Семинар для преподавателей на тему: Организация самостоятельной работы студентов с использованием технологии проблемного обучения на уроках математики


Докладчики: Е.В. Стрекалова Г.П. Полозова Организация самостоятельной работы студентов на уроках математики с использованием технологии проблемного обучения В современной педагогической деятельности все чаще педагоги сталкиваются со следующими проблемами: проблема несоответствия уровня обученности учащихся их реальным возможностям; низкий уровень мотивации; снижение или отсутствие интереса к предмету; высокий уровень тревожности учащихся; быстрая утомляемость на уроках и, как следствие, перегрузка учащихся, ухудшение их здоровья.Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой Активизации познавательной деятельности учащихся можно добиться средствами современных педагогических технологий, традиционная система обучения здесь уже не сильна. Одной из таких технологий является технология проблемного обучения. Суть технологии проблемного обучения можно выразить словами П.П. Блонского : «Обучать ребенка - значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но, помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир». С научной точки зрения под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.  Проблемный подход к обучению нельзя назвать новейшим методом. Данный подход для активизации умственной активности использовался ещё Сократом в дискуссиях с собеседником, а также в пифагорейской школе. Технология проблемного обучения используется на уроках: изучения нового материала и первичного закрепления; комбинированных уроках; на проблемных занятиях - тренингах. Структура занятия с применением технологии проблемного обучения:1) подготовительный этап;2) этап создания проблемной ситуации;3) осознание учащимися темы или отдельного вопроса темы в виде учебной проблемы;4) выдвижение гипотезы, предположений, обоснование гипотезы;5) доказательство, решение и вывод по сформулированной учебной проблеме;6) закрепление и обсуждение полученных данных, применение этих знаний в новых ситуациях.  Уровни самостоятельности учащихся на занятии: 1 уровень – характеризуется несамостоятельной внутренней активностью учащихся. Преподаватель сам создаёт проблемную ситуацию, сам формулирует проблему, сам осуществляет поиск и проводит решение, делает выводы, а студенты принимают эту проблему, активно слушают рассуждения преподавателя. 2 уровень – преподаватель сам создаёт проблемную ситуацию и формулирует проблему, а учащиеся включаются в поиск решения проблемы. Этот метод называется частично-поисковый.3 уровень – преподаватель создаёт проблемную ситуацию, учащиеся включаются в формулировку проблемы и осуществляют ее самостоятельный поиск. Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.Недостатки технологии проблемного обучения: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся. Сравнительная характеристика традиционного и проблемного обучения{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}КритерииТрадиционное обучениеПроблемное обучениеМетоды обученияОбъяснительно-иллюстративныеАктивные исследовательские методы.Результаты обученияГотовые знанияПолучение знаний через развитие творческих способностей, мышления.Деятельность учителя Наглядно-иллюстративное обучение, при котором сообщаются готовые знания, приводятся готовые примеры. Развитие исследовательской деятельности на основе самостоятельной работы. Управление учебными действиями учеников. ДеятельностьучащихсяНосит репродуктивный характер:заучивание готового учебного материала, выполнение упражнений на закрепление знаний, воспроизведение готовых знаний.Формулирование проблемы и поиск путей решения проблемы.Самоконтроль и самооценка деятельности.МотивацияНепосредственное побуждение, связанное с деятельностью учителя. Например, интересное изложение учебного материала.Интеллектуальные мотивы.Ученики испытывают удовлетворение от интеллектуального труда. Тип урока: урок изучения нового материала и первичное закрепление.Цели урока: ввести понятие логарифма, дать определение, познакомить учащихся со свойствами логарифма и с основным логарифмическим свойством.Задачи урока: - образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению новой темы; - развивающие: активизировать познавательную деятельность посредством создания проблемных ситуаций; - воспитательные: формировать умение работать самостоятельно, принимать решение и делать выводы.Краткий план-конспект урока: «Логарифм числа и его свойства» (с целью понять смысл технологии проблемного обучения) Ход урока:I. Организационный момент.II. Актуализация знаний.Устно найти значение Х: Учащиеся решают задания, опираясь на знания уже пройденной темы « Степень числа и ее свойства». III. Изучение нового материала.Задание 1. Учащимся предлагается самостоятельно решить следующие уравнения:Данное уравнение решают с помощью «Степени числа» Данное уравнение решается с помощью «Арифметического корня n-ой степени» Данное уравнение вызывает у учащихся затруднение. Обсуждается вопрос, имеет ли данное уравнение корни, если есть, то сколько. Предлагается использовать графическую иллюстрацию. (проблемная ситуация)Ясно, что уравнение имеет один корень, но мы не можем определить его значение. Для этого вводим новый символ, который называется логарифм числа 5 по основанию 3, то естьОпределение: Логарифмом числа b>0 по положительному основанию a, не равном 1, называется… (далее учащимся предлагается самим закончить определение) …показатель степени, в которую нужно возвести a, чтобы получить b. (проблемная ситуация) Задание 2. Студентам предлагается самостоятельно сформулировать формулы: (проблемная ситуация) Преподаватель дает определение десятичного логарифма Определение: Логарифм числа b>0 по основанию 10 называется десятичным логарифмом числа b.Задание 3. Студентам предлагается самостоятельно дать определение натурального логарифма по основанию e. (проблемная ситуация) Далее рассматриваются свойства логарифмов, основное логарифмическое тождество и при необходимости формула перехода от одного основания к другому. (с созданием проблемных ситуаций)IV. Закрепление пройденного материала и обсуждение вопросов по данной теме. Использование проблемного метода обучения позволило получить следующие результаты:• учащиеся грамотно и четко формулируют вопросы, участвуют в обсуждении; имеют желание высказывать и отстаивать свою точку зрения;• развивается логическое мышление;• развивается память, внимание, умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность;• развивается способность к самоконтролю;• формируется устойчивый интерес к предмету;активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке.Исходя из вышесказанного, мы считаем целесообразным применение метода проблемного обучения на уроках математики.  Список использованной литературы:Бабичева Т. А. Проблемное обучение в процессе активизации познавательной деятельности студентов // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2009. - № 6. - С. 12-17.Бершадская Е. Комплекс образовательных технологий // Директор школы. - 2009. - N 2. - С.65-69. http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2014/10/13/primenenie-tekhnologii-problemnogo-obucheniya-vhttp://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/08/26/vystuplenie-na-metodicheskom-obedinenii-na-temu-problemnyyhttp://infourok.ru/webinar/17.html (Вебинар «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС») СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!