово жалуется, что у него не хватает до сотни? (стонет).
3)Перечислить пять дней недели, не называя числа и названия дней. (Позавчера…).
4)Загадка: на всех садится, никого не боится.(Снег).
5)Что портится от слов?(Настроение).
6)Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам? (Я-мы).
7)Чем отличаются слова: невежа и невежда? (Невежа- невоспитанный человек, грубый, неучтивый. Невежда - необразованный человек, неуч).8)Хитрый вопрос - шутка: как большой дом превратить в маленький? (Дом+ик).
9)Какие 3 местоимения самые чистые? (Вы- мы- ты).
10)Загадка- шутка. Как правильно сказать:
У рыбов нет зубов,
У рыбей нет зубейИли у рыб нет зуб?
Жюри подводит итоги. Награждение победителей.
Итоги урока. Оценки.